ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

Мальцев Сергей Николаевич
Луганский национальный университет имени Владимира Даля
ЛНР, г. Луганск Институт гуманитарных наук и социально-политических технологий магистрант

Аннотация
В статье показаны проблемы воспитания детей-сирот в приемной семье. Среди основных психологические проблемы адаптации, социализации, сформированности общеучебных навыков и уровень интеллектуального развития. Исследования, проведенные автором, указывают, что решение проблем возможно при условии особого внимания к проблеме приемных семей со стороны социальных служб, организации специальной подготовки приемных родителей.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мальцев С.Н. Приемная семья как предмет социально-психологического изучения // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/05/82347 (дата обращения: 17.03.2024).

Научный руководитель: Скляр П. П.,

доктор психологических наук., профессор,

директор Института гуманитарных наук и социально-политических технологий,

Луганский национальный университет имени Владимира ДаляЛНР, г. Луганск

Несмотря на то, что по данным пресс-службы Министерства образования и науки РФ, численность детей-сирот в России в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократилась на 18%, их количество составляет 71,4 тыс. С каждым годом растет число детей, переданных на воспитание в приемные семьи. В 2016 году число таких детей превысило 42 тыс., кроме того под предварительную опеку попало около 19 тыс. детей-сирот, что на 33% больше, чем в 2014 году. Всего в 2016 году в семьи устроили 63,33 тысячи детей. Это 98,9% от числа детей, переданных на воспитание в семьи за 2015 год (данные с офиц. сайта Миобрнауки: http://минобрнауки.рф/m/новости/8489). При этом за десять месяцев 2016 года было выявлено 47,2 тысячи детей, оставшихся без попечения родителей, существенно уменьшить эту цифру позволила реализация Постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481, которое вступило в силу с 1 сентября 2015 года [1]. И все же проблема остается актуальной по сей день.

В исследовательских поисках современных ученых разных направлений науки наблюдается изучение специфики воспитания ребенка в приемной семье, психолого-педагогических методик и технологий, оптимально влияющих на его результат, при этом, акцент делается как на формировании доброжелательного взаимодействия между ее членами и ребенком, так и на анализе основных педагогических направлений, сферы и средств их влияния на личность детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки (И. Фурманов, А. Аладьин, Н. Фурманова, Т. Кемайкина и др.).

Исследования показывают, что по-прежнему много «белых пятен» имеется в изучении целого ряда проблем, связанных с:

  • особенностями психологического развития детей, попадающих в приемную семью;
  • внутрисемейным общением, особенно если в семье есть родные дети;
  • возможностью общения детей с родными родителями;
  • подготовкой приемных родителей к возможной временной опеке;
  • интересами ребенка в выборе места его устройства.

Учитывая актуальность проблемы воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в условиях приемной семьи, мы поставили цель определить особенности и специфику ее функционирования, очертить основные условия формирования личности ребенка-сироты в семейном окружении.

Наиболее распространенная проблема, с которой дети приходят в приемную семью, – это педагогическая запущенность. По мнению Т.Н. Кемайкиной, она характеризуется [2]:

  • отставанием в интеллектуальном и психологическом развитии;
  • низким уровнем сформированности морально-нравственных качеств;
  • не сформированными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;
  • отставанием в развитии речи.

Интересные выводы делает Н.А. Меркулова, которая считает, что среди основных проблем приемных семей не последнюю роль играет психологическое состояние самих приемных родителей, их потенциальное представление о взаимоотношениях с ребенком, которые зачастую не соответствуют реальности, что может оттолкнуть этих родителей и заставить отвергнуть ребенка, тем самым нанести ему непоправимую психологическую травму, еще более усиливающую уже полученную в родной семье [3].

Безусловно, не последнюю роль в развитии ребенка играют генетические задатки, отсутствие внимания со стороны родителей, материнской любви, ласки в первые годы жизни, поскольку именно в этот период закладываются основные подсознательные механизмы, которые на протяжении всей жизни будут «управлять» его эмоциями, реакциями, поведением. Поэтому главной целью приемной семьи должна стать коррекция этих отставаний, которая возможна только при благоприятном морально-психологическом климате в семье, особо дружеском отношении к ребенку, атмосфере взаимопонимания, доверия, участия.

Теоретико-методологический анализ научной психологической, педагогической и медицинской литературы послужил основой для проведенного нами исследования 9 приемных семей ЛНР  (всего 32 ребенка от 1,5 до 16 лет), что позволило сделать следующий вывод.

Терпение, внимание, любовь со стороны приемных родителей помогают сгладить приобретенные ребенком негативные фиксации, постепенно улучшить их психологическое состояние.

Низкий уровень  общеобразовательной подготовки этих детей требует от приемных родителей больше времени и внимания, трудности вызывает, как правило, низкий интеллектуальный уровень развития, связанный с пропусками уроков, отсутствием мотивации к учебе.  Ситуация не простая, если в семье есть родные дети с развитым интеллектом, сформированными общеучебными навыками, которые хорошо учатся, делают это охотно и с удовольствием. Зависть, ревность, неуверенность в себе не способствуют установлению нормального социально-психологического климата в такой семье, если родные дети не будут с особым доброжелательством, пониманием и заботой относиться к приемным. Между ними обязательно должны быть сформированы дружеские отношения.

Формирование соответствующих возрасту гигиенических навыков, отсутствие чего  зачастую вызвано алкоголизмом родителей, утратившим нормальное представление о здоровом образе жизни, протекает тяжело, но при систематическом внимании со стороны взрослых, личном примере всех членов семьи, обязательном включении их в режим дня, коррекция  элементарных привычек самообслуживания вполне возможна.

Бедная лексика пьющих родителей сводится к жаргонным выражениям, нецензурным словам, которые быстро и успешно усваиваются детьми, что непременно приводит к неразвитым лингвистическим качествам. В подростковом возрасте дети свои недоразвитые лингвистические способности прикрывают особым жаргонизмом, характерным для этого возраста всем детям как средство идентификации. Однако, находясь в нормальной обстановке, где все члены семьи пользуются нормативной лексикой, следят за правильностью речи, возможно в форме игры стараются обратить на это внимание приемного ребенка, очень скоро исправляют эту проблему.

Немаловажной проблемой является процесс адаптации ребенка в приемной семье. Он долго вспоминает свою родную семью или детское учреждение, в котором находился, но если в приемной семье он чувствует себя комфортно, если там ему хорошо, он быстро адаптируется к новым, лучшим условиям жизни [4].

Таким образом, учитывая особенности детей, воспитывающихся в приемной семье, основные проблемы, которые приходится решать родителям-воспитателям, связаны со здоровьем и педагогической запущенностью ребенка.

Среди задач, стоящих перед приемными родителями, систематическое развитие речи, интеллектуальных способностей и общеучебных навыков воспитанников. Создание ситуаций успеха, опора на самые лучшие качества ребенка поможет сформировать мотивацию к успешному обучению, стремление быть лучше, повысить самооценку, постоянно самосовершенствоваться.

Низкий уровень адаптации и социализации детей-сирот из неблагополучных семей отражается на формировании их ценностных ориентаций, моральных, этических, нравственных качеств, что тоже требует особых усилий, терпения, внимания и личного примера со стороны приемных родителей.

Все это указывает на то, что требуется особое внимание к проблеме приемных семей со стороны социальных служб, организация специальной подготовки приемных родителей.

Несмотря на отмеченные недостатки замечено, что семейная форма воспитания детей-сирот является наиболее приемлемой и перспективной, поскольку более всего приближена к условиям реальной семьи. Поэтому требуют дальнейшей научной разработки социально-психологические и педагогические подходы к воспитанию детей, изучение их индивидуальных и личностных особенностей.


Библиографический список
  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». – URL:  http://base.garant.ru/70661542/
  2. Кемайкина Т.Н. Дети-сироты : психолого-педагогические основы воспитания : спец.курс. – Астана : ЦНТИ, 2008. – 116 с.
  3. Меркулова Н.А. Психологические проблемы воспитания детей-сирот в приемных семьях // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 1. – ART 75001. – 0,03 п.л. – URL: http / concept.ru/2015/75001.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN  2304 120Х.
  4. Кузьменкова С.Н. Кокоткина Н.В. Адаптация детей в замещающих семьях. – Смоленск, 2010. – С 17.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Tatyana Maltceva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация