Один из аспектов воспитания – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Оно включает в себя такие ценности, как национальные и общечеловеческие; семейные и личные.
Еще древние философы представляли человека, гармонично сочетавшего в себе внешние физические и внутренние духовные достоинства. Поэтому цели воспитания в педагогике направлены на формирование глобально развитой личности, формирование умения человека оценивать и выстраивать согласно моральным нормам и нравственным идеалам отношения к себе и окружающим его людям, обществу и государству, Отечеству и всему миру.
В детстве и юности ребенок наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию, к гражданскому воспитанию. Важно понимать, что пробелы в развитии и воспитании в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Зарождение и формирование личности начинается в семье. Статья 63 СК РФ гласит, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей[1]. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Семейные ценности усваиваются человеком с первых лет жизни и имеют значение для него в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и являются фундаментом общественного и гражданского поведения индивида.
Становясь личностью человек в деятельности, на практике, проявляет свои внутренние качества, заложенные в нем природой и сформированные воспитанием и образованием, самой жизнью. Развитие личности – длительный и весьма противоречивый процесс, когда количественные изменения преобразуются в качественные[2]. И именно от духовного воспитания зависит, каким в дальнейшем перед нами предстанет социум.
Родитель – первый педагог. Чтобы семейное воспитание достигало эффекта, родители должны формировать в себе педагогически целесоответственный курс на общение со своими детьми. В семье родители собственным примером и разъяснительными беседами дают подопечным определенные жизненные духовные ориентиры. Это формирование нравственных чувств – вера, долг, совесть, ответственность, патриотизм, правила поведения и этикета, способность различать плохое и хорошее, доброжелательность, трудолюбие, милосердие, послушание и благочестие. Взаимодействие поколений должно основываться на любви и уважении, взаимопомощи и ответственности. От внимательного отношения родителей к данному вопросу зависит духовное развитие детей и их будущая жизнь.
Системно и последовательно духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования[3].
Рисунок 1. Функции педагогического процесса
Обучение – это целенаправленный педагогический процесс подготовки и активной познавательной деятельности учащихся по освоению знаний, умений и навыков, развитию творческих качеств, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Воспитательная функция учебного процесса состоит в том, что сам процесс воспитывает ученика, у него развиваются нравственные способности, взгляды, убеждения и свойства личности[2]; готовность к росту в духовном отношении, нравственному самосовершенствованию, самооценке, самоанализу, пониманию смысла собственной жизни. Также педагогическое воспитание уделяет должное внимание таким аспектам, как отечественные и национальные культурные традиции, патриотизм, межэтнический мир и гражданская солидарность; ответственность за результаты труда, целеустремленность и настойчивость в достижении результата, бережливость и аккуратность; достойное восприятие критики и своих проигрышей; способность выражать и отстаивать свою общественную позицию; соблюдение мораль-этических и гражданских норм поведения в семье и обществе; законопослушание. Здесь же надо сказать и о общечеловеческих ценностях таких как: наука и культура, экология, мир во всем мире…
Таким образом, воспитание – процесс передачи общественно-исторического и личного опыта новым поколениям, для того чтобы подготовить их к полноценной общественной жизни, к труду, к созданию семьи.
Библиографический список
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017) //
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - Акабирова Л.Х. Духовно развитая личность – будущее общества // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс].
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. 00 с.