Для любой коммерческой организации результатом ее деятельности является прибыль. Немаловажную роль в получении такого результата играют своевременные расчеты по кредиторской и дебиторской задолженности. От этого зависит репутация фирмы, ее платежеспособность, финансовое состояние и конкурентное преимущество на рынке.
Правильный и своевременный учет расчетов с покупателями и поставщиками поможет избежать ряда трудностей, таких как возникновение долгов, начисление штрафных санкций и что немаловажно потеря доверия собственных контрагентов.
Одним из самых важных этапов контроля расчетов с покупателями является соблюдение условий поставки товаров, работ или услуг. Эту функцию должны выполнять менеджеры по продажам, в случае, если структура организации предусматривает наличие такого отдела или другие лица, наделенные соответствующими полномочиями. Они должны от начала и до конца сопровождать сделку, следить за всеми движениями товаров и расчетов по ней, так как именно от качества их работы, зависит конечный результат сотрудничества.
Еще одним внешним фактором, оказывающим непосредственное влияние на конечный финансовый результат от сделки, является инфляция. Данный процесс является неконтролируемым, поэтому никакие действия предприятия не могут его предугадать или искоренить.
В странах с развитой экономикой, где темпы инфляции уже долгое время низки, влиянием инфляции пренебрегают, но если они начнут расти, инфляция снова станет значимым фактором, каким она является для компаний из ряда стран с развивающейся экономикой [1, с. 123].
Анализ влияния способов расчета с покупателями и заказчиками проводился на основании данных учета конкретной организации. Объектом нашего исследования стало общество с ограниченной ответственностью «Первый Класс».
В рассматриваемой компании основными покупателями являются образовательные учреждения, такие как школы и детские сады. Именно за счет их покупательной активности организация может существовать, так как сделки с ними составляют около 80% от общего объема продаж.
Для того, чтобы понять на сколько эффективно работает предприятие необходимо проанализировать такие показатели как оборачиваемость кредиторской и дебиторской задолженности. На рисунке 1 видно, что коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности превышает соответствующий показатель по кредиторской задолженности. Следовательно, организация получает денежные средства за реализованные товары, работы и услуги быстрее, чем ей необходимо расплачиваться со своими кредиторами, а значит, предприятие способно погасить текущую задолженность перед кредиторами за счет поступлений от дебиторов, что свидетельствует о достаточно эффективной работе рассматриваемого предприятия. Но нельзя игнорировать тот факт, что доля кредиторской задолженности в рассматриваемой компании очень велика, а следовательно все обязательства предприятие не способно погасить, даже при полной оплате покупателями всех поставок.
Рисунок 1. Показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности компании за 2016 год
Исходя их всего вышеперечисленного можно предположить, что одной из причин возникновения такой большой величины кредиторской задолженности может послужить такая форма расчетов с покупателями, как оплата после поставки товара, вследствие чего фактически получаемый доход ниже предполагаемого из-за неконтролируемого процесса, называемого инфляцией.
Влияние инфляции сказывается на многих аспектах деятельности организации. Процесс инфляции заключается в постоянном превышении темпов роста денежной массы над товарной, в результате чего происходит обесценение и рост цен [2, с. 303]. Особенно сильно он сказывается на проведении долгосрочных финансовых операций предприятия.
К сожалению, предугадать темп инфляции невозможно, так как он зависит от множества факторов, таких как нестабильность экономической ситуации и экономической информации, поэтому предприниматели стараются воздерживаться от крупных капитальных затрат с долгосрочным сроком погашения.
Таким образом, необходимо проанализировать влияние изменения сроков оплаты товаров дебиторами на конечный ожидаемый финансовый результат организации продавца. Этот анализ можно привести при помощи расчета уровня инфляции по данным индексов потребительский цен на непродовольственные товары по Российской Федерации в 2016 г.
В таблице 1 представлен расчет конечной цены на товары с учетом инфляции при разных сроках погашения задолженности покупателей перед рассматриваемой организацией. В расчетах представлены три суммы контракта, наиболее часто встречающихся в сделках с контрагентами, а именно тридцать, шестьдесят и сто тысяч рублей. С помощью величины индекса потребительских цен по каждому из 6 месяцев мы рассчитали уровень инфляции, что позволило нам увидеть, насколько измениться первоначальная цена товара при просрочке платежа покупателем. Условные обозначения, используемые в таблице: p – цена, pr – прибыль.
Таблица 1 – Изменение цены при оплате товара после его поставки с учетом инфляции в 2016 году
Месяц | ИПЦ | Уровень инфляции | Конечная цена с учетом инфляции | Изменение нарастающим итогом | ||||
p = 30000 | p = 60000 | p = 100000 | p = 30000 | p = 60000 | p = 100000 | |||
январь | 100,67 | - | - | - | - | - | - | - |
февраль | 100,78 | 101,46 | 30437 | 60873 | 101455 | 437 | 873 | 1455 |
март | 100,81 | 102,28 | 30683 | 61366 | 102277 | 683 | 1366 | 2277 |
апрель | 100,60 | 102,89 | 30867 | 61734 | 102891 | 867 | 1734 | 2891 |
май | 100,42 | 103,32 | 30997 | 61994 | 103323 | 997 | 1994 | 3323 |
июнь | 100,46 | 103,80 | 31139 | 62279 | 103798 | 1139 | 2279 | 3798 |
В таблице 2 мы можем увидеть, насколько же это изменение цены влияет именно на величину чистой прибыли организации, что является самым важным показателем, характеризующим эффективность и действенность работы аппарата управления фирмой и его перспективность.
Таблица 2 – Изменение величины чистой прибыли организации при условии оплаты товара после его поставки с учетом инфляции в 2016 году
Период просрочки | Величина чистой прибыли при своевременном расчете покупателей с организацией | Величина чистой прибыли с учетом инфляции | |||||||
p = 30000 (pr = 12%) | p= 60000 (pr = 18%) | p = 100000 (pr = 25%) | p = 30000 | Уд.вес в величине планируемой прибыли, % | p = 60000 | Уд.вес в величине планируемой прибыли, % | P = 100000 | Уд.вес в величине планируемой прибыли, % | |
2 месяца | 3600 | 10800 | 25000 | 3163 | 87,87 | 9927 | 91,92 | 23545 | 94,18 |
3 месяца | 3600 | 10800 | 25000 | 2917 | 81,02 | 9434 | 87,35 | 22723 | 90,89 |
4 месяца | 3600 | 10800 | 25000 | 2733 | 75,91 | 9066 | 83,94 | 22109 | 88,44 |
5 месяцев | 3600 | 10800 | 25000 | 2603 | 72,31 | 8806 | 81,54 | 21677 | 86,71 |
6 месяцев | 3600 | 10800 | 25000 | 2461 | 68,35 | 8521 | 78,90 | 21202 | 84,81 |
Если проанализировать влияние уровня инфляции на конечный финансовый результат предприятия при разных сроках погашения дебиторской задолженности, то можно сделать вывод: чистая прибыль предприятия уменьшается на 31,65% при задержке оплаты покупателями ранее поставленной продукции в размере 30 тысяч рублей на полгода. Если говорить о динамике изменения данного показателя в зависимости от суммы контракта, то можно заметить, что при сумме сделки, равной 100 тысячам, потери окажутся не столь высокими. Так, при задержке платежа на 3 месяца чистая прибыль изменится на 9%, в то время как при меньшей сумме этот показатель уменьшится на 13% и 19% соответственно. Таким образом, инфляционные процесс «съедает» значительную часть прибыли организации, поэтому совершать сделки с таким видом оплаты не выгодно, с учетом, что реальный уровень инфляции значительно отличается от официальных данных.
Если же все-таки предприятию необходимо заключить сделку на основании представленных выше условий, не рекомендуется её заключать на условиях оплаты после поставки товара при цене контракта/договора близкой или ниже 30 тысяч рублей. Данный шаг оправдан только в случае превышения суммы сделки 100 тысяч рублей и при рассмотрении задолженности только в рамках краткосрочного погашения.
Как гласит «золотое правило» финансового менеджмента: «Сумма, полученная сегодня, больше той же суммы, полученной завтра» [3, с. 251]. Поэтому каждая организация должна помнить, что любая операция должна быть совершена вовремя, так как любая задержка платежа дебиторами неизбежно приведет к уменьшению реально получаемой прибыли организации.
Библиографический список
- Теннент Д. Управление денежными потоками: Как не оказаться на мели / Джон Теннент ; Пер. с англ. – М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. – 208 с.
- Осипов В.А., Золотаренко К.И. Влияние инфляционных процессов на ценообразование продукции и услуг торгового предприятия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 7-2. – С. 302-305
- Гобарева Я.Л., Городецкая О.Ю., Золотарюк А.В. Бизнес-аналитика средствами Excel: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. – 336 с.