ПРИМЕНЕНИЕ АВС-МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Томашев Виктор Петрович1, Орешкина Наталья Сергеевна2
1Южно-Уральский государственный университет, кандидат технических наук, доцент
2Южно-Уральский государственный университет, магистрант

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению метода учета затрат АВС, его преимуществ и возможностей. Проведено исследование применения данного метода на производственном предприятии. Получены результаты, иллюстрирующие себестоимость, рентабельность нескольких видов продукции. Предложены варианты управленческих решений на основе данных результатов.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Томашев В.П., Орешкина Н.С. Применение АВС-метода управления затратами на производственных предприятиях // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/05/82193 (дата обращения: 29.03.2024).

В условиях ограниченности ресурсов российские фирмы вынуждены находить решения, позволяющие наиболее эффективно использовать свои активы для получения лучших конкурентных позиций. Огромным потенциалом для обеспечения роста эффективности деятельности компании, а, следовательно, и конкурентоспособности обладает  менеджмент затрат. В этой связи вопрос использования систем управления затратами отечественными компаниями встает особенно остро.

В современных условиях необходимость совершенствования учета затрат возрастает, т.к. наличие достоверной информации о различных категориях затрат, о себестоимости и маржинальности отдельных видов продукции позволяет принимать эффективные управленческие решения, которые, в конечном счете, влияют  на итоговые финансовые показатели деятельности предприятия.

Необоснованные методы формирования себестоимости продукции, и как следствие, системы ценообразования, приводят к ошибочным решениям: снятию с производства рентабельной продукции или, наоборот, увеличению выпуска неперспективного товара. Что в условиях жесткой конкуренции недопустимо.

Формирование расходов производства и их учет имеют важное значение для любой  коммерческой деятельности. Минимизация расходов – это главный фактор максимизации прибыли и укрепления конкурентных позиций, но достаточно сложно обнаружить причины низкой отдачи от производства, если не уделяешь достаточного внимания к самой организации этих расходов.

Метод Activity based costing (АВС) был разработан американскими учеными Р. Купером и Р. Капланом в конце 80-х годов и в настоящее время получил широкое распространение на Западе.

В условиях жесткой конкуренции одним из основных преимуществ компании становится низкая себестоимость продукции. Ошибки при расчете себестоимости могут привести к неверным управленческим решениям: снятию с производства рентабельной продукции или, наоборот, увеличению выпуска неперспективного товара. Применение методики Activity based costing (ABC) позволяет руководителю более точно определить стоимость того или иного продукта, особенно в ситуации, когда косвенные расходы превышают прямые.

Метод АВС основан на том, что затраты образуются в результате выполнения определенных операций.

Метод ABC позволяет определить степень соответствия между издержками, бизнес-процессами и конечной продукцией (услугами), а также исправляет искажения распределения ресурсов. Он дает возможность определить реальную стоимость бизнес-процессов и себестоимость продукции [1].

Преимущества использования метода АВС для предприятия:

  • возможность определения реальной себестоимости продукции;
  • обеспечение разработки бюджета предприятия объективными данными;
  • возможность оценки и управление стоимостью бизнес-процессов или деятельности структурных подразделений;
  • обеспечение производства конкурентоспособной продукции за счёт более низких издержек
  • возможность обоснованно принимать управленческие решения;
  • определить убыточные виды деятельности, продукции, разработать предложения по оптимизации их ассортимента и объемам производства и продаж.

Было принято рассмотреть применение метода АВС  на одном из современных предприятий по производству стекольной продукции. Ассортимент продукции предприятия включает: окрашенное стекло, пожаростойкое стекло, ламинат, стеклопакеты и пр.

В качестве исходных данных были рассмотрены: схема бизнес-процессов, данные о категориях затрат, данные об объемах продаж каждой группы продукции в натуральном и денежном выражении.

Были выбраны наиболее важные продукты для предприятия, реализация которых составляет большую часть выручки: ламинат закаленный, окрашенное стекло, стеклопакеты.

На основании форм заказов составлены спецификации каждого вида продукции с указанием расхода материальных ресурсов на единицу каждой продукции.

Далее категории затрат с помощью выбранных параметров распределения  были списаны на бизнес-процессы и продукцию.

В результате были получены отчеты о деятельности предприятия за месяц. Из данных отчетов можно получить информацию о стоимостях бизнес-процессов, себестоимости продукции.

Анализ отчетов показал, что текущая деятельность предприятия по двум продуктам убыточна: прибыль от реализации ламината и стеклопакетов отрицательна, рентабельность соответственно тоже меньше нуля. Данные факты говорят в пользу отказа от производства данных видов продукции.  Однако маржинальная прибыль больше нуля,  и отказ от производства может стать ошибочным управленческим решением.

Для принятия решения требуется более подробный анализ. Для этого были смоделированы две ситуации:

1)    полный отказ от производства ламината и стеклопакетов (таблица 2);

2)    отказ от производства ламината и стеклопакетов с одновременным наращиванием реализации покраски-закалки (таблица 3).

Как видно из таблицы 2 снятие с производства двух продуктов вводит организацию в убыток: прибыль ( -8162,37) тыс.руб. Это можно обосновать тем, что все косвенные издержки, которые разносились по трем продуктам, теперь разносятся на один продукт, выручка от которого не в состоянии покрыть данные издержки.

Таблица 3 показывает вторую ситуацию. Ситуация практически иллюстрирует точку безубыточной работы предприятия: для получения минимальной прибыли (14,4 тыс.руб.) предприятию необходимо реализовывать 23297 м2 покраски-закалки в месяц при отказе от производства ламината и стеклопакетов. Реализация данного объема покраски-закалки позволяет покрыть все прямые и косвенные издержки. Однако наращивание объемов сбыта в условиях жесткой конкуренции представляется достаточно сложным мероприятием.  Поэтому стоит подробнее изучить возможности якобы убыточных продуктов. Вернемся к таблице.

Выручка от реализации ламината и стеклопакетов составляет 40,249 млн.руб. Прямые затраты на оба продукта 20,9 млн.руб. Маржинальная прибыль 19,34 млн.руб. Из трех таблиц можно заключить, что косвенные издержки при запуске производства ламината и стеклопакетов возрастают на 7,5 млн.руб. Следовательно, маржинальная прибыль (19,34 млн.руб.) от ламината и стеклопакетов покрывает полностью свои косвенные издержки и покрывает 11,84 млн. общих косвенных издержек.

Главный вывод, который можно сделать – снимать с производства ламинат и стеклопакеты нельзя. Более того, из данных отчетов можно рассчитать минимальный объем реализации ламината 1758 м2, стеклопакетов – 2231 м2. Данный минимальный объем показывает, сколько нужно реализовывать ламината и стеклопакетов для безубыточности данных продуктовых направлений. Также предприятию можно рекомендовать обоснованное наращивание объемов производства и продажи закаленного и окрашенного стекла.

Таким образом, исходя из полученных результатов внедрения метода учета затрат АВС, можно заключить, что возможности данного метода для предприятия представляют большой интерес. Расчет стоимостей бизнес-процессов и реальной себестоимости продукции, позволит увеличить отдачу от производства, повысить конкурентоспособность предприятия и   поставит принятие управленческих решений на другой, более высокий уровень.

Таблица 1 – Себестоимость продукции

Наименование продукции

Объём выпуска, м2

% от общего объёма в потоке

Себестоим. продукции ,
тыс. руб.

Стоимость сырья и материалов, тыс. руб.

Цена реализации,
тыс.руб. / м2

Выручка,
тыс. руб.

Себестоим. продукции, тыс. руб/м2

Стоим. сырья и материалов, тыс. руб. / м2

Прибыль, тыс. руб.

% от общей прибыли в потоке

Маржинальная прибыль, тыс. руб.

% от общей марж.прибыли в потоке

Рентабельность продукции, %

Продукция

26 833,00

100,00

63 589,32

30 017,86

67288,74

3 699,42

100,00

37 270,88

100,00

Окрашенное, закаленное стекло

16 000,00

59,63

21 854,07

9 110,88

1 ,69

27040

1,37

0,569

5 185,93

140,18

17 929,12

48,10

23,73

Ламинат закаленный

2 500,00

9,32

9 107,26

3 418,28

3, 5

8 750

3,64

1, 367

-357,26

-9,66

5 331,72

14,31

-3,92

Стеклопакет

8 333,00

31,06

32 627,99

17 488,70

3, 78

31498,74

3,92

2, 099

-1 129,25

-30,53

14 010,04

37,59

-3,46

Таблица 2 – Себестоимость продукции при отказе от нерентабельных продуктов

Наименование продукции

Объём выпуска,
м2

% от общего объёма в потоке

Себестоим. продукции ,
тыс. руб.

Стоимость сырья и материалов, тыс. руб.

Цена реализации,
тыс.руб. / м2

Выручка,
тыс. руб.

Себестоим. продукции, тыс.руб/м2

Стоим. сырья и материалов, тыс.руб. / м2

Прибыль, тыс. руб.

% от общей прибыли в потоке

Маржинальная прибыль, тыс. руб.

% от общей марж.прибыли в потоке

Рентабельность продукции, %

Продукция

16 000,02

100,00

35 202,45

9 110,91

27 040,07

-8 162,38

100,00

17 929,158

100,00

Окрашенное, закаленное стекло

16 000,00

100,00

35 202,45

9 110,88

1, 69

27 040

2,2

0,569

-8 162,45

100,00

17 929,12

100,00

-23,19

Ламинат закаленный

0,00

0,00

0,00

0,00

3,5

0,00

0,00

1 ,367

0,00

0

34,99

0,00

Стеклопакет

0,00

0,00

0,00

0,00

3,78

0,00

0,00

2 ,099

0,80

0

37,78

0,00

Таблица 3 – Себестоимость рентабельной продукции, точка безубыточности

Наименование продукции

Объём выпуска,м2

% от общего объёма в потоке

Себестоимость продукции (услуг),
тыс. руб.

Стоимость сырья и материалов, тыс. руб.

Цена реализации,тыс.руб. / м2

Выручка,
тыс. руб.

Себестоим. продукции, тыс.руб/м2

Стоимость сырья и материалов, тыс.руб. / м2

Прибыль, тыс. руб.

% от общей прибыли в потоке

Маржинальная прибыль, тыс. руб.

% от общей марж.прибыли в потоке

Рентабельность продукции, %

Продукция

23297,02

100,00

39 357,61

13 266,05

39 372

14,3928

100,0

26 105,96

100,00

0,04

Окрашенное, закаленное стекло

23297

100,00

39 357,61

13 266,05

1,69

39 371,9

1,69

0,569

14,39

100,0

26 105,96

100,00

0,04

Ламинат закаленный

0,00

0,00

0,00

0,00

3,5

0,00

0,00

1,367

0

0

0,00

0

0

Стеклопакет

0,00

0,00

0,00

0,00

3,78

0,00

0,00

2,099

0

0

0,00

0

0


Библиографический список
  1. Ивлев, В.А. АВС/АВМ/АВВ – методы и системы / В. А. Ивлев, Т.В. Попова.  – М.: ООО «1С-Паблишинг», 2004. – 192 с.:ил.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Орешкина Наталья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация