Принятый в 2014 году Кодекс корпоративного управления начал помогать российским компаниям повышать эффективность, более половины из них уже применяют в своей деятельности большинство рекомендаций этого документа.
Кодекс корпоративного управления описывает базовые принципы и конкретные механизмы совершенствования корпоративного управления, в нём содержатся положения о правах акционеров, роли советов директоров, раскрытии информации, управлении рисками, политике вознаграждений и другие. Внедрение кодекса в компаниях с государственным участием началось в 2014 году[1].
Новый Кодекс корпоративного управления:
-
рекомендован к применению акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
-
уже внедряется в обязательном порядке в 13 крупнейших госкомпаниях согласно сформированному аппаратом Правительства РФ перечню (ожидается, что данный перечень компаний впоследствии будет расширен)[32]. В список вошли: «Ростелеком», «Роснефть», «Транснефть», «Алроса», «Русгидро», «Аэрофлот», «Россети», ВТБ, ФСК, РЖД, «Совкомфлот», «Газпром» и Сбербанк. Кроме того, по собственной инициативе начала внедрять рекомендации кодекса «Башнефть»[1].
Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов на Всероссийском форуме по корпоративному управлению сказал следующее:
«Повышение качества корпоративного управления, в том числе внедрение и применение рекомендаций кодекса, является крайне актуальным в текущих экономических условиях. Формирование сильных функций внутреннего аудита, внутреннего контроля и системы управления рисками призвано обеспечить прозрачность деятельности государственных компаний для акционера и для общества. Конечно, это пока ещё первый опыт, но общий экономический и управленческий эффект уже очевиден, и стоит подумать над тем, чтобы его масштабировать, расширяя круг компаний, которые будут внедрять кодекс».
В 2016 году компания PWC провела опрос членов Советов директоров российских компаний, в котором необходимо было ответить на следующие вопросы:
-
ведется ли в вашей компании работа по внедрению принципов и положений нового Кодекса? (Рисунок 1)
-
считаете ли вы, что внедрение принципов и положений нового Кодекса способно повысить инвестиционную привлекательность вашей компании? (Рисунок 2)
Рисунок 1 – Процент членов Советов директоров по первому вопросу[2]
Из Рисунка 1 видно, что почти половина опрошенных членов СД сообщили о том, что внедряют данный Кодекс, лишь менее трети опрошенных сказали, что не планируют внедрять такой Кодекс.
Рисунок 2 – Процент членов Советов директоров по второму вопросу[2]
Из Рисунка 2 можно сделать вывод о том, что 45% членов СД считают, что внедрение принципов и положений нового Кодекса способно повысить инвестиционную привлекательность в компании в долгосрочной перспективе?
Далее необходимо сказать о том, что в конце сентября 2016 года Экспертный совет при Правительстве и рабочая группа по созданию МФЦ провели анализ хода внедрения кодекса в 13 приоритетных компаниях. Исследование показало, что многие компании активно действуют в этом направлении, две из них уже применили 12 из 13 рекомендаций кодекса. Тем не менее, пока ни одна из наблюдаемых экспертами российских компаний с государственным участием не внедрила полностью все рекомендации кодекса, отобранные для мониторинга. В топ-3 лидеров по-прежнему находятся «Башнефть», «Ростелеком» и «Алроса». К лидерам добавилась компания «Россети», которая продвинулась в рейтинге с 5-го на 3-е место, ФСК поднялась на 5-ю строчку. РЖД, напротив, опустилось с 7-й на 9-ю позицию, а «Газпром», ранее отмеченный экспертами как фактически игнорирующий внедрение рекомендаций кодекса, поднялся на строчку выше[1].
При внедрении Кодекса корпоративного управления необходимо обратить на моменты, представленные на Рисунке 3.
Рисунок 3 – Основные моменты при внедрении Кодекса[2]
На сегодняшний день у компаний с государственным участием или с частным капиталом сложилось понимание основных задач, есть долгосрочная программа развития и конечная цель с отдельными этапами её достижения, поддержка коллектива – это и есть корпоративная культура. Также необходима ежегодная самооценка качества корпоративного управления. Компании должны просчитывать все риски, связанные с внедрением Кодекса корпоративного управления, – а они есть даже при применении новых, современных методологий и рекомендаций, которые Росимущество разрабатывает совместно с Экспертным советом при Правительстве и с профессиональным сообществом.
Особое внимание компании должны уделять открытой информационной политике, раскрытию информации о деятельности акционерного общества. Если информация не размещается на сайте компании, значит, не достигаются какие-то цели. Доверие сейчас становится для компаний конкурентным преимуществом[1].
Библиографический список
- Корпоративное управление в России: итоги года [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://open.gov.ru/events/5515630/
- Передовые практики и тенденции в корпоративном управлении [Электронный ресурс].- Режим доступа:https://directorium.pro
- Государственное участие в российской экономике: госкомпании, закупки, приватизация [Электронный ресурс] / Бюллетень о развитии конкуренции.- 2016.- №13.- С.5-6. – Режим доступа: http://ac.gov.ru/publications/2345/
Количество просмотров публикации: Please wait