Реклама является уникальным видом текста, в котором объединяются черты многих родов деятельности. Так же она представляет собой один из функциональных приспособлений экономического процесса, а рекламное сообщение обладает немалой силой психологического влияния на людей. [1]
Можно сказать, что реклама зародилась в древности с первыми наскальными рисунками, когда на них изображали места охоты (это примитивная, но все-таки реклама). Например, в Древнем Египте на папирусах были изображены сообщения о торговле рабами, а на пластинах из глины – объявления финикийцев о распродажах. В виде афиш реклама появилась в Древнем Риме, а её бурное развитие стартовало в 1450 году, когда появился первый печатный станок. То есть она практически всегда присутствовала в жизни людей, однако само понятие появилось в США в начале 20 века и очень активно развивается в наши дни.
С возникновением данного понятия, начались исследования рекламы, интересовавшей многих ученых. Использовались различные методы, но наибольшее распространение получили исследования с помощью экспериментов.
В первой половине 20 столетия ученый Шульте изучал, какая реклама притягивает внимание человека, и как это происходит. В своих трудах он показал, как усваиваются толщина букв, различные шрифты и прочее. Американцы Мюстерберг и Стронг занимались тем, как влияют размеры объявлений, а также их повторения в прессе. Внушением рекламных объявлений занимался психолог Йеркс, а исследованием психических процессов, происходящих при восприятии рекламы потребителями, занимались Лисинский и Шорн. То есть, можно сказать, что реклама является популярным предметом для исследований, вызывающим интерес не только у ученых, но и у простых людей. [2]
Благодаря лингвостилистическому анализу текста рекламы были определены её языковые особенности. К ним можно отнести:
- Преобладание коротких простых предложений над распространёнными сложными;
- Сочетание насыщенных и нейтральных в эмоциональном плане конструкций: обычно в начале и в окончании рекламы используются довольно яркие и эмоциональные фразы, в то время как большая часть предложений нейтральна;
- Большое количество существительных по сравнению с другими частями речи;
- Доминирование в рекламе на казахском и русском языке причастий и прилагательных (признаков) над глаголами (действиями).
Таким образом, основная часть рекламных сообщений является в достаточной степени образными текстами, практически лишеными экспрессии, которая выражена структурно, хотя иногда среди структурной монотонности происходит «эмоциональный всплеск» в виде эмоционально-окрашенной фразы: например, революционно-новый уход за кожей. Такая монотонность в сочетании с простыми конструкциями, чередованием повествовательных побудительных фраз, обилием причастий и прилагательных, часто создающих размеренный ритм речи, напоминают гипноз – «словесное внушение психофизического состояния, похожего на сон или полусон, сопровождающегося подчинением воли спящего воле говорящего. [1]
Исследования психологов показали: восприятие и обработка информации из рекламы осуществляется множеством разных методов воздействия. Рассмотрим некоторые из них.
Метод гипноза. Когда человек находится в гипнотическом состоянии, ему особенно легко что-либо внушить, главное чтобы он верил в способности гипнотизёра.
Нужно отметить, что применение гипноза в рекламе на самом деле возможно, однако результат гипнотических воздействий определяется довольно сложно контролируемыми факторами, руководство которыми требует больших затрат. То есть обычная реклама, дающая тот же эффект, обходится гораздо дешевле. Все зависит от того, что именно планирует распространить заказчик рекламы и что он использует для достижения цели. Самым разумным средством в таком случае являются телевидение и стадионы, которые заполнены людьми, имеющими «установку на чудо».
Метод внушения. Под внушением (суггестией) понимается прямое влияние одного человека (суггестора) на другого (суггеренда), а так же на группу. При этом происходит процесс воздействия, который основан на некритичном восприятии информации.
Внушение, как правило, носит вербальный характер. Принято, что дети поддаются внушению больше, чем взрослые; часто оказывается, что утомлённые люди более подвержены внушению по сравнению с бодрыми.
Сила влияния рекламы зависит от повторяемости информации, то есть для достижения желаемого эффекта донести информацию всего лишь один раз недостаточно. Нужно, чтобы внушаемые сведения повторялись несколько раз, и каждый раз в него вносилось что-то новое, а так же изменялись формы и способы его подачи.
Подражание. Многими учеными было замечено, что этот метод оказывается эффективным тогда, когда рекламируется то, что человек считает престижным, например, вещь, которую он покупает, дабы стать похожим на известную, авторитетную личность.
Без сомнения, подражание занимает важное место в сфере рекламного воздействия на человека. Подражание рекламе детьми и взрослыми людьми осуществляется на основе различных закономерностей психологии. Например, подражание у взрослых рекламному персонажу часто обуславливается сходством увиденного и того, что определено их ценностями, а также мотивацией и потребностями. [3]
Так же в рекламе используются такие методы, как психическое заражение,нейролингвистическое программирование, метод убеждения, «25-й кадр», психологическая установка и др.
В наше время социальные аспекты рекламы довольно актуальны. Основная функция рекламы – экономическая, она несёт в себе информацию о магазинах, новинках и акциях. Её культурная и социальная роли не так очевидны.
Некоторые ученые выдвинули следующую гипотезу: реклама участвует в передаче и распространении социальных ценностей, которые могут быть не только позитивными, но и негативными, это зависит от мнения конкретного исследователя. Одни считают, что реклама вульгаризирует общество, когда предлагает решение проблем в одном, как будто бы жизненном, рекламном ролике. Другие же считают, что реклама делает сложные рыночные отношения более простыми, когда представляет вниманию человека различные способы удовлетворения желаний и потребностей.
Нужно отметить, что реклама играет довольно важную роль – она помогает воспитать самостоятельную личность, благодаря выработке умения делать осознанный выбор. Человек учится фильтровать информацию и не поддаваться на различные уловки, которые используются в рекламе. Зная это, родители должны воспитывать это качество у детей.
Таким образом, нужно сказать, что реклама – неотъемлемая часть общества. Она и правда имеет воздействие на человека, следовательно, реклама должна быть в жизни людей.
Конечно, каждый человек использует рекламу при выборе нужных продуктов, но при этом каждый должен решать самостоятельно, какое место она займёт в его жизни.[2]
Библиографический список
- Мусаелян Э. Р. Психологическое воздействие рекламы на человека [Электронный ресурс]// Транспортное дело России.-2012.- №5- URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-vozdeystvie-reklamy-na-cheloveka (дата обращения: 22.04.2017).
- Павлова Ю. Э. Воздействие рекламы на потребителя [Электронный ресурс] // SCI-ARTICLE.RU. 2015. URL: http://sci-article.ru/ (дата обращения: 22.04.2017).
- Сиривля М. А. РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ ЗОМБИРОВАНИЯ [Электронный ресурс]// Lingua mobilis.-2010.- №7- URL: http://cyberleninka.ru/article/n/reklama-kak-instrument-zombirovaniya (дата обращения: 22.04.2017).