В настоящее время туризм является одной из стремительно развивающихся и ведущих отраслей экономики. За быстрые темпы туризм называют «феноменом столетия».
Таким образом, доля туризма в экономике России в общем ВВП в 2016 году составила по европейской методике 3,4%. Въездной туризм в Россию в 2016 году вырос на 7%, а внутренний турпоток увеличился на 10%. Рост туристической отрасли предопределил дешевый рубль и дорогая валюта.
Происходящие экономические и социокультурные изменения оказывают влияние на состояние рынка труда и систему образования в Российской Федерации, что обуславливает развитие и индустрии туризма как профессиональной сферы деятельности.
Таким образом, совершенствование системы профессиональной подготовки и формирования профессиональной компетентности специалистов сферы туризма должно реализовываться совместно с повышением эффективности производственного процесса.
При этом, профессиональную компетентность специалистов в области туризма необходимо рассматривать как интегрированную характеристику, которая предусматривает способность сотрудника данной сферы решать профессиональные проблемы и задачи, которые возникают в реальных ситуациях профессиональной деятельности на туристических предприятиях, c использованием знаний, умений и профессионального опыта.
Роль профессиональной компетентности сотрудников туристического предприятия обуславливается возможностями осознавать технологические достижения, соответствовать требованиям постоянного повышения качества туристических услуг и необходимостью осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях конкурентной среды.
В результате анализа особенностей подготовки специалистов в области туризма и опыта взаимодействия образовательных учреждений с представителями рынка труда была выявлена необходимость стимулирования сотрудников туристического предприятия к достижению личностного роста в профессиональной деятельности, соответственно усложняющимся задачам. Это бы способствовало их социально-личностному и профессиональному становлению.
Таким образом, с целью обучения навыкам эффективного поведения в различных профессиональных ситуациях и формирования профессиональной компетентности специалистов туризма предлагается использовать возможности тренинга и тренинговых методик в рамках системы внутреннего обучения персонала туристической организации.
В рамках данного исследования под профессиональным тренингом будем понимать систему воздействий, упражнений, которые направлены на развитие, формирование, коррекцию у сотрудников туристического предприятия необходимых профессиональных качеств.
При этом, выступая целью профессионального тренинга, профессиональная компетентность сотрудников туристической организации будет выражаться в способности конкретного сотрудника туристической организации достигать в определенных условиях высоких результатов его профессиональной деятельности, с одной стороны, и способности совершенствоваться в процессе предоставления туристской услуги, решать нестандартные задачи – с другой.
Применение профессионального тренинга в процессе формирования профессиональной компетенции специалистов туризма направлено на решение их профессиональных задач, связанных с разрешением трудных ситуаций профессиональной деятельности.
Признаками сформированности профессиональной компетентности специалистов туризма являются:
- стабильная, структурированная система ценностных ориентаций;
- наличие высокой степени удовлетворенности результатами самосовершенствования и самореализации в профессиональной деятельности;
- повышение эффективности и результативности в профессиональной деятельности;
- доминирование потребности в самоутверждении в профессиональной деятельности, росте профессионального мастерства.
Таким образом, служба управления персоналом туристического предприятия с целью эффективной организации системы внутреннего обучения персонала может использовать возможности профессионального тренинга для устранения профессиональных затруднений сотрудников туристического предприятия.
Библиографический список
- Евтухова Г.А., Перова Т.В. Пути повышения конкурентоспособности туристской организации // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 76.
- Перова Т.В. Профессиональное развитие персонала как фактор развития туристской организации // Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2015. С. 40-42.
- Перова Т.В. Профессиональный тренинг в процессе подготовки специалистов сферы туризма и гостеприимства // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2015. С. 172-174.
- Перова Т.В., Казанцева Г.А. Организационно-методологические особенности социально-психологического тренинга в процессе подготовки специалистов сферы туризма // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 325.
- Саакова В.А. Профессиональный тренинг как эффективная форма организации внутрифирменного туристского обучения / Туризм – путь достижения Целей Тысячелетия. СПб.: Невский Фонд. 2008. 141-143 с.
Количество просмотров публикации: Please wait