В современном мире технологического прогресса резко возрастает роль, как уровня качества жизни населения, так и качества потребляемой ими продукции и услуг. Благодаря этому с конца 90-х годов 20 века в обиход вошло такое понятие как всеобщей менеджмент качества, который базируется на международных стандартах ИСО 9000. Стоит отметить что, «настоящий стандарт представляет четко определенную систему менеджмента качества на основе структуры, которая объединяет установленные основные понятия, принципы, процессы и ресурсы в отношении качества, чтобы оказать помощь организациям в реализации их целей» [1].
Основополагающим моментом является то, что система менеджмента качества стала включать в себя и экологическую составляющую, так как в процессе глобализации экологическая обстановка в мире ухудшается с огромной скоростью. Человеческое существование на прямую зависит от возобновляемости природных ресурсов, поэтому отражение данной составляющей в стандартах ИСО 9000 является актуальным.
В настоящее время растет количество медицинских учреждений разных форм собственности в Российской Федерации, предоставляющих различные виды медицинской помощи населению. Следовательно, рынок медицинских услуг РФ характеризуется конкуренцией. Укреплению своих позиций на рынке способствует повышение качества предоставляемых услуг, что позволяет улучшить здоровье граждан и как результат увеличить продолжительность жизни населения.
Предпосылками к созданию системы менеджмента качества выступают:
- Рост требований населения к получению качественной и высококвалифицированной медицинской помощи;
- Необходимость в совершенствование процесса управления, для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности;
- Снижение эффективности деятельности медицинских организаций;
- Потребность в изменении процесса контроля.
Классическая модель создание системы менеджмента качества в медицинской организации представляет собой процесс из 6 этапов:
- Решение о создании системы менеджмента качества в учреждении здравоохранении (определение целей, задач, а также способов их достижения);
- Анализ качества медицинской услуги и разработка модели системы менеджмента качества;
- Разработка необходимой документации;
- Внедрение системы менеджмента качества;
- Проведение внутреннего аудита;
- Сертификация системы менеджмента качества.
Деятельность медицинского учреждения должна быть выстроена в цепочку взаимосвязей. Основу должно составлять качество лечения и диагностика заболеваний, учитывая предшествующее состояние пациента и положительную динамику лечения. Важным моментом в системе менеджмента качества является отслеживание всех этапов и процедур, предвиденье и устранение последствий на ранних стадиях [2].
Таким образом, система менеджмента качества затрагивает все аспекты социальной сферы. Современный рынок медицинских услуг характеризуется ростом конкуренции медицинских организаций. Следовательно, главным показателям эффективного функционирования учреждения здравоохранения является качество предоставляемых медицинских услуг потребителям. Для того чтобы улучшать данный показатель и занимать лидирующие позиции на рынке медицинским организациям необходимо внедрять систему менеджмента качества.
Библиографический список
- ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Система менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2015. 22с.
- Данилкина Ю.П. Актуальность внедрения системы менеджмента качества в здравоохранении // Системное управление. 2011. № 1.