Наиболее существенные изменения в подходах к созданию производственного пространства происходили начиная с конца 19 века и продолжают происходить. На протяжении этого периода главный приоритет при проектировании – функциональность – оставался неизменным. Производство как важнейший фактор воплощения научно-технических достижений, в свою очередь, претерпело ряд существенных изменений: во многих производственных процессах сократилось число необходимых для работы людей, заметно возросла автоматизация.
На многих производствах изменился внешний облик оборудования (в том числе, станков), составляющего основу объёмно-пространственного насыщения промышленных интерьеров.
Если в 20 веке архитекторы и дизайнеры, говоря о промышленном интерьере, подразумевали преимущественно колористическое решение, то в 21-м – к этому приоритету добавилось постепенно повышающееся внимание к вопросам эргономики рабочего пространства. Обобщая промышленные помещения до нескольких наиболее крупных функций, можно выделить научно-исследовательскую и проектную (лаборатории), производственную (цеха) и хранение (склады). В современном промышленном интерьере именно лаборатории ближе всего к гражданским объектам.
Необходимо отметить, что на месторасположение, на выбор конструктивных и, в том числе, отделочных материалов влиял показатель вредности производства, а также характеристика производственных процессов (например, опасность возгорания, применение жидких веществ, взрывоопасность и т. п.).
Производства с применением крупногабаритного технологического оборудования, как правило, подразумевают сложный процесс, требующий значительной площади помещений [1]. Также характер этого процесса может влиять на габаритные размеры и форму здания [2].
Если говорить о промышленном интерьере, как о типологической единице, то по-настоящему художественно-выразительных объектов немного. В то же время более значительным выглядит влияние промышленной эстетики на стили интерьеров гражданских зданий.
Стили в интерьере значительно условнее и менее определены, чем в архитектуре. Одна из главных причин – многофункциональность многих пространств, заставляющая в современном проектировании чаще всего идти по пути эклектики. Неопределённости добавляет также отсутствие в последние несколько десятилетий одного-двух наиболее растространённых стилей как в архитектуре, так и в интерьере.
Одним из наиболее распространённых во второй половине 20 века – первых десятилетиях 21 века – остаётся стиль лофт (или как иногда его называют «индустриальный стиль»), берущий начало в эстетике бывших промышленных зданий, реконструированных и переоборудованных под гражданские цели. Причины популярности стиля лофт заключаются в выразительных признаках: использование материалов, не характерных для большинства «гражданских» стилей (кирпича в интерьере, мателлических предметов и порверхностей, некоторая брутальность форм и т.п.), отсутствие декора и конструктивная естественность форм. В продолжении тезиса о естественности, именно эта характеристика стала особенно цениться во многих визуальных сферах деятельности в начале 21 века, став промежуточным итогом долгих десятилетий экспериментов и нахождения экстремальных точек развития.
Промышленная эстетика превратилась отчасти в «язык времени», стала более значимым явлением, чем сам промышленный интерьер. Постмодернистское эклектичное «переосмысление» архитектуры, формы, стремление к многофункциональности, гибкости нередко заставляет проектировщиков создавать лаконичные пространства, отвечающие функционалистской философии и, в то же время, способные во многих случаях к смене назначения.
В виду того, что в своей массе то, что принято считать «промышленным интерьером» чрезвычайно функционально (возможно в той же степени, что и объекты специального назначения – инфраструктурные или объекты ГО и ЧС) почти лишено художественной индивидуальности (в отличие от интерьеров гражданского назначения), проектирование может обходиться силами инженеров, без участия дизайнеров и даже архитекторов.
Переосмысляя вопрос развития промышленного интерьера, какие выводы можно сделать: прорывов в рассматриваемой сфере нет, интерьер промышленных зданий занимает постоянную нишу с периодическим повялением в небольшом количестве художественно-выразительных объектов. Таким образом, типологическая единица находится в естественно-эволюционном состоянии.
Библиографический список
- Дятков, С. В. Архитектура промышленных зданий. Учебное пособие для строит. вузов / С. В. Дятков. – М. : Высш. Школа, 1976. – 464 с. : ил.
- Копий, А. Г. Влияние большепролётных конструкций на объёмно-планировочное решение зданий (тезисы) / А. Г. Копий // Великие реки – 2006 : Тез. докл.. Межд. науч.-пром. форума. Т. 2. Н. Новгород, ННГАСУ, 2005. – C. 19.