ОБОСНОВАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Геворгян Зепюр Владиковна
Уральский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
В статье рассматривается значение инвестиций, за счет каких средств могут они осуществляться. В статье разработана финансовая модель инвестиционного проекта и обоснована привлекательность данного проекта.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный проект, оценка эффективности, риски инвестирования, управление


JUSTIFICATION OF THE ATTRACTIVENESS OF THE INVESTMENT PROJECT

Gevorgyan Zepyur Vladikovna
Ural State University of Economics
graduate student

Abstract
The article discusses the value of investments due to what means can they be. The article has developed a financial model of the investment project and the attractiveness of the project.

Keywords: effectiveness evaluation, investment, investment management, investment risks


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Геворгян З.В. Обоснование привлекательности инвестиционного проекта // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/81585 (дата обращения: 20.04.2024).

Инвестиции представляют собой финансовые вложения в расширение производственных мощностей предприятия. Для любого коммерческого предприятия это является залогом процветания и сохранения конкурентоспособности. [1, c.584]
Это связано с тем, что в результате инвестиционного процесса предприятия покупают новые станки и оборудование, транспортные средства или обновляет здания и сооружения. Как правило, в результате инвестиций происходит снижение себестоимости производства продукции. При этом это происходит на фоне повышения её качества. Все это приводит к повышению конкурентоспособности продукции.[2, c.448] 
Инвестиции могут осуществляться за счет собственных или заемных средств.
Собственные средства – это средства учредителей компании, чистая прибыль и амортизация. Средства учредителей могут быть использованы при организации фирмы или в процессе увеличения уставного капитала. Чистая прибыль образуется в процессе хозяйственной деятельности. Амортизация хоть и входит в себестоимость производства и реализации, но она по своей природе представляет собой лишь вычет из прибыли при расчете налогооблагаемой прибыли.
Заемные средства – это в первую очередь использование кредитов банков и размещение облигационных займов. 
Для обеспечения возвратности вложенных средств необходима качественная оценка эффективности инвестиционного проекта, что и подчеркивает актуальность темы данной работы. [3, c.358]
Цель данной статьи – обосновать целесообразность реализации инвестиционного проекта.
В качестве объект исследования выступает инвестиционный проект, предмета исследования – показатели эффективности реализации инвестиционного проекта. В процессе выполнения работы определены следующие задачи:
1. Разработать идею и концепцию инвестиционного проекта.
2. Разработать финансовую модель инвестиционного проекта.
3. Обосновать привлекательность инвестиционного проекта.
4. Оценить устойчивость проекта к рискам.

Обоснование инвестиционного проекта включает следующие этапы:
1. Разработка идеи и концепции инвестиционного проекта:

Краткое описание деятельности фирмы(предпринимателя), разрабатывающей проект;

SWOT-анализ среды функционирования фирмы(проекта)

Формулирование целей развития фирмы(проекта)

Формирование стратегических альтернатив развития фирмы( реализации проекта)

Выбор стратегии фирмы (варианта реализации проекта)

2. Разработка финансовой модели инвестиционного проекта:

Период расчета, шаг анализа

Валюта анализа, тип цен (текущие ,прогнозные, дефлированные)

Начальные инвестиции и завершающий денежный поток

Прогонозирование денежных потоков

Определение нормы дисконта и т.д.

3. Обоснование привлекательности инвестиционного проекта:

Экономическая эффективность проекта( эффективность проекта в целом)

Финансовая реализуемость проекта

Коммерческая эффективность (оценка эффективности участия в проекте фирмы)

4. Оценка устойчивости проекта к рискам и разработка мероприятий по управлению ими

Рассмотрим первый этап.

1.РАЗРАБОТКА ИДЕИ И КОНЦЕПЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Рассматриваемое рекламное агентство представляет для своих клиентов полный спектр услуг рекламного характера в Екатеринбурге. В современных условиях ни один продукт или предоставляемая услуга не может выйти на широкой рынок, если этому не предшествует проведение серьезной рекламной кампании. До конечного потребителя необходимо донести информацию о товаре или услуге, в противном случае без поддержки рекламы бизнес обречен на неудачу .
Порой, даже очень хороший товар или высококачественные услуги не пользуются предполагаемым спросом именно по той причине, что не была проведена соответствующая рекламная кампания. В рекламном агентстве работают настоящие профессионалы, которые знают, что такое реклама и как она может помочь бизнесу. [4, c.380]
Для проведения грамотной рекламной кампании обычно необходимо создать отдельное подразделение, которое будет заниматься только данными вопросами. Но не каждая организация может позволить себе содержать подобный штат. Рекламное агентство предлагает такую форму взаимоотношений, при которой собственный рекламный отдел будет не нужен. 
Рассматриваемое предприятие предлагает полный цикл рекламных услуг в Екатеринбурге – от идеи до изготовления и размещения рекламных материалов
Наружная реклама на улицах Екатеринбурга, полиграфия, реклама на транспорте, сувенирная продукция, реклама в СМИ, промоакции, реклама в Интернет – все это может предложить рассматриваемое рекламное агентство.
Компания заинтересована в эффективности своих услуг, так как грамотно проведенная рекламная кампания для наших заказчиков также является рекламой агентства. Компания следит за новыми тенденциями и веяниями в сфере рекламной деятельности, и всегда готовы предложить самые свежие идеи. Для каждой фирмы или разрабатывается индивидуальный план рекламной кампании, после проведения которой объемы продаж выйдут на новый уровень.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также оценка внешних возможностей и угроз представлен в таблице 1.1.

Таблица 1.1. SWOT –анализ
SWOT –анализ
Сильные стороны – S
Слабые стороны – W
1. Высокие финансовые возможности;
2. Компетентность персонала;
3. Высокая конкурентная позиция;
4. Хорошая репутация на рынке;
5. Устойчивое финансовое положение.
1. Высокий износ основных средств;
2. Ограниченный ассортимент услуг
Возможности – О
Стратегические действия – SO
Стратегические действия – WO
1
2
3
1.Развитие рекламного бизнеса
2. Возникновение новых видов рекламы
3. Использование конкурентных преимуществ
1. Формирование комплексных предложений для клиентов
2. Использование новых средств рекламы
1.Расширение ассортимента предлагаемых услуг
2. Предложение рекламы на светодиодных экранах
Угрозы – Т
Стратегические действия – ST
Стратегические действия -WT
1. Развитие Интернет-рекламы
2.Замедление экономического развития страны.
1. Развитие рекламы через Интернет
2. Предоставление скидок клиентам
1. Разработка стратегии развития предприятия
Существенной внешней угрозой для предприятия является экономический кризис, что отрицательно сказывается на спросе на рекламные услуги.

Текущей стратегией компании является стратегия усиления позиций на рынке. В рамках данной стратегии компания должна немедленно реагировать на все изменения внешней и внутренней среды для скорейшего решения возникающих проблем.
На данном этапе развития предприятия в рамках стратегии усиления позиций осуществляются следующие мероприятия:
- поиск новых средств рекламы;
- принятие участия в выставках, конференциях, семинарах;
- сохранение клиентов за счет усиления системы лояльности к потребителям.
В условиях высокой конкуренции предприятию необходимо сконцентрировать усилия на предоставление услуг светодиодными уличными экранами. Эти видеомониторы являются сегодня прекрасной заменой существующему стандартному рекламному оборудованию. Связано это с трансляцией динамичной информации. Рекламные баннеры могут предложить только статичную картинку.
Лед экран представляет собой большой дисплей, состоящий из светодиодных модулей. Их отличает высокая степень защиты и простая установка. Установка лед экранов востребована при проведении спортивных мероприятий, концертах, в рекламных целях и др. Но стоит принять во внимания, что у светодиодных экранов для улицы и помещений есть свои отличия.
Лед экраны являются прекрасным альтернативным средством наружной рекламным плакатам. Благодаря экранам, спортивная арена приобретает современный вид, а сами экраны не требуют особых условий эксплуатации.
Лед экран является эффективным маркетинговым инструментом, который может динамично сменять поток рекламной информации. Экраны, устанавливаемые на улицы, выдерживают большие перепады темпераур и могут управляться дистанционно. Зачастую уличные экраны устанавливают на крыше или фасадах зданий, или же на конструкциях типа ноги вдоль улицы. 

2.РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

В инвестиционном проекте предлагается оценить эффективность установки уличного светодиодного экрана, характеристики которого представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Характеристики светодиодного экрана
Наименование
Значение
Размер
5,76х2,88
Разрешение экрана
433х216
Яркость
6500 кд
Оптимальная дистанция
13 м
Шаг между пикселями
13 мм
Потребление энергии
6640 Вт
Вес
631 Кг
Производитель
Так как инвестиционный проект реализуется отечественной компанией в г.Екатеринбург, то валютой расчета является рубль. Проектный период соответствует сроку эксплуатации оборудования – 10 лет (Норма амортизации основных средств 10%).

Расчет единовременных затрат на установку светодиодного экрана представлен в таблице 2.2

Таблица 2.2. Единовременные затраты, руб.
Показатель
Значение
Led экран 6*3м
990000
Стоимость доставки экрана до г.Екатеринбург
40000
Стоимость металлоконструкции для экрана
220000
Монтажные работы
50000
Итого
1300000
Таким образом, единовременные затраты на установку одного светодиодного экрана в г.Екатеринбург составят 1300000 руб. Так как сумма небольшая, то привлечения заемных средств не планируется.

В конце реализации проекта стоимость экрана и металлоконструкции учитывается в размере 15% от первоначальной стоимости или в размере 195000 руб.
К текущим расходам пор реализации проекта стоит отнести расходы на электроэнергию, ремонтные работы, налог на имущество и аренда земли. Дополнительного привлечения персонала не потребуется. Расчет годовых затрат на электроэнергию представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Расчет затрат на электроэнергию
Показатель
Значение
Потребление энергии, Вт
6640
Годовая потребность в электроэнергии, Квт-час
58166
Стоимость электроэнергии, руб./КВт-час
3,42
Расходы на электроэнергии, руб.
198928
Таким образом, годовые затраты на электроэнергию составят 198928 тыс.руб.

Стоимость текущего ремонта в течение года составит 10% от стоимости экрана или 99000 руб. в год.
Расчет налога на имущество осуществляется с учетом среднегодовой остаточной стоимости основных средств по ставке 2,2%.

Таблица 2.4. Расчет налога на имущество, тыс.руб.
Показатель
Номер периода
Итого
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Стоимость имущество на начало года
1300
1170
1040
910
780
650
520
390
260
130
-
Амортизация
130
130
130
130
130
130
130
130
130
130
-
Стоимость имущества на конец года
1170
1040
910
780
650
520
390
260
130
0
-
Среднегодовая стоимость имущества
1235
1105
975
845
715
585
455
325
195
65
-
Налог на имущество
27
24
21
19
16
13
10
7
4
1
143
В течение анализируемого периода налог на имущество организации снизится с 27 до 1 тыс.руб. В целом за 10 лет будет уплачено 143 тыс.руб.

Расчет чистой прибыли осуществляется с учетом того, что в первый год загруженность экрана по рекламе составит 40%, во второй год – 50%, во все последующие годы – 60%. Расчет чистой прибыли представлен в таблице 2.5.

Таблица 2.5. Расчет чистой прибыли, тыс.руб.

Показатель
Номер периода
Итого
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Объем оказания услуг, мин.
210240
262800
315360
315360
315360
315360
315360
315360
315360
315360
2995920
Стоимость одной минуты, руб.
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
-
Выручка от оказания услуг, тыс.руб.
1682
2102
2523
2523
2523
2523
2523
2523
2523
2523
23967
Расходы на электроэнергию, тыс.руб.
199
199
199
199
199
199
199
199
199
199
1990
Текущий ремонт, руб.
99
99
99
99
99
99
99
99
99
99
990
Амортизация, тыс.руб.
130
130
130
130
130
130
130
130
130
130
1300
Налог на имущество, тыс.руб.
27
24
21
19
16
13
10
7
4
1
143
Аренда земли, тыс.руб.
240
240
240
240
240
240
240
240
240
240
2400
Итого текущие затраты, тыс.руб.
695
692
689
687
684
681
678
675
672
669
6823
Налогооблагаемая прибыль, тыс.руб.
987
1410
1833
1836
1839
1842
1845
1848
1851
1853
17144
Налог на прибыль, тыс.руб.
197
282
367
367
368
368
369
370
370
371
3429
Чистая прибыль, тыс.руб.
789
1128
1467
1469
1471
1474
1476
1478
1480
1483
13715

В течение анализируемого периода чистая прибыль увеличится с 789 до 1483 тыс.руб. В целом за проектный период будет получена чистая прибыль в размере 13,7 млн.руб.

3.ОБОСНОВАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

В процессе исследования эффективности инвестиционного проекта используется метод дисконтирования. Понятие дисконтирование денежных потоков подразумевает процесс приведения стоимости по операциям, совершенным в разное время, к величине, актуальной для настоящего времени. Ставка дисконта применяется в размере 12,5%, что соответствует средней стоимости заемных средств для компании.
Расчет чистого дисконтированного дохода по инвестиционному проекту представлен в таблице 3.1.

Таблица 3.1. Расчет чистого дисконтированного дохода
Показатель
Номер периода
Итого
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Капитальные вложения, тыс.руб.
1300
1300
Ликвидационная стоимость, руб.
195
195
Чистая прибыль, тыс.руб.
789
1128
1467
1469
1471
1474
1476
1478
1480
1483
13715
Амортизация, тыс.руб.
130
130
130
130
130
130
130
130
130
130
1300
Чистый доход, тыс.руб.
-1300
919
1258
1597
1599
1601
1604
1606
1608
1610
1808
13910
Коэффициент дисконтирования
1
0,889
0,790
0,702
0,624
0,555
0,493
0,438
0,390
0,346
0,308
-
ЧДД, тыс.руб.
-1300
817
994
1121
998
889
791
704
627
558
557
6756
Накопленный ЧДД, тыс.руб.
-1300
-483
511
1633
2631
3520
4311
5015
5642
6199
6756
-
Чистый дисконтированный доход составит 6756 тыс.руб. Его положительная величина характеризует инвестиционный проект как экономически целесообразный.

Динамика накопленного чистого дисконтированного дохода представлена на рисунке 3.1.

Рис.3.1. Динамика накопленного ЧДД

РР=1+ = 1,5 года – срок окупаемости проекта.
PI= *100=105.5% – рентабельность инвестиций. Показывает, что на 100 рублей инвестиций в среднем приходится 105,5 руб. прибыли ежегодно.

IRR= 91,0% (определено при помощи Excel) – внутренняя норма доходности. Его высокая величина характеризует проект как экономически эффективный.

ИДИ= = 6,2 – индекс доходности инвестиций. Так как коэффициент больше единицы, то инвестиционный проект экономически эффективен.

Таким образом, на основании представленных показателей стоит сделать вывод об экономической эффективности установки светодиодного экрана.

4.ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ПРОЕКТА К РИСКАМ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМИ

При оценке эффективности установки светодиодного экрана наиболее существенными инвестиционными рисками являются:
- изменение рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов. Нестабильность курса рубля фиксируется с конца 2014 г. 
- внешнеэкономический риск. Данный вид риска связан со всевозможными экономическими санкциями со стороны западных стран, что может усилить кризис и отрицательно сказаться на спросе на рекламные услуги.
налоговый риск. Экономический кризис заставляет изыскивать дополнительные доходы бюджетов, и часто некоторые ответственные лица говорят о необходимости увеличения налоговой нагрузки на все виды бизнеса.
политический риск. Данный вид риска обусловлен трансформацией социально-экономического кризиса в политический. 
производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования). Данный вид риска существует, так как вероятен отказ оборудования.
- природный риск. Данный риск связан с тем, что сверхбольшие порывы ветра теоретически могут уронить металлоконструкцию.
- риск вандализма. Часто светодиодные экраны подвергаются различным воздействиям со стороны хулиганов. 
Каждый инвестиционный проект весьма рискован, и для того чтобы понять, насколько он будет проблемным или прибыльным, проводится ряд процедур по выявлению тонких мест. Оценку каждого риска стоит осуществить экспертным методом. Расчет рисков осуществляется с учетом того, что оценка «0» ставится, когда риск минимален, а «10» – когда вероятность возникновения риска приближается к единице. [5, c.256]

Таблица 4.1. Оценка риска экспертным методом
Вид риска
Номер эксперта
Сумма
Средневзвешенный риск
1
2
3
4
5
Изменение рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов
4
5
4
4
6
23
4,6
Внешнеэкономический риск
5
4
6
5
5
25
5
Налоговый риск
4
3
4
5
5
21
4,2
Политический риск
4
2
3
3
6
18
3,6
Производственно-технологический риск
4
4
5
6
5
24
4,8
Природный риск
5
6
5
6
5
27
5,4
Риск вандализма
6
6
5
7
8
32
6,4
Таким образом, наиболее вероятные риски связан с физически повреждением светодиодного экрана.

Для снижения уровня рисков можно воспользоваться системой страхования предпринимательских рисков.
Страхование предпринимательских рисков, как и любая сделка, должно быть документально оформлено и заверено подписями сторон. Между страховой компанией и клиентом заключается договор, в котором подробно указываются страховые случаи, сумма периодических взносов, предмет, объект и субъект страхования, а также основные права и обязанности сторон. До сих пор специалисты не могут отнести данный тип страхования к конкретной отрасли, ведь понятие «риск» считается достаточно обширным и включает множество граней. 
В связи с этим, предприниматель получает возможность обезопасить себя от потерь вследствие поставки некачественного товара, безответственного поведения контрагента, непогашения дебиторской задолженности, порчи имущества. 
На самом деле, страхование предпринимательских рисков дает собственнику уверенность в успешной деятельности предприятия, отсутствии крупных потерь в той или иной области его функционирования. Именно поэтому каждой организации стоит своевременно страховать свою деятельность. 
Это способно повысить репутацию компании, а значит, привлечение дополнительных инвестиционных источников ускорится. Высокий уровень безопасности и надежности финансовой деятельности организации дает возможность менеджерам осуществлять долгосрочное планирование. Конечно, страхование предпринимательского риска должно проводиться только при наличии серьезных преимуществ. Лучше всего непосредственно перед заключением договора оценить степень эффективности таких отношений. Например, можно смело утверждать, что стоимость компании при наличии страхового соглашения будет на порядок выше, чем в случае его отсутствия. 
В случае с установкой светодиодного экрана стоит его застраховать от всех видов физического повреждения.
Вывод: В инвестиционном проекте проанализирована экономическая эффективность установки светодиодного экрана в целях оказания рекламных услуг.
Единовременные затраты на установку одного светодиодного экрана в г.Екатеринбург составят 1300000 руб. Так как сумма небольшая, то привлечения заемных средств не планируется.
В течение проектного периода чистая прибыль увеличится с 789 до 1483 тыс.руб. В целом за проектный период будет получена чистая прибыль в размере 13,7 млн.руб.
Чистый дисконтированный доход по проекту составит 6756 тыс.руб. Его положительная величина характеризует инвестиционный проект как экономически целесообразный.
Срок окупаемости проекта составит 15, года, рентабельность инвестиций – 105,5%, внутренняя норма доходности – 91,0%, индекс доходности инвестиций – 6,2.
На основании представленных показателей был сделан вывод об экономической эффективности установки светодиодного экрана.
Среди рисков реализации проектов рассмотрены следующие виды рисков:
- изменение рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов. 
- внешнеэкономический риск. 
налоговый риск. 
политический риск. 
производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования). 
- природный риск. 
Для снижения уровня рисков предложено застраховать светодиодный экран от всех видов физического повреждения.


Библиографический список
  1. Андрианов А.Ю., Валдайцев С.В., Воробьев П.В. и др. Инвестиции. –      2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2007. – 584 с.
  2. Берд П. Бизнес-план. Пошаговое руководство. – М.: Изд-во ФАИР-ПРЕСС. – 2007. – 304 с. 3. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. – М.: Эльга, Ника-Центр. – 2001. – 448 с.
  3. Быстров О.Ф. и др. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации: Монография / Быстров О.Ф., Поздняков В.Я., Прудников В.М., Перцов В.В., Казаков С.В. — М.: ИНФРА-М, 2008. – 358 с.
  4. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 380 с.
  5. Волков А.С. Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации. – М.: Изд-во Вершина. – 2006. – 256 с.
  6. Дебелова Н.Н. и др. Риск-анализ в инвестиционном проекте. – Известия Томского политехнического университета. – 2009. – Т. 314, N 6: Экономика: Философия, социология и культурология. – С. 26-31.
  7. Забродин Ю.Н., Михайличенко А.М., Саруханов А.М., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление инвестиционными программами и портфелями проектов. – М.: Дело АНХ. – 2011. – 576 с.
  8. Зелль А. Бизнес-план: инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов. – М.: Изд-во Ось-89. – 2001. – 240 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Геворгян Зепюр Владиковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация