ИСКУССТВО СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА НАЧАЛО XX ВЕКА

Сырова Надежда Васильевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна

Аннотация
Статья посвящена искусству советского плаката 20-х годов прошлого века, который представляет весьма обширную и интересную область советского графического искусства. Рождённый в суровые годы гражданской войны и интервенции, советский политический плакат быстро завоевал одно из передовых мест в изобразительном искусстве этих лет.

Ключевые слова: абстрактная композиция, авангардизм, идея, изобразительные средства, плакат, реклама, фотомонтаж, шрифт


ART OF THE SOVIET POSTER BEGINNING 20TH CENTURY

Syrova Nadezhda Vasilyevna
Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin
candidate of pedagogical sciences, associate professor of arts and crafts and design

Abstract
Article is devoted to art of the Soviet poster of the 20th years of the last century which represents very extensive and interesting field of the Soviet graphic art. The born in severe years of civil war and intervention, Soviet political poster has quickly won one of the advanced places in the fine arts of these years.

Keywords: abstract composition, advertizing, avant-gardism, font, graphic means, IDEA, photomontage, poster


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Сырова Н.В. Искусство советского плаката начало XX века // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/81583 (дата обращения: 01.12.2024).

На улицах, на стенах домов, на специальных стендах – проходя мимо, каждый день мы видим десятки и сотни вариантов различной рекламы. Однако,  больше внимания к себе  привлечёт красочный плакат, «потомок» советского плаката, который зародился в 20-х годах прошлого века. Плакат тогда  являлся самым массовым видом графического искусства, который выполнял задачи убедительной политической агитации или же служил   средством распространения  рекламы, инструктажа и иной информации. Каждый такой плакат напечатан в типографии массовым тиражом или размножен от руки – распространён по всей стране, имея множество зрителей. А для того, чтобы завоевать их внимание, он должен являться полноценным и настоящим произведением искусства.

Плакат является самым массовым видом графического искусства, который выполнял задачи убедительной политической агитации или служил   средством распространения  рекламы, инструктажа и иной информации. Каждый такой плакат напечатан в типографии массовым тиражом или размножен от руки – распространён по всей стране и имеет множество зрителей. А для того, чтобы завоевать их внимание, он должен являться полноценным и настоящим произведением искусства.

Во времена зарождения Советского плаката – в 1920-х годах происходил эксперимент по созданию нового общества. Этот период характеризовался ожиданием новой жизни, бедностью народа, но при этом происходило бурное развитие промышленности, отсутствовала строгая цензура. Художники того времени перестали принимать имеющиеся каноны в искусстве  и, осознав определенную свободу творчества, создавали собственное новое революционное искусство и общество. Основной задачей большинства из них являлось внедрение искусства в быт, украшение серых будней более яркими красками. В то же время начинало активно развиваться авангардное течение, которое весьма повлияло на развитие плакатного дизайна.

Абстракционизм -  течение, изобретенное Василием Васильевичем Кандинским. Суть его заключается в высшей и самой духовной форме искусства – беспредметном искусстве, в котором с помощью абсолютно абстрактных форм, пятен, линий, отражается внутренний мир художника. Каждый цвет и форма обладает своим собственным духовным началом, иименно поэтому для абстракционизма художнику не требуются вещи из грубого предметного мира. Данные идеи Кандинского очень значимы  для всего дизайна в целом, так как они позволяют выразить практически любое содержание абстрактно – знаковым путём.

Супрематизм, изобретенный Казимиром Севериновичем Малевичем, содержит в себе некое философское начало. Так как суть супрематизма заключается в зрительном поиске философских и логических категорий. Через изображение абстрактных парящих фигур, ведется поиск универсальных закономерностей и последовательностей бытия. Супрематист Эль Лисицкий изобрёл так называемые «проуны» (Проекты утверждения нового) – композиции из фигур абстрактной формы, впоследствии ставшие основой для фотоколлажей, которые выражали совершенно новый, иной взгляд на искусство.[1] К слову, основным средством художественного выражения в 10 – 20-е годы являлся именно фотомонтаж. В переплетении нереалистичных фигур и фотографических изображений, фотография, с одной стороны, сбивала с мысли, но с другой – она и поддерживала связь с реальным миром.

Конструктивизм – это течение, которое было изобретено Владимиром Евграфовичем Татлиным. Суть конструктивизма состоит в отказе от любых признаков предмета, кроме «скелета», каркаса, который и является сущностью предмета, основой конструирования. В итоге остается единый лишь смысл, без лишних декоративных элементов.

Серьезное влияние на плакатный дизайн в нашей стране оказали Окна РОСТА – серия плакатов, созданная в 1919-1921 годах советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» были посвящены злободневным событиям, являлись иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. Необходимость «Окон РОСТА» была обоснована отсутствием каких-либо иных средств массовой информации, которые были бы доступны большой части населения в тот период. Плакаты выполнялись и размножались с помощью трафарета в больших количествах – до 150 и более экземпляров, а после выставлялись в витринах в столице и других городах.[1] Простые и наглядные сценки являлись их основой. В этих сценах рабочий, крестьянин, красноармеец – просто очерченные силуэтные фигуры, повторяющиеся в каждом плакате. Техника рисунка характеризовалась акцентированной простотой и лаконизмом используемых изобразительных средств (раскраска в 2-3 цвета, выразительность силуэтов). Это было обусловлено трафаретным копированием, быстротой выполнения. Несмотря на это, фигуры выглядели весьма динамичными и выразительными.  Именно сатирическая интонация придавала неповторимый оптимизм Окнам РОСТа.

Что касается фотомонтажа, который был упомянут ранее, то его появление было весьма закономерным в связи с тем, что при подобной монтировке из отдельных частей складывалось вполне реалистичное изображение. Он отвечал стремлению к документально точному изображению происходящего, что являлось одной из особенностей искусства 20-х годов. Импонировала времени и присущая этому способу изображения плакатная броскость сопоставления и резкая определенность оценок. В те годы различные вопросы быта, политики, морали, ставились с прямолинейной ясностью. В подобном же духе шли споры, писались статьи, рисовались плакаты.  Отдельные талантливые мастера фотомонтажа создавали настоящие шедевры. К таким можно отнести иллюстратора Г. Г. Клуцисса и его иллюстрации к поэме В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин». Художник исполнил 4 листа, в каждом из которых значительное по смыслу целое смотрится весьма композиционно и едино, несмотря на то, что собрано из различных частей. К примеру, иллюстрация,  посвящённая первым коммунистическим субботникам. Здесь с большой художественной изобретательностью сопоставлены гармонично подобранные по типажу фотопортреты рабочих и сцены труда. Оригинальность композиционного решения подтверждается строгим ритмом разнообразно окрашенных плоскостей. В целом и общем работа полностью передаёт состояние трудового подъёма масс.

Большая роль в фотомонтаже отводилась композиционной и цветовой выразительности надписей, которые были весьма красноречивыми и разнообразными. Очертания букв были очень чёткими и целесообразно простыми. Зачастую применялись наборные шрифты. Их композиции также были подвластны времени.

Шрифт был ценным помощником художника, с помощью которого выражались в композиции самые общие, лишенные зримых черт, особенности предмета или явления. В целом, в шрифтовом оформлении той поры, как и в иллюстрациях,  господствовали две идеи: раскрытие с помощью шрифта самых общих представлений и выражение через надписи конкретных свойств.

Наглядность так же была необходима для графического искусства той поры – многие миллионы трудящихся были малограмотными. А им ежедневно приходилось сталкиваться с новыми понятиями и явлениями жизни. В своей философско-отвлеченной оболочке эти явления ещё не могли быть восприняты широкими слоями населения.  Значительно облегчала восприятие «овеществленность» понятия, его конкретность и простота, отраженная и воплощенная в графическом дизайне тех времён.

Советский плакат образует весьма обширную и интересную область советского графического искусства. Рождённый в суровые годы гражданской войны и интервенции, советский политический плакат быстро завоевал одно из передовых мест в изобразительном искусстве этих лет. Затем, пройдя большой и временами извилистый путь развития, советское плакатное искусство внесло свой вклад в общенародное дело борьбы за коммунизм.

Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств, приемы работы, которые определяют особый изобразительный язык плаката и его размеры. Плакат, имеющий огромные тиражи, рассчитан на самые широкие массы зрителей и, как правило, вывешивается в общедоступных местах с большой проходимостью. Его задача –привлечь зрителя на большом расстоянии, заставить подойти поближе и вглядеться в детали, действовать мгновенно. Во имя краткости, доходчивости и выразительности используются декоративные приёмы. Особенно часто применяется острая типизация образов. Текст, являющийся обязательным элементом плаката, должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения. Так же он не должен механически приставляться к изображению, а плавно входить в него. И естественно, что думая о соблюдении всех этих требований, художник должен стремиться к тому, чтобы сохранить цельность, собранность плаката в пределах листа бумаги.

Понять своеобразие искусства графики можно на ярком примере всем известного плаката Д. С. Моора «Помоги», появившегося в 1921 году. Молодая Советская республика, изнуренная длительной гражданской войной, в те годы испытала ещё одно бедствие:  неурожай и голод, охватившие многие губернии.[2] Правительство призывало весь народ оказывать помощь голодающим, что и воплотилось в плакате.

Плакат всегда отличался скупостью изобразительных средств и немногословностью.  Моор сознательно ограничил изобразительные средства: нет ничего лишнего, только самое важное – черное и белое. Одинокая фигура крестьянина символична – в ней образ бедствующего народа. Белый, практически призрачный силуэт, явно подчеркнутый костяк в рисунке рук и ног, впадины глазниц и рта создают впечатление, будто смерть уже коснулась этого человека. Поднятые руки с жестом выражают призыв, отчаяние и последнюю надежду. Короткая, энергичная надпись «Помоги».  Всё  сказано одним словом.  Такова сила несколько сдержанного и условного, но выразительного и точного языка графики.

Советский плакат разнообразен и разделяется по своему назначению на несколько групп.

Политический плакат является основным и наиболее важным видом. Это связано с тем, что именно он является одной из самых действенных форм политической агитации, воплощая в себе задачи и лозунги, необходимые государству. Иными словами, плакат выступает в роли агитатора и пропагандиста. Многие плакаты создавались в честь революционных праздников, призывали к борьбе за мир, направляли на разоблачение врагов, некоторые даже призывали к доносам. Большое значение приобрели сатирические плакаты, которые почти всегда были связаны с литературным текстом.

Одним из наиболее ярких примеров политического плаката является работа Моора «Ты записался добровольцем?». Он кажется не очень сложным по исполнению – всего одна фигура в двух красках – чёрной и красной. Но этим художник сумел передать зрителю волнение, ощущаемое за внешней суровостью красноармейца. Его жест – резкий и повелительный, будто вырывает человека из толпы и заставляет остановиться. Не изображается подробно и место, лишь очертания заводов в дыму, становящихся символом целой страны, которую должна защитить Красная Армия. И озвучивает этот образ строки текста, интонация которого точно повторяют выражение лица, жест героя плаката.

Информационно-рекламный плакат решал задачи информативные – оповещая о разнообразных культурных событиях, или рекламные – знакомя потребителя с новыми товарами и услугами. Особыми качествами наделены театральные плакаты и киноплакаты. Выполняя задачу рекламы спектакля или кино, они должны отражать одновременно и присущие данному зрелищу стиль, и творческие устремления его авторов. Таким являлся советский рекламный плакат Ленинского государственного издательства «Книги по всем отраслям знания». Его автором являлся А. М. Родченко, а на самом плакате изображена Лиля Брик – (возлюбленная В. Маяковского) в косынке, как ходили комсомольские активистки в те времена. Данное «произведение» направлено на программу преодоления неграмотности в отсталой стране – СССР.

Следующий вид плаката – социальный, оформлялся таким образом, чтобы при просмотре у читателя отложился в голове определенный образ и сформировались необходимые создателям изделия мысли. Такие «продукты» обычно выполняются в резком и решительном стиле, так, чтобы он эффективно «бил» по восприятию человека. Такой вид плакатов – очень эффективен. Сами они, к сожалению, не в силах кардинально поменять ситуацию, однако они могут являться  явным  призывом и напоминанием о том, что людям следует что-то поменять. По-иному их можно назвать агитационными или же мотивационными. Плакаты создавались целыми циклами на определённые темы, отражавшие смысл. Зачастую за основу бралась тема безграмотности или пьянства и осуждалась художником через серию различных плакатов, объединённых единым смыслом.

Учебно-инструктивный плакат использовался для прославления научных знаний, призывал к труду, соблюдению правил, а так же он помогал решать учебно-воспитательные задачи. По сравнению с другими, этот вид плаката имеет некие отличия, так как содержит в себе большее количество информации, целую серию эскизов, чертежей, рисунков и предназначается для длительного использования. Такие плакаты использовались как наглядные пособия, применяемые для учебного процесса.

Советский и плакат и вся графика в целом в 20-х годах развивалась весьма активно, утверждая передовые, прогрессивные идеи коммунистической партии, возрастая и становясь сильнее в борьбе с чуждыми для того времени течениями в искусстве.  Художники с помощью своего творчества активно участвовали в жизни страны, отдавая свои силы и талант великим и благим целям победы коммунизма.


Библиографический список
  1. Библиофонд  [Электронный ресурс] /  Традиции поколений в области графического дизайна – Режим доступа:  http://bibliofond.ru/view.aspx?id=535849 .
  2. Хостинг документов [Электронный ресурс] /  Графика и её современное звучание – Режим доступа:  https://doc4web.ru/izo/urok-dlya-klassa-po-teme-grafika-i-ee-sovremennoe-zvuchanie.html


Все статьи автора «Сырова Надежда Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: