На сегодняшний день инвестиционная деятельность на водном транспорте не может достичь качественного уровня, при котором основой инвестирования служили бы частные средства, а бюджетное финансирование выступало бы в качестве стимула для их привлечения. И если на морском транспорте структура инвестиций в основной капитал выглядит более или менее соответствующей сегодняшнему социально-экономическому курсу развития страны, то структура инвестиций внутреннего водного транспорта требует значительных изменений.
В рамках членства в Студенческом научном сообществе Нижегородского Государственного Педагогического Университета нами неоднократно исследовались вопросы правовой регламентации инвестиционных отношений.
Целью нашего научного исследования является анализ текущего положения правового регулирования инвестиционных процессов на водном транспорте, а также выявление основных пробелов в законодательстве, тормозящих привлечение частного инвестора в данную сферу.
Для достижения указанной цели при написании статьи были поставлены следующие задачи:
1) раскрытие фундаментальных терминов в сфере инвестиционных отношений;
2) анализ текущего положения нормативной правовой базы по вопросам инвестиционной деятельности;
3) рассмотрение фундаментальных направлений инвестиционной политики государства в сфере водного транспорта;
4) рассмотрение фундаментальных проблем законодательного регулирования инвестиционной деятельности и путей их решения.
5) исследование правовых основ государственно-частного партнерства и определение его роли в реализации инвестиционных проектов на водном транспорте.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Термины «инвестиции» и «инвестиционная деятельность» должны рассматриваться и с экономической, и с правовой точки зрения, что позволяет более полно обозначить все особенности данных явлений.
2.На территории нашей страны правовое регулирование инвестиционных отношений имеет определённую историю. На разных исторических этапах подходы к пониманию и правовой регламентации инвестиционной деятельности постоянно менялись, и прежде всего это касалось привлечения зарубежных инвестиций.
3. Современное инвестиционное законодательство характеризуется большим количеством нормативных правовых актов, которые в условиях постоянно возрастающих темпах экономики не всегда способны адекватно регулировать отношения в сфере инвестирования. [3]
Проведенный анализ нормативной базы выявил ряд пробелов в российском инвестиционном законодательстве. Во-первых, это слабость понятийного аппарата, т.к. в российском законодательстве понятие «инвестирование» трактуется неоднозначно и требует внесения изменений. Во-вторых, несогласованность нормативных правовых актов, поэтому на практике это оборачивается проблемой выбора нормативного акта для применения к тем или иным отношениям в сфере инвестиционной деятельности. А в-третьих, отсутствие комплексного подхода в системе регионального инвестиционного законодательства. Во многих субъектах приняты нормативные правовые акты, в той или иной степени регулирующие отношения в сфере инвестиционной деятельности. [1,5]
В целом можно выделить несколько направлений в совершенствовании отечественного инвестиционного законодательства.
Первое направление, создание единого кодифицированного акта, регулирующего правоотношения в сфере инвестиционной деятельности.
Второе направление, предполагающее упрощение законодательства путем слияния нескольких законодательных актов, так как при создании единого кодифицированного акта, становится неизбежным необоснованное втягивание в правовую сферу отношений, не являющихся по своей природе инвестиционными. [2]
В данное время также остро стоит проблема инвестиционной непривлекательности водного транспорта, когда частные инвесторы не принимают участия в выполнении проектов. Чтобы как-то стимулировать инвестиционную деятельность водного транспорта следует применить механизм государственно-частного партнерства, но здесь также возникают определенные трудности в правовом регулировании. Законы о ГЧП приняты во многих субъектах РФ, в них закреплены понятия ГЧП и его формы.
Полностью нормативные документы о ГЧП не содержат в себе системный характер. Это вызвано отсутствием отдельного закона о ГЧП на федеральном уровне, который пока существует только в качестве законодательного проекта. Ввиду этого наблюдается недостаток в нормах, обеспечивающих гарантии интересов, как государства, так и частных инвесторов. [4]
В свою очередь имеющийся законодательный проект входит в противоречие с существующими законами, что также требует определенной доработки.
Библиографический список
- Вдовин И.А. Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности: Дисс. докт. юр. наук. Спб., 2013.
- Гущин В.В., Инвестиционное право. М., 2014.
- Жилинский С.С. Понятие «инвестиции» в современном отечественном законодательстве. 2013.
- Журнал стратегия [электронный ресурс]//ГЧП 2016 URL:http://strategyjournal.ru (дата обращения: 19.04. 2017)
- Серебрякова Т.А. Регулирование инновационной деятельности: Дисc. канд. юр. наук. Саратов., 2014.