Основной функцией торгового предприятия является процесс купли-продажи. Любое предприятие имеет свой баланс, обладает основными и оборотными средствами. Основными задачами существования предприятия является закупка, производство, продажа продукции с целью удовлетворения потребности покупателей, но при этом затрачивая минимальное количество издержек и получения максимальной прибыли.
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно – хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
Прибыль – это выраженный в денежной форме результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, но и имеет большое значение в формировании внебюджетных и благотворительных фондах.
За счет уплаты налогов от прибыли в муниципальный, и региональный бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов и от их увеличения зависят темпы развития, а также повышение жизненного уровня населения.
У понятия «Прибыль» существует много значений, основные из которых:
− Бухгалтерская прибыль – разница между принимаемой к учету суммой доходов и тем, что считается расходами (издержками). При одинаковых условиях бухгалтерская прибыль зависит от стандартов учета.
− Экономическая прибыль (более неформальный показатель) – остаток от общего дохода после вычета всех издержек, разница между бухгалтерской прибылью и дополнительными расходами, такими как: некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, неучтенные в себестоимости, дополнительные премии работникам.
Любая фирма в процессе своего функционирования стремится укрепить свои позиции в бизнесе и на рынке, получить некоторые преимущества перед конкурентами и экономическую прибыль. Все это способствует ее динамичному развитию. Ожидание экономической прибыли заставляет предпринимателя тщательно заниматься вопросом организации производства, чтобы максимально снизить издержки, наиболее рационально использовать ограниченные ресурсы и добиться наибольшей отдачи от факторов производства. С этой целью совершенствуются технологии, осваиваются достижения науки и техники, что способствует экономическому росту фирмы и всей национальной экономики.
Также выделяют и другие виды прибыли:
Рис.1. Классификация понятия прибыль
Прибыль выполняет определенные функции:
- Стимулирующая, как фактор развития производства;
- Воспроизводственная, как показатель разницы между доходами и затратами;
- Контрольная, как критерий оценки эффективности деятельности экономического объекта;
- Регулирующая, прибыль позволяет регулировать денежные потоки, поскольку распределяется по различным фондам и направлениям на предприятии (резервный, валютный, фонд развития производства, фонд материальных поощрений).
Рассмотрим определения прибыли дающиеся различными российскими и зарубежными авторами, представленными в таблице.
Таблица 1. Определения прибыли
Автор |
Определение прибыли |
Болфинова | Прибыль − является одним из финансовых результатов
деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. |
Худолеева О.Е. | Прибыль – важный показатель финансово хозяйственной деятельности предприятий, определяемый
как разница между выручкой, полученной от продажи продукции и себестоимостью этой продукции. |
Арефьева С.Г.
Демчук О.В. |
Прибыль − выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой
ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных средств. |
Винокурова Я.А.
Агафонова М.С. |
Прибыль – одна из важнейших финансовых категорий, которая отражает результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, т.е. ее эффективность. |
Черний А.А.
Батищева Н.Н. |
Прибыль – это обобщающий показатель, который свидетельствует об эффективности производства и о благополучном состоянии. |
Смит А. | Прибыль – вознаграждение предпринимательской деятельности, а с другой стороны определенное количество труда, которое не оплатили рабочему. |
Рикардо Д. | Прибыль – остаток после вычета из стоимости товара затрат на зарплату. |
Кларк Д. | Прибыль – предпринимательская зарплата. |
После изучения данных определений можно сделать следующие выводы. Например, российские авторы Винокурова, Агафонова и Черний, Батищева определяют прибыль, как свидетельство , эффективности производства. В то время как зарубежные авторы трактуют прибыль как вознаграждение предпринимательской деятельности или по-другому зарплата предпринимателя как утверждает Кларк.
Основное различие в определениях российских и зарубежных авторов состоит в том, что российские авторы приводят определение прибыли как результат финансовой деятельности предприятий в отличии от зарубежных авторов, которые соотносят ее как вознаграждение предпринимателя, человека.
На основании приведенных и изученных выше определений дающихся различными зарубежными и российскими учеными, авторами статьи дано собственное понятие прибыль – конечный результат предпринимательской деятельности, получаемый в виде денежных средств.
Далее авторами был проведен краткий анализ прибыли предприятия г.Пенза (производство пластиковых конструкций), представленный в таблице 2.
Таблица 2. Анализ отчета о прибылях и убытках
Показатели | 2014 | 2015 | Абсолютные изменения | Темп роста, % |
т.р. | т.р. | 2015 к 2014 | 2015 к
2014 |
|
Выручка | 3507 | 11045 | 7538 | 214,9 |
Себестоимость продаж | 3443 | 9421 | 5978 | 173,6 |
Валовая прибыль (убыток) | 64 | 1624 | 1560 | 2437,5 |
Коммерческие расходы | 69 | 1221 | 1152 | 1669,5 |
Прибыль (убыток) от продаж | (5) | 403 | 398 | - |
Прочие расходы | 8 | 26 | 18 | 225 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | (13) | 377 | 364 | - |
Текущий налог на
прибыль |
- | 75 | - | - |
Чистая прибыль (убыток) | (13) | 302 | 289 | - |
Так как предприятие открыто в 2014 году, то это объясняет отрицательные значения прибыли в отчете о финансовых результатах. Из-за того, что предприятие еще не успело приобрести достаточную известность оно не смогло окупить свои затраты и чистая прибыль на первом году существования была отрицательной. Но в 2015 году чистая прибыль значительно увеличилась. Это говорит о том, что предприятие успешно функционирует, принося прибыль и покрывая свои затраты. В связи с этим предприятию необходимо разрабатывать мероприятия по повышению прибыли, которые могут заключаться в следующем:
- Снижение затрат на производство;
- Расширение рынка продаж;
- Диверсификация производства;
- Продажа простаивающего оборудования или сдача его в аренду и т.д. [1,2].
Также прибыль можно увеличить за счет рекламы. Целью каждого предприятия является получение прибыли, а значит, оно должно реализовывать как можно больше продукции. Так как из-за большого числа производителей многие покупатели и вовсе не знают о некоторых предприятиях, которые могут производить лучший товар по более выгодной для них цене и качеству [3].
Одной из главных проблем любого предприятия является конкуренция. Поэтому лучше всего для предприятия затмить их своими ценами. Также для привлечения внимания новых покупателей следует повышать качество обслуживания, а также проводить дни скидок, акции и т.д.
Также для повышения финансовых результатов предприятию рекомендуется ежегодно проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности, обращая внимание на снижение и отрицательные значения некоторых коэффициентов, выявлять причины их снижения, разрабатывать меры по их устранению [4,5,6].
Библиографический список
- Учаева Т.В., Усатенко А.Н. Повышение финансовых результатов строительного предприятия // Образование и наука в современном мире / Инновации. 2016. № 5. С. 138.
- Учаева Т.В., Иванова Д.С. Роль финансового анализа в повышении эффективности деятельности строительного предприятия // Региональная архитектура и строительство / 2016. № 2 (27). С. 161-166
- Учаева Т.В. Повышение качества производства пластиковых конструкций // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/51075 (дата обращения: 02.04.2015).
- Учаева Т.В., Лонщакова О.В. Повышение эффективности деятельности предприятия промышленности строительных материалов // «Вестник ПГУАС: строительство, наука и образование» / №1. 2016.-С
- Учаева Т.В., Тихонова К.Ю. Анализ финансовой деятельности ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/52663.
- Учаева Т.В., Щукарева А.В. Повышение финансового потенциала ООО «Строительные материалы» как основа повышения организационно-экономического потенциала предприятия //«Вестник ПГУАС: строительство, наука и образование» / №1. 2016.-С
- Манина Н. В., Николаева М. О. Зарубежный опыт учета и анализа финансовых результатов организации // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 498-501.
Количество просмотров публикации: Please wait