По заданию строительной организации выполнено обследование площадки строительства автозаправочной станции (АЗС) с комплексом автодорожного сервиса на 671 километре автодороги «М-5» Урал близ с. Русский Ишим Городищенского района с целью выявления возможности въезда для заправки, остановки и стоянки большегрузных автомобилей по грунтовой дороге.
Рельеф площадки спокойный с уклоном в северо-восточном направлении в сторону пруда с р. Ишим [1, 2, 3]. Перед началом строительства выполнена планировка площадки – часть грунта с западной стороны срезана, а с восточной произведена подсыпка с уплотнением толщиной до 0,5 м. Уплотнение грунтов велось кулачковым катком массой 16 тонн.
Уплотнение грунтов при производстве земляных работ должно осуществляться по проекту [4]. При использовании типовых проектов необходимая плотность грунта должна устанавливаться опытным путем в зависимости от назначения сооружения и характера грунтов. Необходимая плотность грунтов задается в проекте с обязательным указанием плотности сухого грунта. В проекте строительства АЗС с комплексом автодорожного сервиса такие показатели грунтов отсутствуют [5]. Поэтому воспользуемся данными справочной и технической литературы по сооружениям подобного типа. Для контроля качества уплотнения грунтов площадки строительства АЗС были отобраны образцы грунтов в пяти точках территории [6, 7, 8]. Схема расположения точек отбора образцов показана на схематической выкопировке с генплана площадки строительства АЗС (рис.1). Контроль качества уплотнения выполнен методом режущего кольца в соответствии с ГОСТ 5180-2016. Всего было отобрано девять образцов для определения природной влажности. Результаты испытаний представлены в таблицах.

Таблица 1 ‒ Определение природной плотности
№
кольца |
Масса
кольца, г |
Объем кольца V, cм3
|
Масса кольца с грунтом, г
|
Природная плотность, г/см3
|
Среднее значение, г/см3
|
7
|
42,25
|
50,0
|
147,30
|
2,12
|
2,10
|
19
|
43,40
|
147,90
|
2,09
|
||
13
|
40,80
|
144,00
|
2,08
|
||
9
|
41,00
|
148,60
|
2,15
|
||
16
|
42,00
|
147,40
|
2,11
|
||
4
|
41,40
|
144,00
|
2,05
|
||
3
|
43,10
|
145,30
|
2,04
|
||
14
|
43,10
|
149,70
|
2,13
|
||
15
|
43,30
|
148,00
|
2,10
|
Нормативное значение природной плотности равно = 2,10 г/см3. Природная влажность грунта определялась методом высушивания в сушильном шкафу в соответствии с ГОСТ 5180-2016.
№
бюкса |
Масса пустого бюкса, г
|
Масса бюкса с влажным грунтом, г
|
Масса бюкса с сухим грунтом, г
|
Природная влажность, %
|
Среднее значение, %
|
110
|
21,10
|
61,95
|
53,50
|
26,10
|
25,20
|
126
|
21,30
|
52,90
|
46,90
|
24,40
|
|
129
|
22,10
|
58,55
|
50,50
|
23,30
|
|
139
|
22,10
|
57,40
|
50,00
|
26,50
|
|
141
|
22,60
|
64,20
|
56,30
|
23,45
|
|
149
|
21,30
|
55,70
|
49,00
|
24,20
|
|
150
|
20,70
|
51,00
|
45,50
|
22,20
|
|
377
|
22,50
|
56,20
|
49,20
|
26,20
|
Нормативное значение природной влажности равно = 25,20%.
По полученным нормативным значениям природной плотности и влажности определим фактическое значение плотности сухого грунта площадки АЗС по формуле:

Уплотняемость каждого вида грунта определяется максимальной плотностью и оптимальной влажностью. Максимальная плотность уплотненного грунта – это наибольшее значение плотности сухого грунта, достигаемое при оптимальной влажности и принятых режимах, методах и энергии уплотнения.
Оптимальной влажностью называется влажность, при которой достигается максимальная плотность уплотненного грунта и требуется наименьшая затрата работы для ее достижения.
В соответствии с [9, 10] оптимальная влажность и максимальная плотность для глин, которые и служат основанием площадки строительства АЗС [1, 6, 11], составляет:
- оптимальная влажность – 18,0 ч 25,0%
- оптимальная плотность – 1,55 ч1,75 г/см3
В нашем случае оптимальная влажность равна около 25,0%, следовательно, максимальная плотность должна соответствовать 1,75 г/см3.
Согласно [9] норма уплотнения грунтов для различных сооружений, характеризуемая коэффициентом стандартного уплотнения, равна для насыпей подъездных путей, являющихся основанием для усовершенствованных дорог Ксоm = 0,95. Коэффициент стандартного уплотнения является отношением фактической плотности к максимальной стандартной. Для нашего случая имеем:
.gif)
Проверим в соответствии с ГОСТ 20522 – 2012 надежность определения характеристик плотности грунта в естественном состоянии. Нормативное значение характеристики равно среднему арифметическому значению. При переходе к расчетному значению учитывается, что среднее значение вследствие неоднородности грунта и ограниченного числа определений может содержать ошибку, которая должна быть исключена. Согласно СП 22.13330.2011 для статической обработки результатов испытаний число образцов должно быть не менее шести. Статистическую обработку опытных данных начинают с проверки на исключение возможности появления грубых ошибок. Исключать необходимо максимальное или минимальное значениеxi, для которого выполняется условие:
.gif)
где – статистический критерий, зависящий от числа определений,
S – среднеквадратическое отклонение,
xi - частное значение показателя.
Среднеквадратическое отклонение вычисляется по формуле:
,
где n – число определений.
Вычисление расчетного значения плотности грунта в естественном состоянии (проверка на грубую ошибку) сведено в табл. 3.
№ опыта
|
![]() |
![]() |
![]() |
1
|
2,12
|
0,025
|
6·10-4
|
2
|
2,09
|
-0,010
|
1·10-4
|
3
|
2,08
|
-0,020
|
4·10-4
|
4
|
2,15
|
0,055
|
30·10-4
|
5
|
2,11
|
0,010
|
1·10-4
|
6
|
2,05
|
-0,050
|
25·10-4
|
7
|
2,04
|
-0,060
|
36·10-4
|
8
|
2,13
|
0,040
|
16·10-4
|
9
|
2,10
|
0,000
|
0
|
Итого
|
18,87
|
![]() |
118·10-4
|
Имеем:
.gif)
.gif)
.gif)
.gif)
Грубых ошибок в определениях нет. Проведенные испытания грунтов и выполненные расчеты показали, что необходимая степень уплотнения грунтов основания строительной площадки автозаправочной станции (АЗС) с комплексом автодорожного сервиса на 671 км трассы М-5 «Урал» достигнута и соответствует нормативным требованиям устройства подъездных путей, являющихся основанием для усовершенствованных дорог.
Библиографический список
- Пономарева Т.В., Кошкина Н.В., Хрянина О.В. Инженерно-геологические условия строительства на коренных глинах. Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-2 (47). С. 109-116.
- Хрянина О.В. Изменение устойчивости геологической среды коренного плата при строительстве. Образование и наука в современном мире. Инновации. 2016. № 6-2. С. 155-160.
- Горынин А.С., Кошкина Н.В., Хрянина О.В. Геология и инженерно-геологические условия строительства на коренных глинах Поволжья. Вестник магистратуры. 2014. № 11-1 (38). С. 42-44.
- Кочеткова М.В., Янгуразов Ю.Р.Разработка технологических решений по обратной засыпке пазух. Современная техника и технологии. 2017. № 2 (66). С. 3-6.
- Горынин А.С., Кошкина Н.В., Хрянина О.В. Значение инженерно-геологических изысканий в процессе проектирования на современном этапе. Вестник магистратуры. 2014. № 11-1 (38). С. 45-48.
- Горынин А.С., Кошкина Н.В., Хрянина О.В. Инженерно-геологическая оценка грунтов мелового периода центра Русской равнины. Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-1 (47). С. 76-80.
- Кошкина Н.В., Хрянина О.В., Галова Ю.С. Инженерно-геологические свойства отложений ледникового комплекса Пензенского региона. Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-1 (47). С. 88-90.
- Кошкина Н.В., Хрянина О.В., Астафьев М.В. Оценка условий формирования крупнообломочных грунтов зоны выветривания. Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-1 (49). С. 38-42.
- Руководство по уплотнению грунтов в промышленном и гражданском строительстве. − М.: Стройиздат, 1985.
- Грунты. Методы лабораторного определения максимальной плотности: ГОСТ 22733-2016. – Взамен ГОСТ 22733-2002; введ. 01.01.17.
- Гаврилов П.И., Киселев А.А., Снежкина О.В. К вопросу о математическом исследовании инженерных задач. Моделирование и механика конструкций. 2016. № 3. С. 5.