ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Батюта М.Б.1, Сидорина Е.В.2
1ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина», кандидат психологических наук, доцент
2ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина», старший преподаватель

Аннотация
Самооценка детей младшего школьного возраста формируется в условиях влияния оценочного отношения взрослых в учебной деятельности, в межличностных отношениях и в семье. При этом взрослый является центральной фигурой формирующего влияния на уровень самосознания и уровень отношения к себе младших школьников, поскольку он является не только носителем норм и правил, эталонов успеха в деятельности и в социуме, но и является организатором условий деятельности и общения детей. Одним из факторов формирования самооценки младших школьников является фактор влияния условий воспитания в семье. Причем важны такие аспекты этого влияния, как структурная организации семьи (полная или неполная), характер и тип родительского отношения, и стиль воспитания. В статье представлены результаты изучения особенностей влияния стиля семейного воспитания в неполных семьях на уровень самооценки младшего школьника. В результате исследования выявлено, что у детей младшего школьного возраста из неполных семьей, могут проявляться особенности развития самооценки, обусловленные своеобразием стилей семейного воспитания.

Ключевые слова: младший школьный возраст, неполная семья, самооценка, стили семейного воспитания, уровень притязаний


FEATURES OF THE EFFECT OF FAMILY EDUCATION STYLE ON THE LEVEL OF SELF-ASSESSMENT OF YOUNG SCHOOLBOYS

Batyuta M.B.1, Sidorina E.V.2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin, candidate of psychological Sciences, associate Professor
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin, senior lecturer

Abstract
Self-esteem of children of primary school age is formed in the context of the evaluation of the attitude of adults in educational activities, in interpersonal relationships and in the family. At the same time, the adult is the central figure of the shaping influence on the level of self-awareness and the level of attitudes toward younger schoolchildren, because he is not only the bearer of norms and rules, the standards of success in activity and in society, but also organizes the conditions for the activity and communication of children. One of the factors in the formation of self-esteem of junior schoolchildren is the factor of the influence of the conditions of upbringing in the family. And important are such aspects of this influence as the structural organization of the family (complete or incomplete), the nature and type of the parental relationship, and the style of upbringing. The article presents the results of studying the features of the influence of the style of family education in single-parent families on the level of self-esteem of a junior schoolchild. As a result of the research, it was revealed that in children of primary school age from incomplete families, the development of self-esteem, due to the peculiarities of the styles of family upbringing, can manifest itself.

Keywords: level of claims, primary school age, self-esteem, single-parent families, styles of family education


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Батюта М.Б., Сидорина Е.В. Особенности влияние стиля семейного воспитания на уровень самооценки младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80948 (дата обращения: 01.12.2024).

Одним из значимых компонентов самосознания личности является самооценка. Проблема развития самооценки, как для зарубежной, так и для отечественной психологии не является новой.

Если в зарубежной психологии самооценка рассматривается как механизм, обеспечивающий баланс отношений личности с окружающей его средой (З.Фрейд, К.Хорни, Э.Фромм и другие), то в отечественной психологии ее исследования связаны с изучением проблемы развития самосознания – Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.В.Бороздина, А.В.Захаров, И.С.Кон, М.С.Неймарк, С.Р.Пантелеев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Славина, В.В.Столин, Е.А.Серебрякова и др.

При этом самооценка выступает как важнейший регулятор направленности личности. Также самооценка представлена как аспект открытия «Я» через других, в процессе общения. Эти идеи опираются на положения культурно – исторической концепции Л.С.Выготского, а также работы А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна  и других. Особое место в возрастной психологии занимает проблема изучения особенностей развития самооценки у детей в разные периоды их развития.

Проблема формирования самооценки у детей младшего школьного возраста приобрела особое звучание, в силу того, что теперь показатели ее развития рассматриваются не только как явление процесса личностного роста школьников, но и как показатель качества деятельности образовательного учреждения – теперь это один из критериев сформированности у младшего школьника социальной зрелости [1]. Младший школьный возраст является начальным этапом  формирования самосознания, социальных мотивов и потребностей, поэтому именно в этот период важно заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки.

Среди многочисленных научных работ выделяется группа исследований, направленных на выявление отношения детей к себе в данном возрасте (И.В.Дубровина, A.JI.Венгер, В.В.Рубцов, Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и другие). Эти исследования показывают, что отношение к себе в форме оценочного восприятия собственных достоинств и недостатков, выполняемой роли, занимаемого места в семье и среди сверстников приобретает особое значение для развития личности ребенка именно в период изменений системы социальных отношений, что имеет место в младшем школьном возрасте. При этом влиянию отношений в семье в этот период отводится приоритетная роль (Т.Д.Марцинковская, B.C.Мухина, А.О.Прохоров и др.).

Вместе с тем, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности детей, недостаточно изученным остается вопрос о влиянии не только воспитательных принципов каждого из родителей на личность детей, но и влияние  комплекса факторов семейных условий на уровень самооценки детей.

При определении характера влияния семьи на развитие детей не мало важным является вопрос структурной организации семьи – какой она является  – полной или неполной [2]. Научный интерес к неполным семьям подкрепляется тенденцией их роста в структуре современного российского общества. Неполная семья находится в более сложных жизненных условиях, так как все проблемы от финансовых до психологических родитель решает в одиночку [3].

Определение специфических особенностей влияния фактора структурной организации семьи, несмотря на принятое мнение о том, что в полных (благополучных) семьях и дети благополучные, а в неполных (не благополучных) – дети неблагополучны, на сегодняшний день является спорным [2].

Открытой остается проблема выявления комплекса особенностей развития детей в условиях полной и неполной семьи.

Целью нашего исследования явилось выявление влияния стиля семейного воспитания в неполной семье на уровень самооценки младших школьников.

У детей младшего школьного возраста из неполных семьей, могут проявляться особенности развития самооценки, обусловленные своеобразием стилей семейного воспитания: возможно проявление неадекватных ее уровней (завышенной или заниженной), нарушения развития самокритичности и самоконтроля, как сознательных волевых процессов, а также нарушения сформированности уровня притязания и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Нами было проведено эмпирическое исследование стилей родительского воспитания в полных и неполных семьях, а также уровня самооценки, развития самокритичности и самоконтроля у  младших школьников из данных семей с использованием следующих методик:

- Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г.Эйдемиллера, В.В.Юстицкиса [4];

- Методика «Три оценки» А.И.Липкиной [4];

- Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн [4];

Исследование проводилось  на базе школ г. Н. Новгорода. Всего в исследовании приняли участие 40 учащихся 2 классов, из них 20 из неполных семей и 20 из полных семей (в возрасте 8-9лет), а также их родители (матери).

Анализ стиля родительского воспитания в полных и неполных семьях показал, что у матерей из неполных семей выявлено преобладание двух патологических стилей воспитания – доминирующей гиперпротекции (45% испытуемых) и гипопротекции (30 % испытуемых), в то время как у матерей из полных семей из патологических стилей воспитания преобладает потворствующая гиперпротекция (40% испытуемых) и гипопротекция (20% испытуемых). В семьях, реализующих стиль воспитания «Доминирующая гиперпротекция», ребенок находится в центре внимания семьи, мать стремится удовлетворить все потребности ребенка, но при этом ограничивает его самостоятельность большим количеством запретов и ограничений. Все протесты ребенка по этому поводу всегда приводят к бурным конфликтам. На фоне стремления удовлетворить потребности ребенка, к ребенку бессистемно предъявляются требования – обязанности, запреты и санкции, что создает ситуацию высокого нервного напряжения в общении с матерью и угрозу инфантилизации детей. В семьях, реализующих стиль воспитания «Гипопротекция» ребенок предоставлен сам себе, его никто не контролирует и никто не интересуется его потребностями и нуждами. Это также опасная тенденция – ребенок привыкает к вседозволенности и праздности.

В семьях с преобладанием стиля воспитания  «Потворствующая гиперпротекция» родители максимально стремятся к удовлетворению любых потребностей ребенка, объясняя это тем, что либо ребенок «слабый, болезненный и трудно достался», либо тем, что желают дать ему все, чего сами были лишены, либо представлениями о некоей исключительности ребенка, при этом к ребенку предъявляется минимальное количество требований и, так же, возлагается минимальное количество обязанностей.

Анализ уровня самооценки, ее реалистичности и уровня притязаний у младших школьников из полных и неполных семей показал, что у детей большинства  из неполных семей выявлены крайние варианты самооценки – 35%  завышенный уровень  и 30% заниженный уровень самооценки, в то время, как у 75 % детей  из полных семей выявлен завышенный и высокой уровень самооценки (45% и 30%).

Анализ проявления уровня притязаний показал, что у детей из неполных семей, преобладают крайние варианты  -  нереалистично завышенный уровень притязаний (35% испытуемых) и  заниженный уровень притязаний (45% испытуемых). У младших школьников из полных семей выявлено преобладание завышенного(45% испытуемых) и адекватного уровня притязаний (45% испытуемых).

Анализ проявления такого компонента, как реалистичность самооценки показал, что у детей из неполных семей выявлено почти равномерное распределение показателей критичности к себе: имеются дети с завышено некритичным отношением к себе (35% детей), дети с адекватным уровнем критичности к себе (35% детей) и дети с чрезмерно негативной критичностью к себе (30% детей). У детей из полных семей выявлено преобладание показателей завышенной нереалистичной самооценки – завышено некритичного отношения к себе (45% детей) при наличии большого числа детей с адекватным отношением к себе (50 %  детей).

Наличие у младших школьников из неполных семей высоких показателей завышенного уровня  самооценки и высоких показателей заниженного уровня притязаний позволяет говорить о переживании этими детьми острого внутриличностного конфликта, состоящего из признания детьми себя лучшими и достойными лучшего, и понимания, что это не достижимо.

Анализ результатов изучения степени сформированности способности к самоконтролю у младших школьников из полных и неполных семей, как сознательному волевому процессу, проявляющемуся в способности адекватно оценивать результаты своего труда показал, что младшие школьники из неполных семей склонны к завышению оценки своего труда (60 %). При наличии у этих детей завышенной самооценки и заниженного уровня притязаний, эта тенденция может быть защитной формой поведения – как выход из внутриличностного конфликта. Дети в этом случае остаются незрелыми и социально неадаптированными, потому как не понимают и не видят реальных результатов того, что они делают, и не умеют видеть  реальные причины успеха и неуспеха. Большинство учащихся младших классов из полных  склонны к более адекватной, реальной  оценки результатов своего труда (55%),– эти дети правильно оценивают свою работу, понимают, (по словам детей) что «завышенная оценка результата ничего не говорит о том, как на самом деле они работали, и поэтому лучше ее не принимать», что в свою очередь соотносится с  выявленным у них адекватным уровнем самооценки и уровнем притязаний.

Для установления взаимосвязи особенностей влияния используемых в разных по структурному составу семьях младших школьников стилей семейного воспитания на проявление особенностей развития у детей самооценки, мы использовали метод «Прямолинейной корреляции Пирсона». Корреляционный анализ связи между используемыми в неполных семьях стилями воспитания и  уровень самооценки детей из данных семей показал достоверность, р>0,01.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило получить данные, подтвердившие гипотезу о том, что у детей младшего школьного возраста из неполных семьей, могут проявляться особенности развития самооценки, обусловленные своеобразием стилей семейного воспитания: возможно проявление неадекватных ее уровней (завышенной или заниженной), нарушения развития самокритичности и самоконтроля, как сознательных волевых процессов, а также нарушения сформированности уровня притязания и эмоционально-ценностного отношения к себе.


Библиографический список
  1. Боцманова, М.Э. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. / М.Э.Боцманова,  А. В.Захарова – 2011. – № 2. С. 41
  2. Иванцова, А.А. Изучение особенностей воспитания в семьях разного типа. // Воспитание школьников./А.А.Иванцова. – 2000.- №9. С.16-18
  3. Сидорина Е.В., Семенова Е.А. // Влияние детско-родительских отношений на социализацию младших подростков из полных и неполных семей./ Проблемы современного педагогического образования. 2016.- № 52-6. С. 396-401
  4. Психология личности: Тесты, опросники, методики / Сост. Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова. – М., 2015 – 478с.


Все статьи автора «Сидорина Елена Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: