Одним из значимых компонентов самосознания личности является самооценка. Проблема развития самооценки, как для зарубежной, так и для отечественной психологии не является новой.
Если в зарубежной психологии самооценка рассматривается как механизм, обеспечивающий баланс отношений личности с окружающей его средой (З.Фрейд, К.Хорни, Э.Фромм и другие), то в отечественной психологии ее исследования связаны с изучением проблемы развития самосознания – Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.В.Бороздина, А.В.Захаров, И.С.Кон, М.С.Неймарк, С.Р.Пантелеев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Славина, В.В.Столин, Е.А.Серебрякова и др.
При этом самооценка выступает как важнейший регулятор направленности личности. Также самооценка представлена как аспект открытия «Я» через других, в процессе общения. Эти идеи опираются на положения культурно – исторической концепции Л.С.Выготского, а также работы А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и других. Особое место в возрастной психологии занимает проблема изучения особенностей развития самооценки у детей в разные периоды их развития.
Проблема формирования самооценки у детей младшего школьного возраста приобрела особое звучание, в силу того, что теперь показатели ее развития рассматриваются не только как явление процесса личностного роста школьников, но и как показатель качества деятельности образовательного учреждения – теперь это один из критериев сформированности у младшего школьника социальной зрелости [1]. Младший школьный возраст является начальным этапом формирования самосознания, социальных мотивов и потребностей, поэтому именно в этот период важно заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки.
Среди многочисленных научных работ выделяется группа исследований, направленных на выявление отношения детей к себе в данном возрасте (И.В.Дубровина, A.JI.Венгер, В.В.Рубцов, Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и другие). Эти исследования показывают, что отношение к себе в форме оценочного восприятия собственных достоинств и недостатков, выполняемой роли, занимаемого места в семье и среди сверстников приобретает особое значение для развития личности ребенка именно в период изменений системы социальных отношений, что имеет место в младшем школьном возрасте. При этом влиянию отношений в семье в этот период отводится приоритетная роль (Т.Д.Марцинковская, B.C.Мухина, А.О.Прохоров и др.).
Вместе с тем, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности детей, недостаточно изученным остается вопрос о влиянии не только воспитательных принципов каждого из родителей на личность детей, но и влияние комплекса факторов семейных условий на уровень самооценки детей.
При определении характера влияния семьи на развитие детей не мало важным является вопрос структурной организации семьи – какой она является – полной или неполной [2]. Научный интерес к неполным семьям подкрепляется тенденцией их роста в структуре современного российского общества. Неполная семья находится в более сложных жизненных условиях, так как все проблемы от финансовых до психологических родитель решает в одиночку [3].
Определение специфических особенностей влияния фактора структурной организации семьи, несмотря на принятое мнение о том, что в полных (благополучных) семьях и дети благополучные, а в неполных (не благополучных) – дети неблагополучны, на сегодняшний день является спорным [2].
Открытой остается проблема выявления комплекса особенностей развития детей в условиях полной и неполной семьи.
Целью нашего исследования явилось выявление влияния стиля семейного воспитания в неполной семье на уровень самооценки младших школьников.
У детей младшего школьного возраста из неполных семьей, могут проявляться особенности развития самооценки, обусловленные своеобразием стилей семейного воспитания: возможно проявление неадекватных ее уровней (завышенной или заниженной), нарушения развития самокритичности и самоконтроля, как сознательных волевых процессов, а также нарушения сформированности уровня притязания и эмоционально-ценностного отношения к себе.
Нами было проведено эмпирическое исследование стилей родительского воспитания в полных и неполных семьях, а также уровня самооценки, развития самокритичности и самоконтроля у младших школьников из данных семей с использованием следующих методик:
- Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г.Эйдемиллера, В.В.Юстицкиса [4];
- Методика «Три оценки» А.И.Липкиной [4];
- Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн [4];
Исследование проводилось на базе школ г. Н. Новгорода. Всего в исследовании приняли участие 40 учащихся 2 классов, из них 20 из неполных семей и 20 из полных семей (в возрасте 8-9лет), а также их родители (матери).
Анализ стиля родительского воспитания в полных и неполных семьях показал, что у матерей из неполных семей выявлено преобладание двух патологических стилей воспитания – доминирующей гиперпротекции (45% испытуемых) и гипопротекции (30 % испытуемых), в то время как у матерей из полных семей из патологических стилей воспитания преобладает потворствующая гиперпротекция (40% испытуемых) и гипопротекция (20% испытуемых). В семьях, реализующих стиль воспитания «Доминирующая гиперпротекция», ребенок находится в центре внимания семьи, мать стремится удовлетворить все потребности ребенка, но при этом ограничивает его самостоятельность большим количеством запретов и ограничений. Все протесты ребенка по этому поводу всегда приводят к бурным конфликтам. На фоне стремления удовлетворить потребности ребенка, к ребенку бессистемно предъявляются требования – обязанности, запреты и санкции, что создает ситуацию высокого нервного напряжения в общении с матерью и угрозу инфантилизации детей. В семьях, реализующих стиль воспитания «Гипопротекция» ребенок предоставлен сам себе, его никто не контролирует и никто не интересуется его потребностями и нуждами. Это также опасная тенденция – ребенок привыкает к вседозволенности и праздности.
В семьях с преобладанием стиля воспитания «Потворствующая гиперпротекция» родители максимально стремятся к удовлетворению любых потребностей ребенка, объясняя это тем, что либо ребенок «слабый, болезненный и трудно достался», либо тем, что желают дать ему все, чего сами были лишены, либо представлениями о некоей исключительности ребенка, при этом к ребенку предъявляется минимальное количество требований и, так же, возлагается минимальное количество обязанностей.
Анализ уровня самооценки, ее реалистичности и уровня притязаний у младших школьников из полных и неполных семей показал, что у детей большинства из неполных семей выявлены крайние варианты самооценки – 35% завышенный уровень и 30% заниженный уровень самооценки, в то время, как у 75 % детей из полных семей выявлен завышенный и высокой уровень самооценки (45% и 30%).
Анализ проявления уровня притязаний показал, что у детей из неполных семей, преобладают крайние варианты - нереалистично завышенный уровень притязаний (35% испытуемых) и заниженный уровень притязаний (45% испытуемых). У младших школьников из полных семей выявлено преобладание завышенного(45% испытуемых) и адекватного уровня притязаний (45% испытуемых).
Анализ проявления такого компонента, как реалистичность самооценки показал, что у детей из неполных семей выявлено почти равномерное распределение показателей критичности к себе: имеются дети с завышено некритичным отношением к себе (35% детей), дети с адекватным уровнем критичности к себе (35% детей) и дети с чрезмерно негативной критичностью к себе (30% детей). У детей из полных семей выявлено преобладание показателей завышенной нереалистичной самооценки – завышено некритичного отношения к себе (45% детей) при наличии большого числа детей с адекватным отношением к себе (50 % детей).
Наличие у младших школьников из неполных семей высоких показателей завышенного уровня самооценки и высоких показателей заниженного уровня притязаний позволяет говорить о переживании этими детьми острого внутриличностного конфликта, состоящего из признания детьми себя лучшими и достойными лучшего, и понимания, что это не достижимо.
Анализ результатов изучения степени сформированности способности к самоконтролю у младших школьников из полных и неполных семей, как сознательному волевому процессу, проявляющемуся в способности адекватно оценивать результаты своего труда показал, что младшие школьники из неполных семей склонны к завышению оценки своего труда (60 %). При наличии у этих детей завышенной самооценки и заниженного уровня притязаний, эта тенденция может быть защитной формой поведения – как выход из внутриличностного конфликта. Дети в этом случае остаются незрелыми и социально неадаптированными, потому как не понимают и не видят реальных результатов того, что они делают, и не умеют видеть реальные причины успеха и неуспеха. Большинство учащихся младших классов из полных склонны к более адекватной, реальной оценки результатов своего труда (55%),– эти дети правильно оценивают свою работу, понимают, (по словам детей) что «завышенная оценка результата ничего не говорит о том, как на самом деле они работали, и поэтому лучше ее не принимать», что в свою очередь соотносится с выявленным у них адекватным уровнем самооценки и уровнем притязаний.
Для установления взаимосвязи особенностей влияния используемых в разных по структурному составу семьях младших школьников стилей семейного воспитания на проявление особенностей развития у детей самооценки, мы использовали метод «Прямолинейной корреляции Пирсона». Корреляционный анализ связи между используемыми в неполных семьях стилями воспитания и уровень самооценки детей из данных семей показал достоверность, р>0,01.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило получить данные, подтвердившие гипотезу о том, что у детей младшего школьного возраста из неполных семьей, могут проявляться особенности развития самооценки, обусловленные своеобразием стилей семейного воспитания: возможно проявление неадекватных ее уровней (завышенной или заниженной), нарушения развития самокритичности и самоконтроля, как сознательных волевых процессов, а также нарушения сформированности уровня притязания и эмоционально-ценностного отношения к себе.
Библиографический список
- Боцманова, М.Э. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. / М.Э.Боцманова, А. В.Захарова – 2011. – № 2. С. 41
- Иванцова, А.А. Изучение особенностей воспитания в семьях разного типа. // Воспитание школьников./А.А.Иванцова. – 2000.- №9. С.16-18
- Сидорина Е.В., Семенова Е.А. // Влияние детско-родительских отношений на социализацию младших подростков из полных и неполных семей./ Проблемы современного педагогического образования. 2016.- № 52-6. С. 396-401
- Психология личности: Тесты, опросники, методики / Сост. Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова. – М., 2015 – 478с.