Младший школьный возраст характеризуется появлением новых психологических новообразований и нового ведущего вида деятельности, в качестве которого выступает учебная деятельность.
С приходом в школу дети сталкиваются с множеством стрессовых ситуаций: новое место, одноклассники, учителя. В силу этого главной проблемой в начале школьного обучения является школьная адаптация [1].
Адаптация - это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Наряду с термином «адаптация» широко используется термин «дезадаптация», применительно к детям, испытывающим трудности приспособления к школе. Он обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками.
По мнению И.А. Коробейникова, школьная дезадаптация – невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует [4, с. 116-118].
С проблемой школьной адаптации сталкиваются все школьники, но особо остро она стоит у детей младшего школьного возраста с нарушенным интеллектом, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС) [2], [3].
Целью нашего исследования явилось изучение проблемы школьной адаптации детей с нарушенным интеллектом, имеющих РАС.
Для решения поставленной цели были использованы методики для выявления уровня адаптации младших школьников: 1. проективная методика «Домики» О.А.Ореховой, 2. «Протокол наблюдений за адаптацией младших школьников» Гадаева А.В.
Исследование проводилось на базе МКОУ «Школа-интернат № 39» г. Н.Новгорода и МОУ «Глуховская средняя школа» Нижегородской области. В данном исследовании приняли участие 60 детей младшего школьного возраста: 20 младших школьников, имеющих расстройства интеллекта с РАС (по заключению ПМПК), 20 - младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения (по заключению ПМПК) и 20 детей, имеющих норму развития. В каждой группе испытуемых было по 13 мальчиков и 7 девочек. Возраст детей от 8 до 9 лет.
Исследование с помощью методики «Домики» О.А.Ореховой дало следующие результаты.
Дети с нарушенным интеллектом, имеющими РАС, по результатам методики представляют собой две группы из трех возможных.
Группа детей с уровнем амбивалентной адаптации. Младшие школьники с преобладанием отрицательных эмоций. Это группа детей, набравшая более 20 баллов, составила 67% испытуемых данной группы.
У детей данной группы наблюдается хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка, преобладают отрицательные эмоции. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
С заданием дети справлялись неохотно, предоставленные «домики» были практически не закрашены, дети ломали карандаши. Значение чувств и эмоций дети практически не поняли.
Группа детей с частичной адаптацией. У младших школьников преобладает негативное отношение к школе. Данную группу составили 33% испытуемых данной группы.
У этих детей наблюдается состояние усталости, присутствует негативное отношение ко многим учебным предметам. Наблюдается плохое, негативное настроение во время учебной деятельности. Дети проявляют негативный настрой практически на всех учебных занятиях, в которых они не заинтересованы. Заданную работу дети выполнили не аккуратно, во время выполнения много отвлекались.
Дети с нарушенным интеллектом представляют собой три группы.
Группу детей с амбивалентным уровнем адаптации составили 30% испытуемых этой группы.
По сравнению с детьми с расстройством аутистического спектра, у детей данной группы отрицательные эмоции провялятся реже, дети более работоспособны. Но практически все работы выполнены не аккуратно, дети постоянно выходили за границы рисунка. Раскрашивали один «домик» несколькими цветами, когда были сомнения в выборе цвета.
Группа детей с частичной адаптацией. Данную группу составляют 43% испытуемых данной группы. Работы были выполнены аккуратно, дети часто отвлекались и просили учителя пояснить, что обозначают заданные чувства, так же активно обсуждали их между собой.
Группа детей с полной адаптацией. Данную группу составили 27% испытуемых. Младшие школьники, входящие в эту группу, задание выполнили хорошо и аккуратно, дети внимательно слушали учителя, при любой трудности подходили к учителю и просили о помощи. Данная группа детей дольше всех выполняла это задание, так как дети боялись ошибиться и к выбору цвета подходили очень внимательно, закрашивали нужный домик так же долго, боясь оставить пробел.
Дети с нормой интеллектуального развития представляют собой одну группу.
Группа детей с полной адаптацией составляет 100% испытуемых.
Дети этой группы выполнили задание быстро и аккуратно, вопросов по выполнению у детей не возникало, у детей не вызывало трудности самим дать пояснения эмоциям и чувствам.
Как видно из представленных данных для детей с нарушенным интеллектом, имеющих расстройства аутистического спектра, характерно частичное выполнение заданий и непринятие задания полностью, дети плохо понимают описания чувств. Постоянно отвлекаются на самостоятельные действия, им сложно сконцентрироваться на задании. При возникновении каких-либо трудностей дети замыкаются в себе, не могут обратится со своей проблемой ни к учителю, ни к своим одноклассникам. Это свидетельствует о том, что у детей с нарушенным интеллектом, имеющих расстройства аутистического спектра, имеются серьезные проблемы в преодолении школьной адаптации.
Следующей из примененных методик была методика наблюдения «Протокол наблюдений за адаптацией младших школьников» Гадаева А.В.
Целью данной методики является наблюдение за личностными особенностями детей. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника.
Анализ полученных результатов позволяет нам сделать следующие выводы.
Дети с нарушенным интеллектом, имеющими РАС, согласно результатам были разделены на две группы.
Первый уровень (уровень дезадаптации) варьируется от 0 до 13 баллов. Это младшие школьники, которые не адаптировались к школе, они находятся на уровне дезадаптации. Данную группу составили 30% испытуемых этой группы.
У детей это группы доминирует пассивное отношение к учебе, они пассивны на уроках, учебная активность практически отсутствует, практически на все задания присутствуют отрицательные ответы, задания выполняют не аккуратно. Взаимодействие с учителем практически отсутствует, приводит к отрицательным эмоциям, на переменах ведут себя пассивно, избегают своих одноклассников, их интересуют однотипные самостоятельные игры. Как на уроках, так и на переменах дети раздражительны и капризны
Второй уровень (уровень частичной адаптации) составляет 70% испытуемых. Данный уровень варьируется от 14 до 20 баллов.
Количество баллов набранных на данном уровне практически находятся на нижней границе, у детей наблюдается разброс от 14 до 17 баллов.
Детям данной группы характерна краткосрочная активность, на уроках дети часто отвлекаются, успеваемость не стабильна. Они плохо усваивают учебный материал, на уроке ведут себя скованно, присутствует постоянное напряжение. На переменах дети так же скованы, их активность резко ограничена, преобладает однотипная деятельность (рисуют, моют доску и т.д.), либо не могут занять себя какой-либо деятельностью. Дети избегают контакта, во время общения с учителем преобладают отрицательные эмоции.
Дети с нарушенным интеллектом. Первый уровень (уровень дезадаптации). Данная группа представлена 10% испытуемых. Дети пассивны, неусидчивы, учебная активность практически отсутствует, на все задания присутствует отрицание, детей сложно заинтересовать. Все задания выполняют частично и не аккуратно. Как на уроках, так и на переменах дети находятся в напряжении. Но в сравнении с первой группой, дети лучше взаимодействуют друг с другом, учителя слушают частично.
Второй уровень (уровень частичной адаптации). Данную группу детей составили 57% испытуемых. Дети данной группы более активны, легко отвлекаемы. Успеваемость не стабильна, происходит плохое усвоение какого-либо учебного предмета. У детей наблюдается малая степень активности, ребенок занят игрой с самим собой, либо участвует в играх с кем-либо из класса, так как сфера общения ребенка ограничена. К заданиям учителя относится ответственно.
Третий уровень (уровень полной адаптации). В данную группу вошли 33% испытуемых данной выборки. Большинство детей данной группы набрали 30 баллов. Детям данной группы характерны на уроках как положительные, так и отрицательные эмоции, домашние и классные задания дети выполняют хорошо, хотя присутствует тенденция положительных и отрицательных ответов. Дети охотно участвуют в коллективных играх, легко контактируют с интересующими их детьми. Дорожат хорошим мнением учителя. Во время учебной деятельности наблюдается спокойное эмоциональное состояние.
Дети с нормой интеллектуального развития показали достижения, которые распределились по двум уровням. Второй уровень (уровень частичной адаптации) показали 13% испытуемых. Данный уровень варьируется от 21 до 35 баллов. По показателям данного уровня дети достигли высшего балла.
Для детей данной группы характерно – хорошее выполнение классных и домашних заданий с присутствием небольших ошибок. Дети эмоционально спокойны, хорошо взаимодействуют друг с другом и учителем. К учителю относятся уважительно.
На третьем уровне (уровне полной адаптации) находятся 87% учащихся этой выборки. Детям, находящимся на данном уровне, характерна активная работа на уроках, правильное выполнение домашних заданий. Дети дисциплинированны, выполняют требования учителя, охотно взаимодействуют с одноклассниками, участвуют в коллективных играх, наблюдается высокая игровая активность. К учителю проявляют дружелюбие, часто с ним общаются.
Как видно из анализа результатов проведенного исследования, младшим школьникам с нарушенным интеллектом, имеющих расстройства аутистического спектра, в основном присущ высокий уровень школьной дезадаптации: у детей в основном присутствуют отрицательные эмоции и напряженность, они избегают общения как с одноклассниками, так и с учителем, по отношению к учебной деятельности проявляют негативизм. Полученные результаты являются основанием для разработки и дальнейшего проведения системы коррекционно-развивающих занятий по оптимизации школьной адаптации у детей с нарушенным интеллектом, имеющих расстройства аутистического спектра.
Библиографический список
- Конева И. А. К проблеме поздней дифференциальной диагностики интеллектуального недоразвития и задержки психического развития // Современная психология – 2004.-№ 1 – С. 22.
- Конева И. А., Куликова К.А., Терешина Н.С. Эмоциональные особенности младших школьников с расстройствами аутистического спектра, возможность их коррекции элементами АВА-терапии // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология – 2016. – С. 336 – 341.
- Конева И. А., Кузнецова Л.Э. К проблеме образа Я и самооценки младших школьников с задержкой психического развития // Современная психология – 2015.-№ 2-3 – С. 149.
- Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация: ПЕР СЭ; Москва; 2002. -C. 116- 118.