ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СУБКУЛЬТУР ХИППИ И ПАНКОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Захарова Раксана Рубеновна
Самарский государственный институт культуры
студент бакалавриата 4 курса

Аннотация
В статье рассматривается эстетика молодежных движений хиппи и панков. Раскрываются такие составляющие движений, как внешний вид, музыка, мировоззрение. Дается сравнительная характеристика эстетической составляющей данных движений, а также приведены общие и отличительные черты.

Ключевые слова: молодежная революция, молодежная субкультура, панки, хиппи


THE AESTHETIC COMPONENT OF THE SUBCULTURES OF HIPPIES AND PUNKS: A COMPARATIVE ANALYSIS

Zaharova Raksana Rubenovna
Samara State Institute of Culture
undergraduate student of the 4th course

Abstract
The article deals with the aesthetics of youth movements of hippies and punks. The predicative components of the movements-like appearance, music, Outlook. Comparative characteristics of the aesthetic component of these movements, and given the common and distinctive features.

Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Захарова Р.Р. Эстетическая составляющая субкультур хиппи и панков: сравнительный анализ // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80859 (дата обращения: 29.03.2024).

Начало движения хиппи было положено в 60-х годах, в Америке. Далее получило распространение по всему миру. Расцвет культуры пришелся на 60-70-е года ХХ века. Первоначальной целью было выступления против морали пуритан и некоторых церквей протестантов. Но в корне культуры лежит желание хиппи вернуться к природному началу, т.е. к своей природной чистоте, и путь к этой чистоте хиппи видят в любви и пацифизме.  «Хиппи» произошло от двух слов, «хипстер» и «хип» [3]. Битники [2] употребляли данные слова для того чтобы дать описание человеку, который является членом их сцены. Буквальный перевод слова «хиппи» означает знать, отсюда «хип» это мудрый человек, который осознал и понял. На самом деле, сами хиппи так никогда себя не называли, им ближе было определение «прекрасные люди»[5; с.5]

Считать себя хиппи, значит относиться к совершенно универсальной системе, речь идет об убеждениях, которые отвергают нормы, будь то общественные нормы, политические, моральные [4], т. е. нормы каждой из структур истеблишмента. Хиппи являются таким поколением, ориентиры ценностей которого лежат далеко за пределами границ вопросов бизнеса, карьеры, денег или делового успеха. В ходе социологического анализа, во главе которого стоял Д. Мейн, было высянено, что лишь 12% студентов думают стать бизнесменами, 18% склонны к тому, что деньги играют основополагающую роль успешности в жизни, с другой стороны 79% молодых людей планируют стать учителями, музыкантами, изобретателями, художниками, актерами, т. е. Творческими работниками.

Хиппи верит:

  • что человек должен быть свободным;
  • что достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
  • что душевному освобождению способствуют наркотики;
  • что поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
  • что красота и свобода тождественно друг другу и что реализация того и другого – чисто духовная проблема;
  • что все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
  • что духовная община – идеальная форма общежития;
  • что все, думающие иначе, заблуждаются [1].

Для живущих в коммуне, т.е. Истинных хиппи, помимо слоганов что были описаны выше, существуют еще нормативы, соблюдение которых было обязательным по отношению друг к другу в составе коммуны : «не лезь ни к кому», «меньше суетись», «делись с другими», «занимайся своим делом».

Субъективность для хиппи всегда ценилась на высоком уровне. Для того чтобы отвлечься от объективности серой реальности, они погружались во внутреннюю субъективность. Индивидуализм для хиппи был очень важной чертой, он служил антиподом всеобщей стандартизации и обезличивания общества.

Внешний вид является полным отображением внутреннего мира носителей культуры, так что далее пойдет описание одежды, которую предпочитали носить хиппи, также описание украшений и аксессуаров.

Самым главным правилом моды хиппи – это нет никаких правил. Чем дальше твой стиль уходил от консервативного начала, от бесцветности и строгости – тем лучше. Причина такого всплеска новых идей и буйства красок заключалась в том, что хиппи позаимствовали многие элементы из традиционных стилей, характерных для Индии, Бали, Непала, Марокко и Центральной Америки.

Ограничением в гардеробе хиппи служили только рамки воображения, расширенные подчас психоделиками. Одним из главных атрибутов были штаны-клеш – полосатые, смешанные, джинсовые, с низким поясом, кожаные, обнажающие пупок и так без ограничений.

Верхняя часть гардероба варьировалась от рубашек негру до ярко окрашенных африканских дашики и средневосточных кафтанов, тай-дай и шелковых мужских рубашек с оборками. Девушки носили индийские сари и саронги с Бали и Явы. Бархат, кожа, батик, джинса, индийский хлопок и шелк были очень популярны. Фрактальные образы и психоделические мотивы, появляющиеся на одеждах вскружили головы. Обувь разнилась от сандалий до сапог на молнии, платформ и ярких туфлей из лакированной кожи. Крестьянская одежда, длинные со складками юбки были тоже очень популярными.

А далее в женский гардероб пришла мини-юбка. Бесспорно, данный вид одежды стал символом женской свободы и сексуальности. Мини-юбку придумала Мэри Квает в 1965 году. Изобретение мини-юбки привели к громадному всплеску продаж колготок. В союзе с просвечивающими блузками на голой груди, мини-юбки сыграли не последнюю роль в сексуальной революции.

Практически каждый хиппи носил фенечки, вязаные из ниток мулине, или из бисера, банданы, кожаные накрутки, солнечные очки, небольшие с круглыми или квадратными линзами, жакеты с оборками. Выполненные из марокканского или индийского серебра ювелирные украшения имели особое для хиппи значение. В ходу были кольца, браслеты, колечки для носа, для ушей, браслеты на ногах. Ожерелья подчас украшались символами восточной эзотерики, например инь-ян, символами мира, поднятым кулаком.

Выбор головных уборов очень сильно варьировался. Это могли быть высокие джамироквайские уборы, их любил Джон Филипс, или маленькие, которые плотно прилегали к голове. Шляпы нередко могли быть украшены перьями, различными цветастыми предметами, фенечками и т. д.

Хиппи стали виновниками моды на ввоз заграничных товаров. Большинство предметов их интерьера были импортными. Им очень нравились большие подушки, плетеная мебель, занавески из бисера статуи восточных богов, в большинстве своем индийских, таких как Ганеша, Будда или Шива. Благодаря хиппи, магазины, продукция которых была импортной, добились большого успеха.

Также, касательно интерьера, неотъемлемой частью эстетического удовольствия для хиппи были растения. Стремясь к природе, хиппи наполняли свои дома жизнью, можно сказать, что они выращивали дома целые джунгли. Дома были наполнены лозой, папоротниками, растениями с сочной листвой. Подчас оказывалось, что внутри жилища растений было больше чем на улице.

Типовой машиной хиппи был микроавтобус Фольксваген. Также в ходу были школьные автобусы, в которых проживали от одного до двенадцати хиппи, небольшие туристические машины, но символом все равно остается микроавтобус Фольксваген. Свои машины хиппи практически всегда перекрашивали. Речь идет не об обычной покраске, а о покраске в яркие цвета, подчас в окрас машины были привнесены психоделические узоры, чаще всего узоры включали в себя природный мотив, цветы, ландшафт, или же различные символы, такие как символ мира, эзотерические символы.

Проанализировав эстетику хиппи, можно сказать, что через свой внешний вид, через предметы, которыми хиппи себя окружают, они показывают свое внутреннее ощущение себя в мире, свое отношению к миру. Специфику хиппи можно выразить через их цели. Противопоставляя себя всем подавляющим структурам власти, хиппи стремиться к любви, миру и свободе. Свобода в этой системе имеет первостепенное значение. Делать то, что нравится, идти, куда хочется, и быть открытым к новым экспериментам. Быть хиппи – значит верить в мир, как способ разрешения разногласий между людьми, идеологиями, религиями. Путь к миру лежит через любовь и терпимость. Любить, принимать других такими, какие они есть, давать им свободу выражать себя. Это суть философии хиппи. И свою философию они очень ярко воплощают в материальных образах, таких как одежда, аксессуары и даже интерьер.

Еще одним ярким молодежным субкультурным движением середины XX века являются панки. Свое начало она берет в конце 60-х начале 70-х годов XX в. Появление панков в Великобритании очень часто связывают с безработицей, которая была в то время распространена повсеместно. Негативную атмосферу нагнетал мировой энергетический кризис, который внес свою лепту безысходности в настроения молодежи. Конечно такая ситуация не могла никак не отразиться и в итоге среди молодых людей распространилось состояние обреченности и отчаяния. Не стоит даже гадать о том, что люди не видели никакого выхода в процветающей на тот момент, направленной на пацифизм и всеобщую гармонию, субкультуре хиппи.

Первой волной развития панк-культуры стали 1976-1978 годы. Среди панков встречались представители среднего класса, также подростки и молодые люди из довольно обеспеченных семей. Вся молодежь, относящая себя к панк-культуре выступала против хиппи и общества. Панки не любили хиппи за то, что хиппи мирный народ, они считали их вялыми и скучными.

Второй волной в развитии данной субкультуры считается рубеж 70-х — 80-х годов. Можно сказать, что панк примерно в это время начал политизироваться. Многие панк-рок группы устраивают концерты против фашизма, а также в защиту животных. В этот же период из панк-рока образуется течение «хардкор».

Панки стремились к агонизирующему протесту против всего, против главенствующей культуры, против общества, против политики.

Их мнение выражается в том, что они не считают панк течением моды, или подростковым периодом, когда человек всячески выражает бунт против родителей, также не считают панк каким-то особым крутым стилем или течением на музыкальной сцене. Они воспринимают панк как особую идею, которая придает смысл жизни. Панки существуют как раз для того чтобы дать этой идее возможность жить, воплощают они свою философию через музыку или внешний вид, любыми способами и средствами творческого выражения личности. Их идея заключается в простых истинах – думай самостоятельно, создавай новые правила, живи непосредственно своей жизнью и просто будь самим собой, не принимая то, что дает тебе общество.

В этом и заключается специфика панка – бунтарский настрой против абсолютно всего, что принято нормальным в главенствующей культуре, противопоставление себя всему что принято модным, быть самим собой, невзирая на то, что подумают или скажут о тебе в обществе. Пусть тебя называют бездуховным, анти эстетичным и примитивным, тебе все равно. Ведь ты панк и эпатаж, и непокорность это твое оружие. Панк будет всегда против, даже если не понимает против чего именно.

Некоторые молодые панки любят шокировать общественность внешним видом, однако, следует заметить, что для остальных панк–рокеров внешний вид является второстепенной деталью. Идеологом внешнего вида панков была английский дизайнер Вивьен Вествуд, которая внесла атрибутику панков в массы и модную индустрию.

Для многих панков характерно особое внимание к виду своих волос, рядовым явлением становится покраска волос в неестественно яркие цвета, фиксация волос поставленных торчком. Примерно с 80-х становится модным «ирокез», группа The Exploited сыграла здесь не последнюю роль.

Аксессуары: цепи и булавки в одежде, шипованные напульсники, значки и нашивки с названиями групп или политическими лозунгами.

Удобная городская одежда: футболка (часто черного цвета), куртка (обычно «косуха»), джинсы, кеды, кроссовки или тяжелые ботинки. Одежда нередко рваная и потертая.

Девушки-панки используют достаточно сексуальный и вызывющий имидж, сюда относятся начесанные волосы, короткие юбки, рваные чулки и колготки, яркий макияж.

Подводя итог, основными атрибутами панка являются:

-Разноцветные ирокезы – чем ярче и неестественнее цвет и грязнее волосы, тем лучше; для торчащих ирокезов используется лак, гель или пиво;

-Кожаные куртки-косухи с заклепками, иногда раскрашенные;

-Рваные или разрезанные джинсы, часто с заплатками, заправленные в массивные армейские башмаки на толстой подошве со шнуровкой (гады, лучше с металлическими носами). Либо подвернутые штаны, надеваемые под короткие тяжёлые ботинки, или кеды;

-Иногда джинсы предварительно вымачивают в растворе отбеливателя, чтобы добиться рыжих разводов;

-Черные футболки с символикой или названиями рок-групп, рваные застиранные майки или тельняшки;

-Клетчатые штаны;

-Крупные цепи, набор булавок и значков, напульсники с шипами, ремень с бляшкой в виде черепа или с крестами и тому подобные аксессуары;

-Анархистские знаки и британский флаг;

-Подтяжки, иногда болтающиеся до колен;

-Черные колготки в крупную сеточку;

-Черная подводка для глаз.

Неотъемлемой частью панк-культуры является музыка. Музыка это тот аспект панк-культуры, который прошел через призму времени и влияние панк-рока ощущается даже на современной рок-сцене.

В движении анархо-панка появилось несколько поджанров. В основном все они были с политической склонностью. Например группа Discharge ,которая была основана еще в 1977 году, смогла разработать поджанр под названием D-beat . А такие группы как Amebix и Antisect, развили экстремальный стиль, известный как краст-панк. Некоторые из этих групп, происходящие из анархо-панка, как, например, The Varukers, Discharge и Amebix, наряду с бывшей Oi!-группой The Exploited и группой Charged GBH, стали ведущими фигурами движения UK 82. Анархо-панк-сцена породила также такие группы, как Napalm Death, Carcass и Extreme Noise Terror, которые в середине 1980-х основали грайндкор, использовав чрезвычайно быстрый темп и гитары в стиле дэт-метала. Во главе с Dead Kennedys, анархо-панк в США развивался такими группами, как MDC из Остина и Another Destructive System из Южной Калифорнии

Примерно в середине 2000-х годов принципы анархо-панка, снова получили актуальность, на гребене зарождающейся волны G-Beat/goth punk. Музыканты новой волны вдохновлялись также готик-роком ,помимо анархо-панка. Такие группы, как Lost Tribe, Belgrado, Arctic Flowers, Dekoder внесли разнообразие в атмосферу постпанк-саунда политическими и агрессивными мотивами, которые они взяли из пис-панка и краста ,это привело к созданию мощной сцены в Канаде ,США и европейских странах.

Вся эстетическая направленность в панк культуре, начиная от звучания и смысла песен, вспомнить хотя бы текст песни небезызвестных Sex Pistols «God Save the Queen», продолжая их внешним видом, с атрибутами описанными выше и поведением крайне эпатажным -направлена на создание атмосферы бунта как такового, непокорности и острого желания быть самим собой в этом «нормальном» для всех обществе, но с такими неприемлемыми правилами этой самой нормальности для панка.

Посредством сравнительного анализа можно сделать вывод о взаимосвязи, схожести и различиях данных субкультур.

Можно с уверенностью говорить о том, что хиппи были одним из первых по значимости молодежным движением в XX в. Хиппи повлияли на молодежные движения, которые появились уже после их расцвета, сюда можно отнести в частности панков.

Посредством анализа и систематизации теоретического материала, можно сказать, что каждые последующие субкультуры являются определенной реакцией на субкультуры предшествующие им. Новые субкультуры имели тенденцию к преодолению границ предшествующих субкультур, но при этом достаточно часто сохраняли некую преемственность. Не оказались исключением и изучаемые в данной работе хиппи и панки. Панк, для которого характерны нигилистические настроение, с оттенком пессимистичности выражал практически полное разочарование определенной части молодежи в идеалах, характерных для хиппи, а именно в любви ,мире, пацифизме. В отличие от хиппи, которые горели идеей построения идеального общества, свободного от жестокости и жадности, панки стали приверженцами идеологии противостояния массовой культуре любыми способами.

Одни из основных отличий касаются в первую очередь идеологии, но и здесь не всегда возможно провести четкую грань. Ведь желание быть непокорным господствующей культуре, серой массе присуще как хиппи так и панкам.

Отличия хиппи и панков нагляднее всего можно проследить во внешнем виде.

Кем являются панки можно понять, послушав их музыку, увидев их манеру одеваться, их атрибутику. Все эти элементы отличаются агрессивностью, яркие, торчащие волосы, шипы, тяжелая обувь, чаще «гриндерсы». Чего нельзя сказать о детях цветов, в одежде которых преобладал природный мотив, и главным правилом было удобство во всем, начиная от штанов, заканчивая головным убором.

Наличие экзотического оружия является воплощением определенной идеи для панка. Когда как для хиппи неприемлем никакой вид оружия. Хиппи стремиться распространять только любовь и проповедуют философию свободы только мирными способами. Популярной одеждой среди панков являются джинсы, которые имеют порванный и потрепанный вид. Также стоит выделить куртку-косуху, перешедшую в “панк” из рок-н-ролла. Среди атрибутики панк-культуры популярны ошейники, кожаные браслеты с шипами, напульсники. В одежде преобладающим является так называемый «мертвый стиль». Опять же в отличие от нежного стиля хиппи, который символизирует гармонию с природой и самим собой. Яркие краски, которые также повсеместно фигурируют в одежде и атрибутике хиппи, привносят особый смысл. Чем дальше твой стиль уходил от консервативного начала, от бесцветности и строгости – тем лучше. В этом хиппи схожи с панками. Носители обеих субкультур изъявляют нежелание быть похожим на серую массу, но желание реализации своей индивидуальности.

В атрибутике и одежде панков присутствуют элементы или изображения черепов, костей, что неприемлемо для детей цветов, атрибутику которых составляет знак – пацифик, различные восточные эзотерические знаки, символы мира. Атрибутами хиппи являются фенечки, вязаные из ниток мулине, или из бисера, банданы, кожаные накрутки, солнечные очки, т.е. все очень удобное, мягкое и красивое, а главное – никакого агрессивного посыла. Большой вклад в стиль панков внесла британская дизайнер Вивьен Вествуд. Она сделала их атрибутику модной для массового потребителя. Стиль настоящего панка сложно отнести к моде, поскольку одежда специально подбирается без вкуса [1,с.54]. Стиль же хиппи берет свои корни в различных восточных культурах, он смотрится куда более спокойнее и гармоничнее чем стиль панк-культуры.

Проанализировав внешний вид данных двух субкультур, можно с уверенностью сказать, что через эстетическое начало они выражают сущность своей субкультуры. Агрессивный настрой против повседневности и против серости общества панков выражается в одежде, которая подбирается специально без вкуса, для того чтобы отталкивать. Вся их атрибутика, элементы внешний вид, включающий шипы, кости, эксклюзивные ножи, ирокезы, которая просто кричит о том, что ее носитель не собирается мириться с нормами, принятыми в обществе, о том, что он очень решительно настроен бороться за то, чтобы быть самим собой. Эстетическое же начало хиппи, выражающееся через внешний вид, показывают мироощущение носителей данной субкультуры, разительно отличающееся от мироощущения панка. Для хиппи характерна удобная и гармонирующая одежда, уходящая корнями в восточную культуру Индии, Марокко, Южной Америки, длинные волосы натуральных оттенков, как у мужчин так и у женщин, украшения из кожи и ниток, весь внешний вид хиппи говорит о том что он ищет гармонию как с природой, так и с собой. Различные эзотерические символы востока, символы мира, напрямую говорят о философии хиппи, которая пропагандирует ненасильственные методы решения конфликтов, любовь и свободу во всех ее проявлениях.

Подводя итог можно сказать, что эстетика панков и хиппи различается по многим показателям, сюда относятся и внешний вид, и мироощущение, и музыка, и предметы быта, их идеология различается настроением, но цель, заключающуюся в том, чтобы идти против системы, в том, чтобы иметь свободу самовыражения, преследуют обе стороны. Пусть они конфликтуют друг с другом, пусть у них разные средства достижения данной цели, но именно она и является главным связующим звеном представителей данных двух субкультур между собой.


Библиографический список
  1. Кевен Ш. Коммуна Хиппи в Хейте [электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.hippy.ru/f35.htm (дата обращения 3.03.2017)
  2. Сошников А.Е. Протест против общества в творчестве «разбитого поколения» // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9-2 (53). С. 16–19.
  3. Сошников А.Е., Булатова А.А. Истоки зарождения хипстеров в середине XX века // Гуманитарные научные исследования. 2016. №8 (60). С. 24–26.
  4. Сошников А.Е., Захарова Р.Р. Специфика движения хиппи как социокультурного феномена // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/78916 (дата обращения: 15.03.2017).
  5. Стоун С. Хиппи от А до Я. Секс, наркотики, музыка и влияние на общество с шестидесятых до наших дней. М.,1999.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сошников Александр Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация