Краудсорсинг – использование организацией добровольческих сил для выполнения ими ряда организационных и производственных задач.
Схема краудсорсинга следующая: если организация имеет проект, который необходимо выполнить с помощью технологии краудсорсинга, то руководители данного проекта делегируют часть своих полномочий случайным людям, зачастую добровольцам, те в свою очередь производят выполнение общественно значимых задач, в большинстве случаев на полностью безвозмездной основе [1, с. 81].
Краудсорсинговые процессы существуют в мире давно. Нечто похожее на краудсорсинг появилось еще несколько веков назад. Однако свое название он получил лишь в 2006 году благодаря Джеффу Хау и Марку Робинсону. Краудсорсинг в российском бизнесе направление относительно новое, однако на Западе оно уже приобрело немалую популярность и часто применяется для решения различных бизнес-задач.
Данный процесс имеет положительные стороны как для организаторов-заказчиков, так и для обычных людей, выступающих в роли исполнителей данных задач. Краудсорсинг даёт возможность организации получить всевозможные пути решения задач или проблем, а также увеличивает шансы организации на получение передового опыта в разных направлениях деятельности организации, что является важной задачей в условиях ориентации бизнеса на лидерство [2, с. 65]. Для добровольцев это отличный шанс реализовать свои идеи, пополнить своё портфолио, получить опыт работы. При этом важнейшую роль играют именно конечные продукты совместной деятельности, права на которые целиком принадлежат организации-заказчику. Это означает, что образование, квалификация, опыт работы и другие интеллектуальные и творческие параметры исполнителя в краудсорсинге не имеют значения [3].
Основной отличительной особенностью краудсорсинга можно считать строгое модулирование необходимых к выполнению задач. Вся работа в обязательном порядке разбивается на небольшие составляющие части, чтобы любой человек, вызвавшийся добровольно реализовывать определенный проект, мог легко справиться с выполнением своей конкретной задачи, не отказываясь от работы из-за высокой сложности.
Краудсорсинг имеет множество преимуществ. Среди них:
- Общедоступность. Талантливые люди независимо от своей принадлежности к определенной нации, образовательных и интеллектуальных показателей могут принять участие в выполнении проекта.
- Малые затраты организации. Организация не понесет расходов в том количестве, которое она бы понесла при найме квалифицированных специалистов для выполнения работы по проекту.
- Разделение функций. За счет того, что в работе участвует целая группа людей, скорость ее выполнения значительно увеличивается.
- Получение аудитории. С помощью краудсорсинга компания заведомо привлекает к себе целевую аудиторию: добровольцы стремятся к наилучшему выполнению своей работы, а после ее выполнения обычно продолжают внимательно наблюдать за процессом развития проекта, так как внесли в данный проект свой вклад.
- Разнообразие выбора решений. Значительно увеличивается возможность получения уникальных и креативных решений той или иной задачи за счет использования большого количества независимых друг от друга мировоззрений и интеллектуальных ресурсов [4, с. 129].
Ярким примером краудсорсинга в России может служить проект «Активный гражданин», созданный Правительством Москвы в 2014 году. На одном из заседаний мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что краудсорсинг-проекты позволяют москвичам принимать реальное участие в управлении столицей [5, с. 97]. На начало 2017 года в проекте зарегистрировано более 1,3 миллиона человек, проведено более 1,5 тысяч голосований, получено более 47 миллионов мнений. Исходя из таких высоких показателей, можно сделать вывод, что люди интересуются подобными проектами, а краудсорсинг в России постепенно развивается.
Таким образом, краудсорсинг – новый и выгодный способ получения организацией услуг, свежих идей, интересного контента посредством привлечения к участию в проекте народа. Эксперты считают, что краудсорсинг послужит толчком в развитии управления проектами и в скором времени станет незаменимым инструментом практически во всех областях бизнеса, сочетающим в себе экономическую выгоду и инновационные предложения в разработке проектов и решении их задач.
Библиографический список
- Лунев В.Д., Конова В.С., Шульга Е.А. Краудсорсинг // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016, № 2-2 (61). С. 81-83.
- Скворцова М.Е. Краудсорсинг как современная управленческая технология в российских предприятиях // Новая наука: от идеи к результату. 2015. № 7-2. С. 65-67.
- Максимов Н.Н., Паршина В.С. Краудсорсинг как способ активизации развития персонала // Молодой ученый. 2012. №12.
- Власенко В.Е, Глухова В.С., Короткова А.Н. Краудсорсинг как новый инструмент управления бизнесом // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. № 3-1 (70). С. 127-130.
- Чижов С.Ф. Краудсорсинг в управлении проектами и российские реалии его применения // Белгородский экономический вестник. 2015. № 3 (79). С. 94-99.