Банковская система создана, чтобы пользователи решали насущные проблемы, связанные с финансами. Это хорошо понимают не только специалисты, работающие в ней, но и исследователи, разбирающиеся в возникающих рисках. В данной сфере их немало, и о них необходимо думать заранее.
Тем не менее, есть хорошая возможность предвидеть возникающие опасные ситуации. Они связаны с профессиональной деятельностью, их можно предвидеть, используя соответствующие разработки.
Актуальность темы в стране, где многие не имеют возможности обходиться без услуг банков, очевидна. Деятельность банков очень тесно связана с активностью людей, их благополучием. Даже не имея в банках вкладов и депозитов, потребители сталкиваются с большим риском. [1, c.12]
Важно уточнить причины возникновения опасных обстоятельств. Их немало. Чтобы классифицировать их, специалисты создали две базовые категории: внутренние причины и внешние. В первом случае, надо помнить о процессах, так или иначе влияющих на атмосферу в банке. К ним, как правило, относятся ошибки в исполнении должностных инструкций сотрудниками какого-либо финансового учреждения. Вторая категория – это перечень явлений, которые оказывают существенное влияние на банковскую систему обслуживания клиентов, то есть – физических и юридических лиц извне. Чтобы объяснить ситуацию, приведем в пример сбои и неполадки в информационных коммуникациях офисов организации. Прямой ответственности не возлагается ни на руководство банка, ни на сотрудников, когда речь заходит о бесперебойном функционировании информационной системы, применяемой в офисе. Здесь ответственность оказывается на сторонних компаниях-разработчиках, а банк обязуется поддерживать с ними непрерывную связь. Существует необходимость в наглядном изучении проблематики совершенствования системы управления операционными рисками банка. Мы решили использовать для этого банк “ВТБ24″. Это – известное финансовое учреждение, с огромным количеством клиентов. Несомненно, есть и более крупные в отношении клиентуры аналоги, среди которых – “Сбербанк”, но все же рассматриваемое предприятие завоевало свою внушительную клиентуру, особенно – в сравнении с остальными конкурентами, оказавшимися с ним на одном уровне.
Уже доказано: система управления операционными рисками далека от совершенной, надо признать существование различных факторов, на которые финансовый институт пока не способен повлиять. Ситуация осложняется из-за того, что в Российской Федерации уже в течение полутора лет нет возможности решить вопрос кризисных явлений, которые влияют практически на все области экономической и социальной жизни общества на территории нашего государства. В итоге, доходы резко упали, обращения уменьшились в равной пропорции с доходами, со всеми ожидаемыми последствиями. Приходится признать негативное отражение событий на реализации политики банка в связи с операционными рисками.
Контроль всевозможных операционных рисков связано с факторами влияния на данные риски, включая методы получения оценки, аналитических данных, приводящих к наиболее точному отслеживанию причин и последствий политики, повлекшей за собой возникновение операционных рисков.К настоящему моменту, наиболее предпочитаемым удаленным каналом обслуживания посетителей учреждения является «Мобильный банк» («МБ»).[2, c.45]
Эту услугу предоставляет ОАО «ВТБ24», а ее цель – предоставить информацию обо всех операциях по картам, а также содействовать совершению платежей, переводов и других действий с помощью мобильного телефона, желательно – в любое время и в любом месте. Посредством услуги «МБ» уже многие клиенты совершают операции с финансами, не посещая офиса. Но и определенные риски здесь неизбежны.
Клиенты четко озвучивают ситуации несанкционированного списания средств, при их возникновении. Наиболее частыми причинами оказываются:
Стороннее подключение услуги «МБ» к карте посетителя. Неподходящее время отключения услуги, например – когда телефон утрачен, либо если номер измене.
Подозрение на мошенничество (чаще всего, посредством использования личного кабинета, через операторов мобильной связи и интернет-магазинов).
Приходится признать риск роста недовольства и недоверия к банковской системе. Одновременно, наблюдается повышение его финансового и репутационного ущерба. В таких ситуациях, программа мер, которая строится на ряде мероприятий, необходима. Так, рекомендуется применение следующих мер.[3, c.12] Дополнительное внимание к вопросам информационной безопасности, создании ресурса зашиты информации, возможно – создание корпоративной антивирусной системы, проведение курсов по обучению IT-персонала, чтобы появилась возможность контролировать потоки информации и их сохранность.
Актуализация IT-грамотности сотрудников и клиентов.
Использование новейших информационных технологий, с сопровождением их тренингами и курсами повышения квалификации специалистов банка. Доработка проблем в системе определения операционного риска, выявление индивидуальных подходов.
Библиографический список
- Соложенцев Е.Д. Технологии для экономики. – СПб: Наука, 2011. – С. 257-277.
- Баско О.В. Особенности управления операционными рисками российских банков в условиях глобального финансового кризиса: Автореф. дис. … канд. экон. наук. – Ростов н/Д: Ростов. гос. экон. ун-т, 2010. – 23 с.
- Кузьмичева И. А. Налоговые риски предприятия и пути их оптимизации. Замула Е.В., Кузьмичева И.А. – Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8-3. С. 118-122.