Информационная безопасность человека предполагает исключение опасности в процессе получения информации. Становление информационной безопасности ассоциируют с формированием рационального восприятия и реагирования на полученную информацию. Для этого было необходимо оценить количество времени, проводимого учащимися за компьютером в сети Internet. Участникам исследования были предложены следующие вопросы:
1. Сколько часов вы находитесь в сети Internet в будние дни?
2. Сколько часов вы находитесь в сети Internet в выходные дни?
3. Сколько часов в сети Internet проводят ваши родители?
В результате статистического анализа нами были получены следующие результаты: 70% опрошенных проводят в будние дни в интернете 6-8 часов, а 30% от 30 минут до 3 часов. В выходные дни количество часов увеличивается. Родители используют интернет реже. Основная масса подростков используют: компьютеры, ноутбуки, мобильные устройства. Многие ученики зависят от интернета и не представляют жизни без него.
Среди возможных угроз на первом месте стоят компьютерные игры агрессивного характера, где в ходе игры ребенок проецирует действия убийц на себя. Ребенок сталкивается с реальностью преступного мира. Другие примеры раскрывают имитацию самоубийств со смертельно опасными трюками на гоночных автомобилях, мотоциклах, самолетах. Тем самым можно сказать, что игрок находится в состоянии «пассивного возбуждения», при котором удовольствие достигается без усилий, что оказывает расслабляющее влияние на личность, действует как наркотик. В результате нарушается общение с реальными людьми: классом (группой), утрачиваются взаимопонимание с семьей, резко падает мотивированность получения новых знаний, и как следствие, – ухудшается успеваемость. Отказ от игры, может привести к так называемой «ломке»[1]. На страницах книги Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать» говорится: «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен»[2].
Поэтому родителям педагогам и учащимся необходимо владеть азами компьютерной безопасности [3 ], ведь проблема находится в том, что у детей еще нет критерия различия, связи между реальным и виртуальным миром. Для этого, в современном мире поднимается вопрос о формировании у школьников, умения отстаивать свои права в сфере информационных технологий. Большую роль в решении данной проблемы отводится учителям [4], так как высокий уровень знаний поможет в совершенстве овладеть программно-техническими мерами защиты информации.
Каждый педагог должен знать:
1) отрицательные формы и способы воздействия ИКТ [5];
2) средства защиты;
4) виды поведения школьников;
5) методы работы со школьниками
Педагог должен обращать большое внимание учебно-воспитательной работе с учащимися, которая будет направлена на устранение негативного воздействия ИКТ [6].
Необходимо проводить инструктаж о доступах к образовательным ресурсам, составить методические рекомендации, проводить лекции для родителей и учащихся о доступе детей к образовательным ресурсам. Вот примерная тематика бесед:
Создайте план домашних постулатов посещения сети Internet при участии детей;
Компьютер с подключением к сети Internet находится в общей комнате;
Помните о бесе с детьми, об их друзьях в сети Internet;
Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы;
Применяйте средства блокирования нежелательного контента;
Познакомьтесь с сайтами, которые посещают учащиеся;
Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения угроз и.т.д.
Решение проблемы информационной безопасности со стороны школы и родителей позволит уменьшить риск причинения ущербов как физического, так и психического здоровья детей [7]. Поэтому обеспечение информационной безопасности школьников должно стать одним из важных направлений по работе в современной школе.
Библиографический список
- Воронов Р.В., Гусев О.В., Поляков В.В. О проблеме обеспечения безопасного взаимодействия с сетевыми образовательными ресурсами. Открытое образование. — 2008. — № 3
- Заряна и Нина Некрасовы «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать». Изд. «София», 2007
- Плотникова Е.Б., Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Интеллектуальная социализация субъектов профессионального образования с использованием новых информационно-коммуникационных технологий /Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 515.
- Боброва И.И. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды/ В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи сборник статей. под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткириевой, Е.В. Черновой. Магнитогорск, 2013. С. 13-24
- Chernova E.V., Bobrova I.I., Movchan I.N., Trofimov E.G., Zerkina N.N., Chusavitina G.N. teachers training for prevention of pupils deviant behavior in ICT /В сборнике: Proceedings of the 2016 Conference on Information Technologies in Science, Management, Social Sphere and Medicine (ITSMSSM 2016) 2016. С. 294-297
- Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. — Иркутск, 2008.
- Karmanova E.V., Efimova I.Yu., Guseva E.N., Kostina N.N., Saveleva L.A., Bobrova I.I. modeling of students’ competency development in the higher education distant learning system/ в сборнике: Proceedings of the 2016 Conference on Information Technologies in Science, Management, Social Sphere and Medicine (ITSMSSM 2016) 2016. С. 308-315