Одной из важных проблем формирования современной экономики считается организация партнерства образовательных учреждений с бизнес – структурами. Образовательные учреждения заинтересованы в сотрудничестве с предприятиями не только как с носителями важной информации, которая им нужна с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, но и как с источником дополнительных денежных средств. Таким образом, наличие тесных взаимосвязей между образовательными организациями и работодателями является объективной необходимостью их эффективного функционирования в рыночных условиях.
Компании могут быть не только лишь заказчиками и потребителями выпускников, но и должны быть заинтересованы в коллективных научно-экспериментальных работах. Компании должны быть источником докторантов, аспирантов и соискателей, какие будут проводить и реализовывать собственные исследования по важным для компании проблемам, и нести реальную практическую выгоду предприятию. Отсюда следует, что предприятия так же заинтересованы в эффективном взаимодействии с образовательными учреждениями [1].
Рассмотрим три основные модели партнерства образовательных учреждений с предприятиями в зарубежных странах (таблица 1).
Таблица 1 – Основные модели партнерства образовательных учреждений с предприятиями в зарубежных странах
Модели партнерства |
Страна |
Особенности взаимодействия |
Роль государства незначительна |
США
|
- бизнес важен для становления образовательного пространства;
- эффективное продвижение по службе невозможно без наличия университетской степени. Образовательные учреждения в основном независимы от государства, как со стороны источников финансирования, так и с точки зрения разработки образовательных программ. |
Великобритания |
- главную роль играют предприятия, обеспечивающие трудоустройство будущих специалистов;
- заинтересованность работодателей ориентирована на формализацию требований рабочих мест в соответствии с квалификацией выпускников |
|
Государство управляет высшим образованием |
Франция
|
- контроль качества образования осуществляется государственными органами;
- практическое обучение и отбор осуществляется работодателем |
Швеция
|
- активная поддержка трудовых ресурсов (создаются банки данных, чтобы предоставить все сведение о свободных местах согласно полученной профессии);
- профориентация, профессиональное обучение. |
|
Государство распределяет общие рамки деятельности бизнес – структур и образовательных учреждений |
Германия
|
- для успешного трудоустройства выпускников разработаны программы обучения в различных малых организациях; центры профессионального образования |
Нидерланды
|
негосударственные Национальные советы делают усиления на уровень соответствия качества обучения требованиям работодателя. Так же они сами определяют содержание программы обучения. | |
Дания
|
узкая специализация в системе высшего образования. | |
Шотландия
|
разработку и оценку профессиональных квалификаций выпускников ведет неправительственная организация – Шотландское квалификационное управление, с целью развития взаимоотношений между предприятиями и образовательными учреждениями. |
В отличие от зарубежных государств, добившихся явных успехов в области сотрудничества образовательных учреждений с предприятиями, в Российской Федерации имеется разногласие между назревшей необходимостью социального партнерства и неготовности многих отечественных работодателей реализовывать эффективные взаимоотношения с вузами. Это разногласие обуславливается нечеткостью требований к компетенциям работников и неимением разработанных форм и способов ведения результативного диалога между сторонами. Для России пути эффективного сотрудничества, удовлетворяющие как бизнес – структуры, так и высшую школу, еще неопределенны.
Таким образом, взаимодействие образовательных учреждений и предприятий – важный момент в развитии современной системы высшего образования. Развитие партнерства между образовательными учреждениями и рынком труда дает возможность усовершенствовать учебный процесс с учетом условий, предъявляемых сферой труда к выпускникам, и, тем самым, повысить эффективность, как самого образовательного процесса, так и уровень эффективного устройства на работу выпускников.
Библиографический список
- Гордеева, Д.С. Современные механизмы реального сектора экономики в сфере совместной образовательной деятельности [Текст] /Д.С. Гордеева, С.С. Демцура // Сборник научных трудов по материалам 2 международной научно-практической конференции. –2016. – С.51-60.