В современных условиях вопрос о необходимости государственной поддержки аграрного сектора не вызывает сомнений. Сельскохозяйственная отрасль современной России, которая долгие годы находилась в состоянии затяжного кризиса, требует более внимательного отношения государства, не только на уровне финансирования, но и на уровне законодательной поддержки. Переход к рыночной экономике требует более четкого законодательного закрепления государственной поддержки экономики России в целом, и аграрного сектора в частности.
Однако в 90-е годы, в результате перехода от советской системы к рыночной, на первый план выступила минимизация роли государства в экономике, что негативно сказалось, в первую очередь, на развитии социальной и аграрной областях.
В результате данной политики аграрный сектор России в условиях переходного периода оказался в очень тяжелом положении. Для оживления аграрного сектора, обеспечения эффективного экономического развития именно государство должно брать на себя функцию распределения ресурсов и законодательного регулирования отраслью [1].
В условиях глобализации экономики потребность в государственном регулировании становится необходимым элементом для успешного развития всего государства в целом и его экономической составляющей, как одного из важнейших элементов национальной безопасности [2].
Необходимость жесткого государственного регулирования подтвердил и мировой экономический кризис 2007-2010 гг., который существенно ударил по всем отраслям экономики, особенно в странах с переходной экономикой. Во избежание повторения мирового продовольственного кризиса 2007-2010 гг. большинство стран мира поставило приоритетным направлением развитие инноваций в сельскохозяйственной сфере. Особую актуальность проблема государственного регулирования аграрного сектора приобрела в условиях санкционной политики направленной против России [3].
В условиях непрекращающихся санкций Россия активно должна внедрять инновации различного рода для успешного развития любого сектора экономики, реализовывать научно-технические достижения, создавая новые виды конкурентоспособной продукции. При этом необходимо создавать производство, таким образом, чтобы максимально используя современные технологии, получать максимально возможную прибыль. Политика санкций в экономике дает возможности для активизации деятельности отечественного производителя, но для этого необходимо создание таких условий, при которых отечественных производитель становится заинтересованной стороной в процессе. А это возможно при государственном регулировании экономикой страны, притоку инвестиций, созданию благоприятных условий для создания тяжелоемких отраслей (развитие животноводства) и конкурентоспособных предприятий, которые могли бы заменить зарубежных производителей и вытеснить их с отечественных рынков[4]. Именно применение инноваций в экономике создаст эффективное средство конкурентной борьбы, что в дальнейшем может способствовать формированию не только отечественного рынка, но и к открытию и захвату новых рынков.
Важнейшим условием ускорения процесса интенсификации является государственное регулирование экономики, осуществляемое в двух основных формах: прямое государственное финансирование или создание льготных условий для тех предприятий, которые активно расширяют свою научно-исследовательскую деятельность, внедряют прогрессивную технику и технологию.
Важным аспектом государственного регулирования является формирование системы методов стимулирования научно-технического прогресса. Так как в переходный период, в условиях роста нестабильности и неопределенности, без сильных централизованных мер может произойти резкое снижение эффективности инноваций.
Для успешного развития экономики нашей страны необходимы стратегические изменения механизмов государственного регулирования: введение четкости в хозяйственное законодательство, демонополизация хозяйственной деятельности, эффективное стимулирование инвестиций при ужесточении наказаний в области коррупции, рост производительности труда, внедрение инноваций[5].
Политика санкций может стимулировать российскую экономику только при условии инновационного развития России.
Модернизацию аграрной отрасли на современном этапе развития России необходимо проводить по следующим ключевым направлениям: производственно-технологическим, селекционно-генетическим, социо-экологическим и организационно-управленческим инновациям. Последние два блока представляют особый интерес, поскольку именно от их успешного внедрения во многом зависит реформирование собственно государственной политики по управлению сельским хозяйством и сельскими территориями.
Библиографический список
- Абрамова И.Е., Пономаренко Т.В. Механизмы реализации государственной аграрной политики как фактор национальной безопасности России монография / И.Е. Абрамова, Т.В. Пономаренко // М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Департамент науч.-технологической политики и образования, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования “Азово-Черноморская гос. агроинженерная акад.”. Зерноград, 2011. – 129 с.
- Абрамова И.Е. Государственное регулирование в аграрной сфере современной России / И.Е. Абрамова // Власть. – 2008. – № 10. – С. 76-80.
- Абрамова И.Е., Пономаренко Т.В. Совершенствование системы государственного управления аграрного сектора России в условиях современной модернизации / И.Е. Абрамова, Т.В. Пономаренко // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 348-351.
- Абрамова И.Е., Пономаренко Т.В. Российская политическая элита в контексте современного политического развития / И.Е. Абрамова, Т.В. Пономаренко // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 12. – С. 94.
- Абрамова И.Е., Пономаренко Т.В. Инновационные аспекты развития аграрного сектора России в условиях современных вызовов / И.Е. Абрамова, Т.В. Пономаренко // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 10. – С. 197-202.
- Абрамова И.Е. Приоритеты развития государства и национальные интересы в контексте развития сельских территорий / И.Е. Абрамова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. – С. 199-205.
- Абрамова И.Е. Государственное регулирование в аграрной сфере современной России как политическая проблема / И.Е. Абрамова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. –2008. – № 2. – С. 181-189.
- Абрамова И.Е. Основные задачи аграрной политики в области регулирования социально-трудовых отношений в условиях кризиса: тенденции, перспективы государственного влияния / И.Е. Абрамова // Общество: политика, экономика, право. – 2009. – № 1-2. – С. 9-11.
- Абрамова И.Е. Государственная региональная и муниципальная политика как фактор стабильного развития России / И.Е. Абрамова // Общество: политика, экономика, право. – 2010. – № 2. – С. 7-10.
- Абрамова И.Е., Зейналов И.М. Национальная составляющая политики продовольственной безопасности России в условиях глобализации мировой экономики / И.Е. Абрамова, И.М. Зейналов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2015. – № 3. – С. 178–181.
- Абрамова И.Е. Механизмы формирования и реализации государственной аграрной политики России в современных условиях / И.Е. Абрамова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2007. – № 3. – С. 154-161.
- Абрамова И.Е. Механизмы функционирования и реализации государственной аграрной политики в условиях модернизации / И.Е. Абрамова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук / Северо-Кавказская академия государственной службы. - Ростов-на-Дону, 2009.
- Абрамова И.Е. Механизмы функционирования и реализации государственной аграрной политики в условиях модернизации (политологический анализ) / И.Е. Абрамова // Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук / Северо-Кавказская академия государственной службы. - Ростов-на-Дону, 2009.
- ВВП России [электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ВВП_России (дата обращения 17.02.2017).
- Миронов С. Сельское хозяйство страны нуждается в модернизации // Новая политика. Интернет-журнал. 11 февраля 2010. – URL: http://www.novopol.ru/-sergey-mironov-selskoe-hozyaystvo-stranyi-nujdaetsya–text81279.html (дата обращения 17.02.2017).
- Путин В.В. Выступление на совместном заседании Государственного совета и Совета при Президенте / В.В. Путин // Российская газета. – 22 апреля 2014.