РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данилина Роза Александровна
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования, Заслуженный учитель РФ

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме преемственности дошкольного и начального образования. Проведённые исследования и результаты работы инновационных площадок по проблеме преемственности позволяют определить возможные решения проблемы.

Ключевые слова: готовность к обучению, подходы к решению проблемы преемственности, преемственность


REGIONAL EXPERIENCE IN ORGANIZATION OF WORK ON THE CONTINUITY OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION

Danilina Roza Aleksandrovna
Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
Ph.D. in Pedagogics, Associate Professor of Pedagogy of Preschool And Primary Education Departament, Honored Teacher of the Russian Federation

Abstract
This article deals with the problem of continuity of preschool and primary education. These researches and the results of innovative platforms for the issue of succession allow us to determine possible solutions.

Keywords: approaches to solving continuity problems, continuity, readiness for learning


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Данилина Р.А. Региональный опыт организации работы по преемственности дошкольного и начального образования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/79176 (дата обращения: 16.03.2024).

Проблема преемственности в течение последних десятилетий  привлекает пристальное внимание учёных, педагогов, методистов,  психологов.  Вопросы преемственности всегда актуальны в связи с постоянно меняющимися политическими, экономическими, социальными и другими условиями, в которых находятся образовательные организации, а также  из-за сложности вопроса.

В социологическом  словаре  преемственность определяется как связь между различными этапами или ступенями развития, сохраняющая элементы целого или отдельных характеристик при переходе к другому новому состоянию [1]. Учёными по-разному  трактуется данное понятие.  Одни включают преемственность в число дидактических принципов (М.В. Зверева, Н.И. Запорожец  и  В. Оконь); другие рассматривают преемственность как составную часть принципа систематичности и последовательности (Ю.К. Бабанский и И.Г. Геращенко); третьи – как средство реализации отдельных принципов дидактики;  как условие развития самого процесса обучения (М.А. Данилова); как преемственные связи внутрипредметного характера  (М.В. Нечкина, Ю.Л. Львова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина  и др.).

Проблеме  преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней всегда уделяется особое внимание, так как именно в этом возрастном периоде закладываются основы и самое необходимое для дальнейшего развития ребёнка. В дошкольном возрасте формируются предпосылки учебной деятельности,  а в младшем школьном – основы учебной деятельности. К сожалению, система деятельности на ступени «детский сад – школа» недостаточно разработана. В то же время следует отметить существование некоторого  опыта организации преемственных связей между дошкольными организациями и начальной школой [2].

С целью изучения проблемы и систематизации работы по преемственности на факультете дошкольного и начального образования Арзамасского филиала ННГУ открываются инновационные площадки «Актуальные проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования». К исследованию приступают шестнадцать организаций (детские сады и школы)  г. Арзамаса и Арзамасского района по различным темам: «Преемственность дошкольного и начального образования как условие предупреждения возможных школьных трудностей обучающихся»; «Здоровьесбережение в контексте преемственности детского сада и школы»; «Преемственность дошкольного и начального образования как условие  художественно-эстетического  развития детей дошкольного и младшего школьного возраста»;  «Реализация системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС дошкольного и начального школьного образования как условие успешной социализации воспитанников детского сада и учащихся начальных классов»; «Социальное партнёрство как условие развития речевых навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста»;  «Формирование основ гражданско-правового воспитания дошкольников и младших школьников в условиях взаимодействия МБДОУ и МБОУ»; «Формирование коммуникативной культуры дошкольников и младших школьников в условиях взаимодействия МБДОУ и МБОУ»; «Создание целостной образовательной среды, как фактор эффективности обучения и воспитания в современных условиях» и др.

Методологической основой исследований являются: принцип деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.),   теоретические положения о формировании и развитии личности ребенка в деятельности с взрослыми (Л.С. Выготский),  принцип осуществления системного подхода (Б.Ф. Ломов), исследования о психолого-педагогическом сопровождении детей и организации работы по преемственности (М.Р. Битянова, Т.И. Чиркова, И.В. Дубровина, А.К. Колеченко и др.).

В начале XXI века обеспечение преемственности в системе непрерывного образования рассматривается как средство реализации  федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).   ФГОС дошкольного образования  направлен на то, чтобы обеспечить  преемственность целей, задач и содержания образования, которые реализуются через образовательные программы различных уровней. ФГОС начального общего образования – на обеспечение  преемственности основных образовательных  программ дошкольного, начального общего,  основного общего, среднего общего, профессионального образования.  Для выполнения  требований стандарта в  практике педагогической деятельности на наш взгляд  необходимо:  1) создание непрерывных программ дошкольного и начального образования и  общетеоретическое определение компонента «готовность к школе»;  2) соблюдение преемственности  в педагогических технологиях, методиках обучения и формах организации  образовательной деятельности, применяемых в детском саду и начальной школе; 3) обеспечение преемственности в критериях оценки уровня развития и достижений дошкольников и младших школьников.

Дети, поступившие в начальную школу, испытывают значительные  затруднения, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоению учебного материала,  выполнению определённых правил поведения и т.д. Это говорит о том, что требуется специальная система подготовки дошкольника к обучению в начальной школе.  Необходимы современные подходы к организации и решению проблемы преемственности, при которых дошкольное образование обеспечивает развитие детей, а начальная школа на основе опыта детского сада осуществляет его дальнейшее становление, личностное развитие.  Цели дошкольного и начального школьного образования должны быть едиными – это всестороннее развитие ребенка, стабилизация его развития для успешной адаптации и интеграции ребенка в школу и общество сверстников. Для их достижения необходимо создавать условия, удовлетворяющие ведущие жизненно важные социальные, биологические потребности ребенка; позволяющие выявлять и развивать его потенциальные возможности. То есть, такие условия, при которых достигается определенный, необходимый уровень психологического и физиологического развития детей при всех различиях способностей и  индивидуальных особенностей.

В современной педагогической и психологической литературе предлагаются различные подходы к решению проблемы успешного развития

личности ребенка. Р.И. Айзман, Е.Д. Божович, Е.А. Бугрименко, С.Д. Забрамная, Г.А. Цукерман и др. видят её решение через систематическую, целенаправленную подготовку детей к обучению в школе. Авторы считают, что следует готовить ребенка не к обучению вообще, а к обучению в школе со всем комплексом нагрузок как в учебной, так и внеучебной деятельности.

М.М. Безруких  подчёркивает, что чем лучше подготовлен ребенок к школе, тем легче ему будет приспособиться ко всем изменениям, связанным с началом обучения, тем эффективнее он сможет приспособиться к самому образовательному процессу.  При этом необходимо учитывать тип образовательного учреждения, т.к. специфика школьного обучения определяет требования, которые предъявляются к детям [3].

И.С. Якиманская говорит о необходимости определения понятия «готовности к систематическому обучению» и выявления детей,  неподготовленных к школе, подчёркивая при этом основную цель: не для отсева, а для реализации индивидуального, личностно – ориентированного подхода при последующем обучении [4].

Это далеко не полный перечень теоретических и практических вопросов, которые изучались и обсуждались на ежемесячных научно-методических и практических семинарах участников инновационной площадки.  И хотя впереди ещё немало вопросов, требующих  решения, тем не менее,  за короткий период деятельности инновационных площадок сделано немало:

  •  изучен теоретический материал по проблеме преемственности;
  •  разработаны программы работы по темам площадок с учётом  возрастных  особенностей детей. Реализация программы позволяет осуществить эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на ступени дошкольного и начального образования и обеспечивается комплексным характером психолого-педагогических воздействий, включающих в себя согласованную работу всех участников образовательного пространства: руководителей образовательных учреждений, учителей, воспитателей, психологов, родителей;
  •  разработан чёткий план совместной деятельности, что является важнейшим условием обеспечения работы по преемственности детского сада и начальной школы. По своему содержанию он  представляет собой систему организационных, методических, развивающих, исследовательских и других мероприятий;
  •  разработана технологическая карта развития ребёнка с 5 – 10 лет, которая с учётом  возрастных  особенностей детей позволяет наилучшим образом развивать индивидуально-психологические и личностные особенности, удовлетворять их актуальные возрастные потребности и интересы, предупреждать нежелательные отклонения в психическом развитии и поведении детей на разных ступенях образования;
  •  подобран комплект диагностик;
  •  разработана система контроля;
  •  воспитателями в сотрудничестве с учителями разработано портфолио дошкольника;
  •  продумана работа с родителями;
  •  проведены практические семинары на базе инновационных площадок;
  •  разрабатывается модель выпускника ДОУ, согласованная со школой;
  •  определяется процедура комплектования первых классов [5].

Системная и целенаправленная работа позволяет выявить в дошкольной организации детей, которые составляют  «группу риска».  Разрабатывается программа  коррекционной работы с детьми, подбираются специальные  задания,  дидактические игры, упражнения. Кроме того, по итогам обследования с родителями проводятся собрания и индивидуальные консультации, на которых предлагаются  памятки, методические рекомендации.   Вся информация на каждого ребенка, его портфолио передаётся учителям первых  классов на психолого-медико-педагогическом консилиуме.

Такая деятельность по преемственности дошкольного и начального общего образования позволяет предупредить возможные школьные трудности и значительно уменьшить период адаптации младших школьников. Это подтверждают сравнительные  результаты обследования первоклассников в адаптационный период к школе из  дошкольных организаций, работающих в режиме инновационной площадки,  и из других детских садов.  Все показатели по таким параметрам как:  личностное развитие, социальное развитие, организация деятельности, развитие внимания и памяти,  развитие речи, развитие моторики и другие  в среднем в первой группе выше, чем во второй, а по некоторым параметром значительно превосходят.

Выводы и результаты исследования могут найти применение в работе руководителей, педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций, школ, высших учебных педагогических заведений.


Библиографический список
  1. Социологический словарь    Источник: http://gufo.me/content_soc/preemstvennost-3541.html#ixzz4YSUikYoR  (дата обращения 12.02.2017).
  2. Данилина Р.А. Осуществление преемственности дошкольного и начального образования.// Начальная школа. 2002.  № 9. – С.44 .
  3. Безруких М.М.  Школьные трудности у учащихся первых классов. М., 1998.
  4. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 2002.
  5. Данилина Р.А. Актуальные проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Уфа. 2014.- С. 60-64.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Данилина Роза Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация