Проблема преемственности в течение последних десятилетий привлекает пристальное внимание учёных, педагогов, методистов, психологов. Вопросы преемственности всегда актуальны в связи с постоянно меняющимися политическими, экономическими, социальными и другими условиями, в которых находятся образовательные организации, а также из-за сложности вопроса.
В социологическом словаре преемственность определяется как связь между различными этапами или ступенями развития, сохраняющая элементы целого или отдельных характеристик при переходе к другому новому состоянию [1]. Учёными по-разному трактуется данное понятие. Одни включают преемственность в число дидактических принципов (М.В. Зверева, Н.И. Запорожец и В. Оконь); другие рассматривают преемственность как составную часть принципа систематичности и последовательности (Ю.К. Бабанский и И.Г. Геращенко); третьи – как средство реализации отдельных принципов дидактики; как условие развития самого процесса обучения (М.А. Данилова); как преемственные связи внутрипредметного характера (М.В. Нечкина, Ю.Л. Львова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.).
Проблеме преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней всегда уделяется особое внимание, так как именно в этом возрастном периоде закладываются основы и самое необходимое для дальнейшего развития ребёнка. В дошкольном возрасте формируются предпосылки учебной деятельности, а в младшем школьном – основы учебной деятельности. К сожалению, система деятельности на ступени «детский сад – школа» недостаточно разработана. В то же время следует отметить существование некоторого опыта организации преемственных связей между дошкольными организациями и начальной школой [2].
С целью изучения проблемы и систематизации работы по преемственности на факультете дошкольного и начального образования Арзамасского филиала ННГУ открываются инновационные площадки «Актуальные проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования». К исследованию приступают шестнадцать организаций (детские сады и школы) г. Арзамаса и Арзамасского района по различным темам: «Преемственность дошкольного и начального образования как условие предупреждения возможных школьных трудностей обучающихся»; «Здоровьесбережение в контексте преемственности детского сада и школы»; «Преемственность дошкольного и начального образования как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста»; «Реализация системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС дошкольного и начального школьного образования как условие успешной социализации воспитанников детского сада и учащихся начальных классов»; «Социальное партнёрство как условие развития речевых навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста»; «Формирование основ гражданско-правового воспитания дошкольников и младших школьников в условиях взаимодействия МБДОУ и МБОУ»; «Формирование коммуникативной культуры дошкольников и младших школьников в условиях взаимодействия МБДОУ и МБОУ»; «Создание целостной образовательной среды, как фактор эффективности обучения и воспитания в современных условиях» и др.
Методологической основой исследований являются: принцип деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), теоретические положения о формировании и развитии личности ребенка в деятельности с взрослыми (Л.С. Выготский), принцип осуществления системного подхода (Б.Ф. Ломов), исследования о психолого-педагогическом сопровождении детей и организации работы по преемственности (М.Р. Битянова, Т.И. Чиркова, И.В. Дубровина, А.К. Колеченко и др.).
В начале XXI века обеспечение преемственности в системе непрерывного образования рассматривается как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). ФГОС дошкольного образования направлен на то, чтобы обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, которые реализуются через образовательные программы различных уровней. ФГОС начального общего образования – на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования. Для выполнения требований стандарта в практике педагогической деятельности на наш взгляд необходимо: 1) создание непрерывных программ дошкольного и начального образования и общетеоретическое определение компонента «готовность к школе»; 2) соблюдение преемственности в педагогических технологиях, методиках обучения и формах организации образовательной деятельности, применяемых в детском саду и начальной школе; 3) обеспечение преемственности в критериях оценки уровня развития и достижений дошкольников и младших школьников.
Дети, поступившие в начальную школу, испытывают значительные затруднения, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоению учебного материала, выполнению определённых правил поведения и т.д. Это говорит о том, что требуется специальная система подготовки дошкольника к обучению в начальной школе. Необходимы современные подходы к организации и решению проблемы преемственности, при которых дошкольное образование обеспечивает развитие детей, а начальная школа на основе опыта детского сада осуществляет его дальнейшее становление, личностное развитие. Цели дошкольного и начального школьного образования должны быть едиными – это всестороннее развитие ребенка, стабилизация его развития для успешной адаптации и интеграции ребенка в школу и общество сверстников. Для их достижения необходимо создавать условия, удовлетворяющие ведущие жизненно важные социальные, биологические потребности ребенка; позволяющие выявлять и развивать его потенциальные возможности. То есть, такие условия, при которых достигается определенный, необходимый уровень психологического и физиологического развития детей при всех различиях способностей и индивидуальных особенностей.
В современной педагогической и психологической литературе предлагаются различные подходы к решению проблемы успешного развития
личности ребенка. Р.И. Айзман, Е.Д. Божович, Е.А. Бугрименко, С.Д. Забрамная, Г.А. Цукерман и др. видят её решение через систематическую, целенаправленную подготовку детей к обучению в школе. Авторы считают, что следует готовить ребенка не к обучению вообще, а к обучению в школе со всем комплексом нагрузок как в учебной, так и внеучебной деятельности.
М.М. Безруких подчёркивает, что чем лучше подготовлен ребенок к школе, тем легче ему будет приспособиться ко всем изменениям, связанным с началом обучения, тем эффективнее он сможет приспособиться к самому образовательному процессу. При этом необходимо учитывать тип образовательного учреждения, т.к. специфика школьного обучения определяет требования, которые предъявляются к детям [3].
И.С. Якиманская говорит о необходимости определения понятия «готовности к систематическому обучению» и выявления детей, неподготовленных к школе, подчёркивая при этом основную цель: не для отсева, а для реализации индивидуального, личностно – ориентированного подхода при последующем обучении [4].
Это далеко не полный перечень теоретических и практических вопросов, которые изучались и обсуждались на ежемесячных научно-методических и практических семинарах участников инновационной площадки. И хотя впереди ещё немало вопросов, требующих решения, тем не менее, за короткий период деятельности инновационных площадок сделано немало:
- изучен теоретический материал по проблеме преемственности;
- разработаны программы работы по темам площадок с учётом возрастных особенностей детей. Реализация программы позволяет осуществить эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на ступени дошкольного и начального образования и обеспечивается комплексным характером психолого-педагогических воздействий, включающих в себя согласованную работу всех участников образовательного пространства: руководителей образовательных учреждений, учителей, воспитателей, психологов, родителей;
- разработан чёткий план совместной деятельности, что является важнейшим условием обеспечения работы по преемственности детского сада и начальной школы. По своему содержанию он представляет собой систему организационных, методических, развивающих, исследовательских и других мероприятий;
- разработана технологическая карта развития ребёнка с 5 – 10 лет, которая с учётом возрастных особенностей детей позволяет наилучшим образом развивать индивидуально-психологические и личностные особенности, удовлетворять их актуальные возрастные потребности и интересы, предупреждать нежелательные отклонения в психическом развитии и поведении детей на разных ступенях образования;
- подобран комплект диагностик;
- разработана система контроля;
- воспитателями в сотрудничестве с учителями разработано портфолио дошкольника;
- продумана работа с родителями;
- проведены практические семинары на базе инновационных площадок;
- разрабатывается модель выпускника ДОУ, согласованная со школой;
- определяется процедура комплектования первых классов [5].
Системная и целенаправленная работа позволяет выявить в дошкольной организации детей, которые составляют «группу риска». Разрабатывается программа коррекционной работы с детьми, подбираются специальные задания, дидактические игры, упражнения. Кроме того, по итогам обследования с родителями проводятся собрания и индивидуальные консультации, на которых предлагаются памятки, методические рекомендации. Вся информация на каждого ребенка, его портфолио передаётся учителям первых классов на психолого-медико-педагогическом консилиуме.
Такая деятельность по преемственности дошкольного и начального общего образования позволяет предупредить возможные школьные трудности и значительно уменьшить период адаптации младших школьников. Это подтверждают сравнительные результаты обследования первоклассников в адаптационный период к школе из дошкольных организаций, работающих в режиме инновационной площадки, и из других детских садов. Все показатели по таким параметрам как: личностное развитие, социальное развитие, организация деятельности, развитие внимания и памяти, развитие речи, развитие моторики и другие в среднем в первой группе выше, чем во второй, а по некоторым параметром значительно превосходят.
Выводы и результаты исследования могут найти применение в работе руководителей, педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций, школ, высших учебных педагогических заведений.
Библиографический список
- Социологический словарь Источник: http://gufo.me/content_soc/preemstvennost-3541.html#ixzz4YSUikYoR (дата обращения 12.02.2017).
- Данилина Р.А. Осуществление преемственности дошкольного и начального образования.// Начальная школа. 2002. № 9. – С.44 .
- Безруких М.М. Школьные трудности у учащихся первых классов. М., 1998.
- Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 2002.
- Данилина Р.А. Актуальные проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Уфа. 2014.- С. 60-64.
Количество просмотров публикации: Please wait