Одним их самых быстроразвивающихся и перспективных секторов экономики России является ресторанный бизнес. Рынок услуг ресторанного бизнеса растет и имеет позитивную динамику. В то же время в условиях развития рыночных отношений усиливается нестабильность функционирования организаций, поэтому на первый план выходят проблемы повышения их эффективности.
Приоритетным направлением повышения эффективности системы управления современных субъектов ресторанного бизнеса выступает развитие форм внутреннего контроля. Наиболее действенной из них, на наш взгляд, является система внутреннего аудита деятельности. Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля [1]. Внутренний аудит можно определить как объективную и независимую оценку, прежде всего, внутреннего контроля и управления рисками, который информирует собственников и руководство о проблемах и нарушениях в организации. По мнению Парамоновой Л.А. «внутренний аудит можно определить как форму корпоративного контроля, которая предоставляет рекомендации для руководства организации по существу проведенных проверок финансово-хозяйственной деятельности, информирует обо всех выявленных существенных рисках, проблемах и нарушениях, а также разрабатывает мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия» [2]. В системе внутреннего аудита приоритетным направлением является аудит эффективности деятельности, функциональное назначение которого определяется его принципами: экономичность, эффективность использования ресурсов и результативность [3]. Одной из основных контрольных процедур проведения аудита эффективности деятельности организации являются аналитические процедуры. В соответствии с МСА №520 «Аналитические процедуры», введенным Приказом Минфина России от 24.10.2016 №192н, термин «аналитические процедуры» означает «оценку финансовой информации посредством анализа вероятных взаимосвязей между финансовыми и нефинансовыми данными. Аналитические процедуры также предусматривают исследование выявленных отклонений или соотношений, которые противоречат прочей имеющейся информации или существенно расходятся с ожидаемыми показателями» [4].
Целью аналитических процедур, в рамках функционирования внутреннего аудита, является выявление ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности, минимизация рисков предпринимательской деятельности, их оценки и определении рекомендаций по повышению эффективности деятельности экономического субъекта.
Аудитор использует аудиторские процедуры на каждом этапе проведения внутреннего аудита эффективности деятельности. Перед проведением внутреннего аудита эффективности деятельности организации, аудитор составляет документы, определяющие цели и задачи аудита, подготавливает информацию об экономическом субъекте. В отличие от цели внутреннего аудита эффективности деятельности основная цель внешнего аудита заключается в получении разумной уверенности, в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность не содержит существенных искажений, а также в проверке учетной политики на соответствие действующему законодательству, исследовании имеющейся информации для обоснования экономических и управленческих решений. Данный вид аудита предназначен в основном для собственников и инвесторов организации. В соответствии с МСА №300 «Планирование аудита финансовой отчетности», введенным Приказом Минфина России от 24.10.2016 №192н, следующим этапом является формирование стратегии и плана аудита, в которых определяется перечень аналитических процедур, необходимых для достижения цели и решения задач. Разработка стратегии и плана аудита тесно взаимосвязаны, но не обязательно являются отдельными или следующими друг за другом шагами, так как внесение изменений в один документ может потребовать внесения изменений в другой. На заключительном этапе составляется отчет аудитора [4].
Источниками информации для внутреннего аудита эффективности являются показатели форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, регистры бухгалтерского и налогового учета, первичные документы. Аудитор может привлекать для проведения внутреннего аудита управленческий персонал организации, юристов, экономистов. В процессе внутреннего аудита организации используют графики, таблицы, диаграммы, оформляемые как рабочие документы внутреннего аудита эффективности.
Аналитические процедуры могут быть проведены различными методами экономического и финансового анализа, выбор которых зависит от поставленной цели. Единой методики проведения анализа в процессе аудита эффективности деятельности организации не существует, поэтому аудитор самостоятельно определяет показатели и коэффициенты, методы анализа, исходя из наличия информационной и специфики деятельности. Анализ может быть проведен следующими методами: метод сравнения, метод построения систем аналитических показателей и таблиц, метод цепных подстановок и интегральный метод, метод экспертных оценок, балансовый метод, метод средних величин, метод группировок, методы ситуационного анализа и прогнозирования, корреляционный и регрессивный анализ и другие.
Состав анализируемых показателей из формируемого информационного массива напрямую зависит от видов осуществляемой экономической деятельности [5]. На наш взгляд, основным показателем деятельности организаций ресторанного бизнеса, который необходимо анализировать, является товарооборот. Товарооборот в ресторанном бизнесе – это объем реализованной продукции (покупной или собственного производства) потребителям.
Рост товарооборота и совершенствование его структуры позволит снизить объем издержек обращения, что, в свою очередь, поможет повысить эффективность ресторанного бизнеса. Под экономической эффективностью коммерческой организации понимается соизмерение полученных результатов с имеющимися ресурсами и произведёнными затратами. В качестве показателей оценки эффективности деятельности организаций ресторанного бизнеса могут выступать: налоговая нагрузка, соотношение темпа роста расходов и темпа роста доходов, среднемесячная заработная плата работников, коэффициент роста розничного оборота хозяйствующего субъекта, коэффициент рентабельности продаж, коэффициент уровня издержек обращения, коэффициент ритмичности товарооборота, индекс цен. При проведении экономического анализа необходимо сравнивать результаты с ожидаемыми результатами. В качестве ожидаемых результатов могут выступать показатели, заявленные в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [6].
Для проведения анализа эффективности организаций ресторанного бизнеса целесообразно использовать аналитическую таблицу, представленную в рабочем документе внутреннего аудита эффективности (РДВАЭ-1) (Таблица 1).
Таблица 1. Показатели оценки эффективности деятельности ресторана
Наименование показателя |
Формула |
Ожидаемый результат |
Источник показателя ожидаемого результата |
Налоговая нагрузка - соотношение суммы уплаченных налогов и розничного товарооборота | НН=Н/РТО х 100%,
где Н – сумма уплачиваемых налогов; РТО – розничный товарооборот.
|
9% |
Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» |
Соотношение темпа роста расходов и темпа роста доходов | ТРР=ИЗДЕРЖКИотч/ИЗДЕРЖКИпред х 100%,
где ИЗДЕРЖКИотч – расходы отчетного периода; ИЗДЕРЖКИпред – расходы предыдущего отчетного периода. ТРД=РТОотч/РТОпред х 100%, где РТОотч – розничный товарооборот отчетного периода; РТОпред – розничный товарооборот предыдущего отчетного периода. |
Темп роста расходов < Темп роста доходов |
|
Среднемесячная заработная плата работников | СРМзп = СРд х Д,
где СРд – средний дневной заработок; Д – количество дней, подлежащих оплате по среднему заработку |
34030,00 |
Сайт Федеральной службы государственной статистики Раздел «Рынок труда, занятость и заработная плата» |
Коэффициент роста розничного товарооборота хозяйствующего субъекта | Кр=РТОотч/РТОпред х 100%,
где РТОотч – розничный товарооборот отчетного периода; РТОпред – розничный товарооборот предыдущего отчетного периода. |
104,4 |
Сайт Федеральной службы государственной статистики Раздел «Оптовая торговля и товарные рынки»
|
Коэффициент рентабельности продаж – описывает эффективность реализации продукции | Крп= П/РТО,
где П – прибыль до налогообложения; РТО – розничный товарооборот. |
7,0 |
|
Коэффициент уровня издержек обращения – характеризует издержкоемкость торговой деятельности | Куио = ИЗДЕРЖКИ/РТО,
где ИЗДЕЖКИ – сумма издержек обращения; РТО – сумма розничного товарооборота |
0,1 |
|
Коэффициент ритмичности товарооборота – позволяет определить равномерность продаж на протяжении года и выявить степень удовлетворения покупательского спроса | Критм = Квартальный РТО / Годовой РТО,
где квартальный РТО – розничный товарооборот за квартал отчетного года; годовой РТО – годовой розничный товарооборот.
|
0,30 |
|
Индекс цен – показывает изменение совокупной стоимости товаров за определенный период | Иц = Цотч / Цпред,
где Цотч – цена в отчетном периоде; Цбаз – цена в предыдущем периоде, принимаемая за 100% |
108,0 |
Сайт Федеральной службы государственной статистики Раздел «Цены» |
Таким образом, проведение анализа показателей, представленных в таблице, позволяет оценить эффективность деятельности организаций ресторанного бизнеса путем расчета и сравнения результатов с ожидаемыми результатами. Сравнение с ожидаемыми результатами предполагает выявление вуалирования фактической информации под плановую и необоснованного прогнозирования. Если аналитические процедуры выявили отклонение от ожидаемых результатов, то аудитор должен исследовать данные расхождения и потребовать у руководства организации разъяснений. В случае, если руководство не в состоянии дать разумные объяснения или они будут неубедительными, тогда аудитор может применить другие аналитические процедуры.
Оценка результатов проведенного внутреннего аудита эффективности деятельности организации позволяет внутренним аудиторам выразить мнение о функционировании экономического субъекта и определить пути его развития в будущем.
Использование аналитических процедур в процессе аудита эффективности деятельности организаций ресторанного бизнеса, позволяет составить мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, оценить финансовое состояние организации, разработать рекомендации по экономичности использования ресурсов и по оптимизации деятельности. Основываясь на результатах внутреннего аудита, руководство организации сможет разработать эффективную стратегию развития.
Библиографический список
- Парамонова Л.А. Основные направления повышения качества и полезности информации, формируемой в системе бухгалтерского учета для целей корпоративного управления // Школа университетской науки: парадигма развития. 2010. № 1-2. С. 117-121.
- Парамонова Л.А. Внутренний аудит в системе внутреннего контроля сервисно-ориентированных организаций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 184-189.
- Парамонова Л.А. Внутренний аудит эффективности деятельности экономического субъекта // Вестник СамГУПС.2015.Т.1.№2(28).С.44-48.
- Российская Федерация. Приказы. О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Приказом Минфина РФ от 24.10.2016 №192н (ред. от 30.11.2016).- СПС Консультант Плюс/ http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25.02.2017)
- Насакина Л.А., Парамонова Л.А. Аналитические процедуры в аудите эффективности деятельности индивидуальных предпринимателей // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2012. № 3. С. 167-174.
- Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок [Электронный ресурс]: утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012).- СПС Консультант Плюс/ http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25.02.2017)