Источники современной системы федеративных отношений в Германии были образованы в 50-е г. ХХ в. Германские земли играли роль государств, которые посредством отказа от части государственных прав сгруппировались в союз. По ст.70 главного и Основного закона ФРГ, земли имеют собственное законодательство, не распространяющееся на часть законодательных компетенций, отданных в распоряжение федерации. Полномочия при этом делятся на конкурирующие и пребывающие в полном распоряжении федерации. Все области компетенции очень строго лимитированы содержательными каталогами, которые довольно часто проверяются.
Федеративная структура Германии в настоящее время децентрализована, это четко прослеживается через представительный строй федерального уровня учреждений – Бундестаг и Бундесрат. Бундестаг – это символ и единство страны, избираемый как по смешанной, так и по мажоритарно – пропорциональной схеме, Бундесрат же является органом представительства земель. Исследователи выразили мнение, Федерация в Германии – это один из лучших образов построения мировых федеративных отношений.
В сегодняшней Германии опыт развития федеративных отношений позволяет, во-первых, узнать индивидуальные стороны и принципы всех этапов становления системы федеративных отношений, во-вторых, изучить мотивации и результативность всех черт федеративных отношений, устремившихся на поддержку целостности и единства ФРГ и исполнение взглядов Германского федерализма.
В Германии в настоящее время трудности преобразования федеративных отношений являются очень актуальными, как для исторического прогресса, так и для решения наболевших государственных проблем.
Опыт земель в увеличении независимости, организации нормальных взаимоотношений нового времени, характера коммуникации с федеральным уровнем, которому необходимо комплексное изучение с учетом Германских традиций. В современной Германии устройство федеративных отношений подтвердило свою рациональность и годность к развитию. В формировании строя федеративных отношений в Германии в наши дни выделяют три основных этапа исторического развития: конкурентный, интеграционный и кооперативный.
Первый этап – кооперативный, он непосредственно относится к формированию строения новейшего демократического государства, он сопровождается образованием кооперативной модели федеративных отношений. Оккупационные власти США и союзников, в самом начале 1950-х были центром принятия решений, позже этим стали заниматься федеральные власти. В ФРГ государственная власть могла добиться содействия народа благодаря стабильному компромиссу между федерацией и землями. Основой принятия главных решений, в такой политической ситуации, естественно, становится федерация.
Второй этап – интеграционный, служит для развития системы федеративных отношений, относится к процессу объединения Германии. Основной тенденцией данного этапа является потребность включения новых территорий в установившийся механизм кооперативной модели федеративных отношений. Параллельно этому процессу появляется нужда в реформации законодательства путем внесения изменений в конституцию страны. Благодаря этому процессу, была образована первая комиссия по развитию системы федеративных отношений.
Третий этап – конкурентный, при нем развитие федеративных отношений напрямую относят к улучшению процесса глобализации и развитию институтов ЕС. Земли ФРГ при этих условиях начинают считаться полноправными участниками как политических, так и экономических операций в Европе. Прошлое преобладание федерации над территориями является затруднением на пути присоединения обособленных территорий в политические мировые процессы. При соблюдении данных правил, уполномоченные от разнообразных земель ставят вопрос на дискуссии об увеличении прав и пересмотре финансовых трансфертов внутри государства. Нужно заметить, что начальные инициативы о расширении компетенций были сделаны накануне объединения, но встали на второй план из-за необходимости объединения новых земель в систему федеративных отношений. Благодаря тому, что данное обращение уполномоченных от наиболее развитых «южных» территорий поступило в федеральный конституционный суд ФРГ и которое они реализовали в 1998 году, отклонили, создали вторую комиссию для преобразования федеративных отношений.
Конституционная реформа, основанная на предложении второй комиссии по улучшению федеративных отношений, стала действительной 1 сентября 2006 года. В условиях данного прогресса увеличились права земель, относящихся к решению собственных проблем обособленных земель. Данные полномочия обеспечиваются только в соответствии с правом на «отклонения» земель от федерального законодательства. При всем при этом была создана новая комиссия, она занимается пересмотром финансовых отношений между землями и федерацией.
В данном случае можно сделать вывод, что система федеративных отношений в нынешней Германии, во-первых, не стала «онемевшей» конституционной нормой, а во-вторых, сейчас – это механизм развивающейся адаптации политической системы к условиям времени, поскольку она уже показала свою жизнеспособность и стойкость.
Библиографический список
- Ахунов Р.Р. Воспроизводственный потенциал как системообразующий элемент региональной экономики / А.В. Янгиров, Р.Р. Ахунов // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: сборник трудов VIII Всероссийской научно-практической интернет-конференции, 15 мая 2014 г. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2014. – с.13-15.
- Бурнасов А.С. Реформа немецкого федерализма в начале ХХI века // Федерализм. – 2007. – №1. – с.206-213.
- Рабцевич А.А. Показатели, потенциально применимые для анализа инновационной ориентации субъектов рынка труда // Россия: тенденции и перспективы развития: материалы XV Международной научной конференции, 18-19 декабря 2014г. – М.: ИНИОН РАН, 2015. – с.660-664
- Рабцевич А.А. Региональные социально-экономические условия формирования характеристик работника, отвечающих современным требованиям рынка труда // Сборник научных статей Института социальных исследований ИнгГУ. – Назрань: ООО «КЕП», 2016. – с.138-160.
- Салемгареев А.А. Зарубежный опыт формирования сбалансированной региональной политики // Инновационное развитие современных социально-экономических систем: материалы III Международной заочной научно-практической конференции, 15-16 февраля 2016г. – Комсомольск-на-Амуре: КАГТУ, 2016. С. 100-104.
- Салемгареев А.А. Критерии сбалансированности региональной политики // Научное обозрение: теория и практика. – 2015. – №3. – С.74-80.
- Таймасов А.Р. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие / А.Р. Таймасов, З.М. Муратова, К.Н. Юсупов. – М.: КноРус, 2015. – 288с.
- Токтамышева Ю.С. Интегральный показатель риска как инструмент анализа развития экономических подрайонов региона / Р.Р. Ахунов, Ю.С. Токтамышева, А.Д. Мухаметова и др. // Инновационное развитие российской экономики: Сборник научных трудов IX Международная научно-практическая конференция, 25-28 октября 2016г. Т.2. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – с.12-15.
- Юсупов К.Н. Национальная экономика: учебное пособие / А.В. Янгиров, К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов. – М.: КноРус, 2014. – 284с.
- Янгиров А.В. Оценка отдельных индикаторов, отражающих инновационную ориентацию работодателей в регионе / А.А. Рабцевич, А.В. Янгиров // Актуальные проблемы развития национальной и региональной экономики: VII Международная научно-практическая конференция, 21 апреля 2016г. – Белгород: НИУ «БелГУ», 2016. – с.84-91.