ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Вебер Надежда Эдуардона
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный педагогический университет" в г. Таре
магистрант 1 года обучения направленность (профиль) «Информационные технологии в образовании»

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с формированием компьютерной грамотности людей старшего возраста. Проанализированы различные подходы к определению компьютерной грамотности. Рассмотрены содержательные аспекты занятий по формированию компьютерной грамотности людей старшего возраста.

Ключевые слова: компьютерная грамотность, методика проведения занятий, обучение людей старшего возраста


FUNDAMENTALS FORMATION OF COMPUTER LITERACY OF OLDER PEOPLE

Veber Nadezhda Eduardovna
The branch of federal state budgetary educational institution of higher education "Omsk State Pedagogical University" in Tara
master of 1 year of training orientation (profile) "Information technologies in education"

Abstract
This paper deals with the issues related to the formation of computer literacy of older people. We analyzed different approaches to the definition of computer literacy. Considers substantive aspects of employment on the formation of computer literacy of older people.

Keywords: computer literacy, methods of employment, training older people


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Вебер Н.Э. Основы формирования компьютерной грамотности людей старшего возраста // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78876 (дата обращения: 14.04.2024).

Каждый человек, живущий в веке информационных технологий обязан владеть компьютерной грамотностью. Эта проблема в 21-ом веке актуальна и приобретает особое значение не только у молодого поколения, но и у людей старшего возраста. Проблема повышения качества образования людей третьего возраста в современном обществе имеет особое значение именно теперь, когда основное распространение информации осуществляется через информационные технологии. Изменения в обществе ставят проблему о том, как и с помощью каких методов можно повысить уровень компьютерной грамотности у людей старшего возраста.

Компьютерная грамотность – система знаний и умений, необходимых человеку в жизни, использование компьютера в качестве орудия интеллектуального труда. Компьютерная грамотность, как составляющая готовности к использованию информационных технологий, рассмотрена в работах Ершова А.П. [1], Угриновича Н.Д. [2] и др.

Обучение людей старшего возраста это один из способов погружения их в активную жизнь, который трактуется в качестве противодействия процессу старения. Где стоит задача повысить уровень жизни людей старшего населения за счет увеличения их социальной активности, путём вовлечения их в социально-культурную деятельность. Вопросы обучения взрослых находят своё отражение в работах отечественных педагогов (С.Г. Вершловского [3], М.Т. Громковой [4], С.И. Змеева [5] и др.). В их трудах внимание уделяется методическим принципам обучения взрослых.

Основными теоретико-методологическими подходами обучения компьютерной грамотности людей старшего возраста, является:

- личностный подход, который предполагает в центре рассмотрения личность самого человека. Потребности, мотивы, способности, активность, интеллект, требуют учета его индивидуальных, возрастных и психологических особенностей. Реализация подхода выражается в соблюдении следующих требований: наличие широкого диапазона заданий различной степени сложности, принцип добровольного выбора варианта работы, проявление самооценки и рефлексии.

- деятельностный подход, который связывается с усвоением людьми старшего возраста ключевых компетенций, выражающих способность и готовность к осуществлению социально-культурной деятельности. Процесс приобретения людьми старшего возраста нового содержания и преобразования исходной информации, знаний, учений, может быть непроизвольным или специально организованным [6].

Занятия по формированию компьютерной грамотности людей старшего возраста должны быть построены таким образом:

- информация подается в более понятной форме, в спокойном темпе, происходит периодическое повторение материала;

- создаются комфортные условия, доброжелательная атмосфера;

- изучение теоретических основ, совмещается с практической реализацией в процессе работы на компьютере;

- постепенно происходит ознакомление с различными «компьютерными» терминами;

- каждое занятие сопровождается изучением печатных графических материалов по рассматриваемой тематике [7].

Рассмотрим содержательный аспект занятий по формированию компьютерной грамотности людей старшего возраста.

Первый блок «Устройство компьютера». В рамках данного блока будет осуществляться знакомство с функционированием компьютера, с основными устройствами, такими как: системный блок, монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, модем, CD и DVD-дисков и flash – носители.

После его изучения люди старшего возраста будут знать:

- из каких устройств состоит компьютер;

- какие устройства используются для ввода-вывода информации;

- какие функции выполняют разные клавиши на клавиатуре, азы владения компьютерной мыши;

- как подключить принтер и сканер к компьютеру;

- как подключить модем;

- как работать CD и DVD-дисками и flash – носителями.

Будут уметь:

- включать- выключать компьютер;

- пользоваться клавиатурой, мышью;

- распечатывать документы;

- сканировать документы;

- открывать CD и DVD-диски и flash – носители.

Второй блок «Программное обеспечение». В рамках данного блока будет осуществляться знакомство с операционными системами компьютера, стандартными программами.

После его изучения люди старшего возраста будут знать:

- какие существуют операционные системы;

- какие существуют элементы интерфейса рабочего стола;

- какие существуют основные рабочие инструменты управления;

- какие существуют операции с файлами и папками;

- какие стандартные программы имеются на компьютере;

Будут уметь:

- определять правильность имени файла, тип файла по его расширению;

- находить нужные файлы или папки на диске, запускать или просматривать их;

- создавать каталоги, копировать, переименовывать и удалять файлы

- уметь работать с стандартными программами на компьютере;

Третий блок «Текстовый редактор». В рамках данного блока будет осуществляться знакомство с текстовыми редакторами и текстовыми процессорами, с основами создания и редактирования текстовых документов.

После его изучения люди старшего возраста будут знать:

- как вводить и редактировать тест;

- как оформлять тест (размер шрифта, цвета шрифта, интервал, отступ, выравнивание);

- как работать с таблицами, рисунками, диаграммами;

- как сохранять и печатать готовый документ.

Будут уметь:

- создавать и редактировать и документы;

- форматировать документы;

- печатать готовые документы.

Четвертый блок «Фото и видеоинформация». В рамках данного блока будет осуществляться знакомство с фото и видео информацией, с основами редактирования фото и видео информации.

После его изучения люди старшего возраста будут знать:

- начальные основы обработки фотографий;

- как просматривать фото и видео информацию;

- как конвентировать видео информацию.

Будут уметь:

- обрабатывать фотографии на начальном уровне;

- конвентировать видео;

- просматривать фото и видео информацию.

Пятый блок «Безопасная работа на компьютере». В рамках данного блока будет осуществляться знакомство правилами информационной безопасности, с антивирусными программами.

После его изучения люди старшего возраста будут знать:

- что такое вирус;

- какими способами может заразиться компьютер;

- как защитить компьютер от вирусов;

- что такое спам;

- какими существуют антивирусные программы.

Будут уметь:

- устанавливать антивирусные программы;

- запускать антивирусные программы;

- запускать сканирование компьютера.

Шестой блок «Работа в глобальной сети Интернет». В рамках данного блока будет осуществляться знакомство с браузерами, поисковыми системами.

После его изучения люди старшего возраста будут знать:

- какие существуют браузеры;

- какие существуют поисковые системы;

- как осуществлять переход по гиперссылкам;

- как выводить на печать содержание интернет страницы;

- как скачивать информацию.

Будут уметь:

- открывать и работать в браузере;

- искать нужную информацию;

- скачивать и сохранять необходимую информацию.

Седьмой блок «Почтовые сервисы и социальные сети». В рамках данного блока будет осуществляться знакомство с электронной почтой и социальными сетями.

После его изучения люди старшего возраста будут знать:

- как регистрироваться в почтовом сервисе (логин и пароль);

- как устанавливать и регистрироваться в скайпе;

- как настраивать соединение для видео, звукового и текстового общения;

- как регистрироваться в социальной сети «Одноклассники»;

- как заполнять личные данные в профиле «Одноклассники».

Будут уметь:

- регистрироваться в почтовом сервисе майл.ру;

- регистрироваться в скайпе;

- настраивать скайп;

- заполнять профиль в «Одноклассниках»;

- отправлять сообщения.

Восьмой блок «Портал Госуслуги». В рамках данного блока будет осуществляться знакомство с порталом Госуслуг.

После его изучения люди старшего возраста будут знать:

- как регистрироваться на портале Госуслуг;

- какие существуют разделы портала Госуслуг;

- как находить услуги через поисковую строку;

- как работать в личном кабинете;

- как оформлять запрос.

Будут уметь:

- регистрироваться на портале Госуслуг;

- осуществлять поиск услуг;

- работать в личном кабинете;

- оформлять запрос и работать с информацией.

Таким οбразοм, οбучение людей старшегο вοзраста способствует не тοлькο приοбретению нοвых знаний в οбласти информационных технологий, но и развитию информационной культуры личности [8]. При изучении компьютерной грамотности люди старшего возраста освоят базовые οснοвы персонального компьютера, познакомятся с основными программами компьютера, научатся создавать и редактировать текст, просматривать фото и видео информацию, искать нужную информацию в сети Интернет, общаться со знакомыми в социальной сети «Одноклассники», смогут защитить свой компьютер от вирусов, научатся оформлять запросы на портале Госуслуг.


Библиографический список
  1. Ершов А. П. Концепция информатизации образования / Информатика и образование. — 1988. — № 6. — 4 с.
  2. Угринович Н. Информатика и информационные технологии: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) / Н.Угринович. — М.: 2001. — 464 с.
  3. Вершловский С. Г. Образование взрослых в России: вопросы теории / С. Г. Вершловский // Новые знания. – 2004. – №3. – С.9.
  4. Громкова М. Т. Андрагогика. Теория и практика образования взрослых: учеб. пособ. для системы доп. проф. образования. / М. Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с.
  5. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых / С. И. Змеев. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 272 с.
  6. Абрамова Г.С. Практическая психология. 6-еизд., перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2013. – 396 с.
  7. Авдеюк О. А., Хворост Т. С. Особенности обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 535-538.
  8. Федосеева А.П. Развитие информационной культуры личности // IV Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве в свете цивилизованного выбора крещения Руси: материалы педагогических чтений 26 марта 2015 г. / отв. ред. О.Р. Каюмов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. – 148 с. С. 104-108.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Вебер Надежда Эдуардона»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация