ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР В МЕДИАИНДУСТРИИ

Хань Татьяна Фэнюевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация
В статье рассмотрены проблемы формирования холдинговых структур в медиаиндустрии и механизмы их функционирования, определена роль материнских компаний в увеличении стоимости медиахолдингов, необходимая для повышения экономической независимости и выхода медиахолдингов на стабильную прибыль в условиях современного рынка, проанализированы проблемы, препятствующие эффективному функционированию холдинговых структур, даны рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: бизнес-единицы, горизонтальные связи в организации, контрольные функции, материнская компания, медиаиндустрия, слияния и поглощения, стоимость компании, холдинговая компания


THE SPECIFIC FEATURES OF FORMATION OF HOLDING COMPANIES IN THE MEDIA INDUSTRY

Khan Tatyana Fenuevna
Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract
The article considers the problems of formation of holding companies in media industry and the mechanisms of their functioning, defines the role of parent companies in increase of the media holdings` value, which is necessary to ensure economic independence and gaining stable profit in market conditions. The challenges impeding effective functioning of holding structures are analyzed, recommendations for their elimination are suggested.

Keywords: business units, company value, control functions, holding, holding company, horizontal communication within the organization, media industry, mergers and acquisitions, parent company


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Хань Т.Ф. Особенности формирования холдинговых структур в медиаиндустрии // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78763 (дата обращения: 29.03.2024).

Научный руководитель: Фролова Виктория Борисовна

к.э.н., профессор

С 90-х гг. XX в. в российском медиабизнесе началось усложнение бизнес-структур в сторону интеграции. В связи с переходом на рыночную экономику правительством инициировались программы по приватизации государственных медиакомпаний, в том числе, региональных СМИ, которые стали встраиваться в уже существующие российские и региональные бизнес-группы. В настоящее время в медиаиндустрии процессы интеграции корпоративных структур играют заметную роль. Развитие информационных технологий, обострение конкурентной борьбы за клиентов и рекламодателей заставляют медиакомпании реагировать на новые вызовы. Слияния и поглощения рассматриваются как перспективные способы повышения конкурентоспособности медиакомпаний [1].

В зарубежной деловой литературе понятие холдинг обычно отождествляют с объединением компаний. Такое мнение отличается от позиции, которой придерживаются российские законодатели. По их мнению, под холдингом следует понимать совокупность компаний, в которой головная организация управляет другими предприятиями. Именно в таком смысле термин упомянут в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Согласно западному подходу, холдинг – это совокупность юридических лиц, которые связаны между собой не обязательно подконтрольными отношениями.

В российском законодательстве определение группы компаний также не встречается. В понимании российских экономистов распространена трактовка группы компаний как совокупности экономически зависимых компаний, т.е. термин является более общим по сравнению с холдингом. Для группы компаний не обязательно наличие управляющей компании. Физическое лицо, будучи собственником нескольких компаний, может объявить их группой. Например, это группа компаний А.Сурина, в состав которой входит ООО «Медиаиндустрия», группа компаний А.Тюникова, в числе которых ООО «Медиахолдинг АС Байкал ТВ» и группа компаний О.Чамына, в состав которой входит «СИ-Медиа» [2].

Материнская компания – это компания, которая владеет более 50% капитала другой организации. Если материнская компания не осуществляет конкретной производственной деятельности, тогда для ее обозначения применяется понятие холдинговая компания. Холдинговая компания выполняет функции управляющей компании, т.е. занимается управлением активами других организаций. Холдинговые компании присутствуют в таких медиаструктурах, как АО «РН-Медиа» и ООО «Медиаиндустрия» [2].

Первостепенным вопросом в оценке эффективности медиахолдингов является определение роли материнской компании в повышении стоимости холдинга. Другие функции, которые выполняет материнская компания, в том числе контроль за активами и привлечение финансирования по низким ставкам, являются второстепенными [3]. Пути повышения стоимости холдинга, реализуемые через решения материнской компании, включают в себя получение синергетических эффектов в результате сделок слияний и поглощений [1], стимулирование горизонтальных связей и обмена опытом между контролируемыми компаниями, организацию центров знаний и компетенций, а также сокращение затрат за счет создания общих функциональных центров и центров обслуживания [4].

Однако, как показывает практика, в таких российских медиахолдингах, как ПАО «РБК», АО «ИД «Комсомольская правда», ФГУП МИА «Россия сегодня» материнские компании не в полной мере реализовывают функцию преумножения стоимости входящих в холдинг компаний [5]. Более того, головные компании могут вызывать разрушение стоимости холдинга, уменьшая свободный денежный поток фирмы, не предотвращая рост убытков в течение нескольких лет. Разрушение стоимости происходит вследствие того, что материнская компания несет дополнительные расходы в виде вознаграждений своим сотрудникам, арендной платы, представительских расходов, что при отсутствии должной отдачи ухудшает финансовые результаты холдинга [6]. Также материнская компания, будучи дополнительном звеном в иерархии управления, может усложнять и задерживать движение информационных потоков и принятие управленческих решений.

Стоит отметить, что в холдингах, для которых характерна отраслевая разнородность бизнес-единиц, риски снижения стоимости предприятий более высокие. Разнопрофильность подконтрольных организаций сказывается на снижении качества стратегических решений, поскольку материнская компания должна учитывать специфику бизнес-единиц, имеющих различные внутренние процессы и внешнее окружение [7]. Например, АО «РН-Холдинг» контролирует медиахолдинг АО «РН-Медиа» наряду с нефтедобывающим предприятием ПАО «Оренбургнефть», и в свою очередь является компанией, подконтрольной государственной корпорации ПАО «НК Роснефть».  Другой медиахолдинг ООО «Медиаиндустрия» контролирует такие медиакомпании, как ООО «Редакция газеты «Вперед» и ООО «ТВ проект Прикамье». При этом ООО «Медиаиндустрия» является подконтрольной предпринимателю А.Сурину организацией, который владеет разнопрофильными бизнес-структурами, занимающимися сельским хозяйством и рекламной деятельностью. Стоит отметить, что АО «РН-Медиа» и ООО «Медиаиндустрия» представляют собой региональные СМИ, регионы их присутствия – Пермская и Оренбургская области соответственно [8]. Медиахолдинги являются эффективным каналом коммуникации для компаний, ведущих свою деятельность в данных регионах, поскольку позволяют точечно воздействовать на региональные ключевые аудитории: органы власти, местное бизнес-сообщество, потребителей. Для областных руководителей частных и государственных структур, лидеров общественного мнения региональные СМИ являются прекрасным инструментом укрепления их репутации.

Примечательно, что для материнских компаний российских медиахолдингов характерно развитие преимущественно контрольных функций. Анализ решений бизнес-единиц, их согласование и жесткий контроль за принятием решений на уровне бизнес‑единиц не всегда дает желаемые результаты. Некоторые материнские организации полностью переключают на себя финансовые потоки, концентрируют в своих руках снабженческую и даже сбытовую функции, вместо того, чтобы развивать систему внутреннего контроля в самих бизнес‑единицах [7]. Чрезмерная концентрация материнской компанией контрольных функций требует значительных затрат и часто оказывается неэффективной мерой по снижению рисков злоупотреблений и недобросовестности.

В заключении можно сделать вывод о том, что материнским компаниям необходимо делать акцент не на контрольных функциях, а на развитии эффективных горизонтальных связей, выстраивании систем внутреннего контроля в зависимых предприятиях. Материнским компаниям также следует проводить поиск привлекательных инвестиционных возможностей, реализовывать их, принося тем самым синергетический эффект, осуществлять привлечение финансовых средств на выгодных условиях.


Библиографический список
  1. Фролова В.Б., Дзаитов Р.М., Саркисян А.Р. Слияние и поглощение как инструмент выхода из кризисной ситуации // Научное обозрение. 2015. № 10-1. С. 310-316.
  2. Сетевое издание «Информационный ресурс СПАРК». URL: http://www.spark-interfax.ru (дата обращения: 20.01.2017)
  3. Фролова В.Б., Маргарян А.К. Особенности развития медиахолдингов в России // Научное обозрение. 2016. № 10. С. 177-181.
  4. Фролова В.Б. Проблемы организаций по привлечению кредитов банков как источников заемного финансирования // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2015. Т. 4. № 4. С. 28-32.
  5. Фролова В.Б., Саркисян А.Р. Особенности управления финансами холдинга // Российский экономический интернет-журнал. 2016. № 2. С. 54.
  6. Фролова В.Б. Хань Т.Ф. Выявление факторологических зависимостей изменения рыночной капитализации медиахолдингов // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 4(17)
  7. Фролова В.Б. Оптимизация структуры капитала // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2011. № 2. С. 407-412.
  8. Лейкин Д. Корпоративный центр. Ключевые вопросы управления группой компаний // М.: Альпина Паблишерз. 2010.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Хань Татьяна Фэнюевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация