На сегодняшний день информация становится более важным ресурсом, чем материальные и энергические ресурсы. Уже невозможно представить какую-либо сферу деятельности человека без информационных технологий. Но чем больше возможностей в области использования информационных технологий открывается перед человеком, тем больше возникает угроз. Одной из таких угроз в научно-педагогической литературе выделяют проблемы реализации информационной безопасности [4,6].
Поскольку проблема информационной безопасности достаточно актуальная и значимая для современного общества, необходимо уже со школьных лет обучать учащихся основам информационной безопасности. Однако в школах вопросам организации информационной безопасности посвящено недостаточное внимание. На данный момент, информационная безопасность изучается в старших классах, в рамках предмета информатика и ИКТ, где формируется общее представление о предметной области обеспечения информационной безопасности. Кроме того, анализ методического обеспечения в области обучения информационной безопасности показал отсутствие стандартизованного контроля качества усвоения учебного материала [5], создания условий активизации познавательной деятельности учащихся, повышения интереса, мотивации к изучению категории «информационная безопасность».
Проблеме повышения мотивации учащихся к обучению уделяется сегодня большое внимание, предложены разнообразные средства и методы развития внутреннего интереса. Например, предлагается повысить мотивацию учащихся, используя метод проблемного обучения, подразумевающий решение проблемной ситуации. В качестве основного средства проблемного обучения, в рамках данного исследования было предложено использовать художественные фильмы – это наглядное представление учебного материала в достаточно оригинальной форме, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся [1].
Опишем рекомендации к использованию художественных фильмов при обучении информационной безопасности:
-
возрастная направленность: учащиеся старших классов;
-
количество используемых фрагментов художественных фильмов: 2-4 на одно занятие;
-
продолжительность фрагментов: от 15 сек до 3 минут;
Подбор художественных фильмов (также допустимо использование мультфильмов) нужно начинать с анализа выбранной категории информационной безопасности, определить ее понятийный аппарат.
Рисунок 1 – Основные категории информационной безопасности
1. Информационная безопасность личности – это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.
2. Информационная безопасность общества – это состояние общества, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем воздействия на его информационную сферу.
3. Информационная безопасность государства – это состояние государства, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу[4].
При подборе фильмов, затрагивающих проблемы информационной безопасности, следует учитывать следующие ограничения:
1) возрастные ограничения: использование фрагментов художественных фильмов должно отвечать требованиям Федерального закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию[2] во избежание его нарушения, что может повлечь за собой привлечение к уголовной ответственности.
2) требования к содержанию. Необходимо определиться, как именно в художественном фильме должны освящаться обозначенные проблемы информационной безопасности (на усмотрение преподавателя и в зависимости от учебных вопросов):
-
явно отражена проблема с решением;
-
отражена только проблема;
-
отражены намеки на проблему.
3) недопустимы к использованию во фрагментах художественных фильмов:
-
нецензурные выражения;
-
порнографические сцены;
-
сцены насилия.
В ходе исследования нами были проанализированы российские и зарубежные фильмы, раскрывающие проблемы информационной безопасности в соответствии с выделенными категориями. Ниже предложен перечень фильмов, которые рекомендованы к использованию:
Категория «информационная безопасность личности»:
-
«Поймай толстуху, если сможешь», США (2013г).
-
«Мистер Робот», США (2015-2017г).
-
«Карлик Нос», Россия (2003г).
-
«Побег из Шоушенка», США (1994г).
-
«Дети шпионов», США (2001г).
-
«Мадагаскар», США (2005г).
-
«Бриллиантовая рука», СССР (1968г).
-
«Курьер из «Рая»», Россия (2013г).
-
«Дети шпионов», США (2001г).
-
«Лемони Сникет: 33 несчастья», США (2004г).
-
«Взлом», США (2000г).
-
«Игра в имитацию», США (2014г).
-
«Планета сокровищ», США (2002г).
Категория «информационная безопасность общества»:
-
«Зал самоубийц», Польша (2011г).
-
«Смерть в сети», США (2013г).
-
«Алеша Попович и Тугарин Змей», Россия (2004г).
-
«Чарли и шоколадная фабрика», США (2005г).
-
«Деточки», Россия (2013г).
-
«Илья Муромец и Соловей Разбойник», Россия (2007г).
-
«Нерв», США (2016г).
-
«Дом-монстр», США (2006г).
-
«Социальная сеть», США (2010г).
-
«Чат», Великобритания (2010г).
-
«Дизлайк», Россия (2016г).
Категория «информационная безопасность государства»:
-
«Форсаж 7», США (2015г).
-
«Терминатор 3: Восстание машин», США (2003г).
-
«Матрица 3: Революция», Австралия (2003г).
-
«Иван Царевич и серый волк», Россия (2011г).
-
«Спираль», Россия (2014г).
-
«Дети шпионов 3: Игра окончена», США (2003г).
-
«Хранители снов», США (2012г).
-
«Поймай меня, если сможешь», Канада (2002г).
-
«Законопослушный гражданин», США (2009г).
-
«Иван Васильевич меняет профессию», СССР (1973г).
-
«Зверополис», США (2016г).
-
«Дети шпионов», США (2001г).
-
«ВАЛЛ-И», США (2008г).
По обозначенным фильмам была составлена ментальная карта, представленная на рисунке 2.
Рисунок 2 – Ментальная карта категорий информационной безопасности
На наш взгляд, использование художественных фильмов в процессе обучения информационной безопасности позволит повысить наглядность учебного материала, мотивацию у учащихся к обучению, поиску новых решений проблем, активизирует их познавательную деятельность.
Библиографический список
- Ситаров Вячеслав Алексеевич Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // ЗПУ. 2009. №1 С.148-157.
- Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”
- Карманова Е. В., Туркова Е.С. Методика проведения веб-семинара по теме «Информационная безопасность» для учащихся старших классов // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткириевой, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. – С. 137-151.
- Карманова Е.В. Технический аспект организации информационной безопасности в системе дистанционного обучения/ Е.В. Карманова // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи материалы внутривузовской конференции. под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. 2015. С. 233-238.
- Климова Т.Е. Технология конструирования стандартизированных дидактических тестов для оценки качества образования: уч. Пособие / Т.Е. Климова, И. Г. Овчинникова, Е. В. Федченко // Магнитогорск: МаГУ, 2003. -147 с.
- Боброва И.И. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткириевой, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. – – С. 13.
- Мовчан И.Н. Учебный проект «Этические аспекты поведения в сети Интернет» как одна из форм противодействия киберэкстремизму в молодежной среде. Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей/под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск.гос.техн.ун-та им. Г.И. Носова; Магнитогорский Дом печати, 2014. – С. 128.