ЧЕЛОВЕК В «ОБЩЕСТВЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ»: ИЗ «СТАРОГО» ОБЩЕСТВА В «НОВОЕ»

Орехов Кирилл Александрович1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
На сегодняшний день, рассуждая о высокоразвитых в экономическом отношении обществах, определённо можно говорить о появлении нового типа социального – «общества переживаний» (Г. Шульце), в корне отличающегося от «старого» «общества потребления». В первую очередь, это касается смены мотивации поведения человека с «внешней» на «внутреннюю». Являясь первичным «социальным кирпичиком» любого общества, «новый» человек как носитель иной мотивации с иной «логикой рациональности» формирует общество, делающего человека во многом более свободным (сложности с манипуляцией), однако и во многом «более страдающим» (риски избыточного выбора).

Ключевые слова: мотивация, общество, переживание, потребление, человек


PEOPLE IN "SOCIETY EXPERIENCES": FROM "OLD" COMPANIES IN "NEW"

Orekhov Kirill Aleksandrovich1, Pyatiletovа Lyudmila Vladimirovna2
1Ural State University of Railway Transport, student
2Ural State University of Railway Transport, candidate of Philosophy, Associate Professor at the chair of Philosophy and History

Abstract
Today, talking about the highly developed societies in economic terms, certainly we can talk about a new type of social - "experience society" (G. Schulze), is fundamentally different from the "old", "consumer society." First of all, it concerns the change of the motivation of human behavior with the "outside" to "inside". As a primary "social building block" of any society, the "new" man as the bearer of a motivation to a "logic of rationality" shapes society, makes a person much more freedom (complexity with manipulation), but also in much "more suffering" (the risks of excessive choice).

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Орехов К.А., Пятилетова Л.В. Человек в «обществе переживаний»: из «старого» общества в «новое» // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78716 (дата обращения: 29.03.2024).

Сегодня развитые (западные, цивилизованные) страны последовательно демонстрируют смену ориентаций человека с «внешней» на «внутреннюю», что говорит о трансформации личности в изменяющемся обществе: на смену «обществу потребления» («старое» общество) приходит «новое» – «общество переживания».

Современному россиянину довольно сложно себе это вообразить, поскольку выглядеть человек общества «нового типа» может так же, как и человек общества потребления. Так, если на российских дорогах встречаются внедорожники (военные джипы) – классический пример, демонстрирующий ориентацию на «личные переживания», – совершенно точно нельзя сказать, чем обусловлен выбор именно этой марки автомобиля: либо необходимостью «отражения личных переживаний», либо необходимостью «демонстрации социального статуса».

Новый тип общества задаёт иную, отличную от предыдущей «стадии» развития (западного) общества, логику социального поведения, формирующую новый тип личного выбора – новый тип Я-бытия.

Иная логика социального базируется на смене ориентаций человека: с внешней на внутреннюю (так, покупка внедорожника (военного джипа), например, в Германии (на момент вынужденной продажи этой марки автомобиля не на “целевом рынке”) не являлась и по настоящий момент не является необходимостью: дороги замечательные, без ограничения скорости; автомобиль же предназначен для передвижения в условиях бездорожья. Этот пример ярко демонстрирует смену ориентаций: выбор внедорожника обусловлен тем, что соответствует некоему образу внутреннего Я, доставляя ему «эмоциональное удовольствие».

Выбор может быть обусловлен и решением некоторых внешних задач (функциональные задачи; демонстрация социального статуса, престижа и пр. «внешних» стимулов, определяющих выбор), так обстояло и обстоит дело в обществе потребления.

Очень важно понимать, что главное в изменении – не отказ от потребительских установок, а появление «новой рациональности»: «речь… идет, по сути, о фундаментальной переориентации и преобразовании всей модели модерновой рациональности, что лишь частично и фрагментарно находит свое отражение в экономическом поведении» [1].

«Общество переживай» опирается на «эмоциональный тип» человека – в большей степени на эмоции, нежели на разум. (Это, однако, не говорит о том, что существует только этот тип рациональности, задающий определённую логики социального поведения. – Другие типы рациональности (ориентаций) также присутствуют (в том числе – потребительская), что, по всей видимости, обусловлено, отмечает автор концепции «общества переживаний» Г. Шульце, образованием.)

Описание самого типа «общества переживаний» очень сложно вписать во все предыдущие схемы социальных классификаций [2, 3,4, 5, 6], прежде всего в силу эмоционально окрашенного «понятийного аппарата» (“счастье”, “переживание”, “впечатение”, “нравится”, “красиво”…), однако это не придаёт концепции Г. Шульце легкомысленности, поскольку «максимумом реальности и достоверности обладает внутренняя жизнь субъекта. С разными вариациями – какого угодно – трансцендентального или психологического субъекта. Но это – максимум реальности. Все остальное проблематично более, чем это. Максимум реальности, максимум серьезности и максимум драматизма – он здесь. И в этом смысле то, что эти события, как я предложил, можно описать на эмоциональном языке – это не говорит о том, что это несерьезно. Более того, это максимально серьезно. Это намного серьезнее, чем разные большие вопросы» [1].

В «новой рациональности» преобладающим является факт ориентации на интенсификацию текущей жизни. Максимально насыщенно, полно, качественно прожить свою жизнь позволяет другая эмоциональная история личности: эмоции выступают как источник «насыщения» индивидуального бытия, что проявляется в разного рода трансформациях: изменение финансового поведения («бум кредитов»), выбор образования, мотивация семейного поведения, путешествия и туризм.

«Общество переживаний», между тем, – это не общество атомизированных индивидов. Человек как «социальное животное» стремится найти «разделённое бытие», быть понятым. Наполненная эмоциями жизнь также ищет отклика-понимания. Более того, в коллективных переживаниях эмоции ещё более интенсифицируются. Коллективное переживание аутентичных «моему бытию» эмоций настолько сильно и значимо, что напрочь лишает «внешнюю» мотивацию старой рациональности, нацеленной на долгосрочное поведение, какого-либо смысла (так, участие в протестных митингах в Москве объясняется именно этими мотивами).  Другое дело, проблема поиска людей (коллектива), подобным образом эмоционально переживающих бытие.

У «новой рациональности» есть оборотная сторона – свои риски. В сравнении с человеком потребительского общества с «внешней» ориентацией, представителю «общества переживаний» приходится сталкиваться со специфическими трудностями, неизвестными ранее: человеку достаточно сложно понять, чего он на самом деле хочет («целью моего действия являюсь я сам» [1]); трудно просчитать и средства достижения цели; кроме того, эти средства «требуют весьма сложных процедур интерпретации внутренних состояний, в которой играют роль как внешние (например, критики), так и внутренние инстанции интерпретации» [1]. Поэтому нет точных критериев, определяющих, того ли «я» добился/достиг на самом деле, что нужно именно «мне».

Может возникнуть впечатление, что «общество переживаний» – это общество просто «сытых» людей: определённый уровень жизни, достаточно высокий материальный достаток необходим, однако «нормально развивающийся человек» идёт дальше в свой эволюции: он ищет себя, и здесь его подстерегает выбор «необеспеченного бытия», потому что результаты здесь не гарантированы. «В этом смысле это общество – не общество сытых людей, это общество страдающих людей и более того, с учетом новоевропейской философии сознания, можно сказать, что эти проблемы только усиливаются» [1].

При всех рисках «общество переживаний» представляется логическим его продолжением и органичным преодолением. Так, например, «в обществе, где получила свое распространение внутренняя ориентация, манипулировать не получится, поскольку результаты подобной манипуляции не поддаются расчету» [1].

Российское общество на настоящий момент – молодое общество потребления, поэтому говорить о массовом распространении «мотивации переживаний» пока не приходится.


Библиографический список
  1. Круглый стол «Эстетизация повседневности: дефиниции, тенденции, перспективы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Kruglyj-stol-Estetizaciya-povsednevnosti-definicii-tendencii-perspektivy (дата обращения: 24.02.2017).
  2. Пятилетова Л.В., Панагушина Ю.С. Эволюция представлений об обществе в эпоху античности и Средневековья // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия.: Познание – 2013. – № 7 – 8 (22 – 23). – С. 18 – 20 [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_20459236_41228310.pdf (дата обращения: 24.02.2017).
  3. Пятилетова Л.В., Панагушина Ю.С. Развитие взглядов на природу и сущность общества в эпоху Возрождения, Нового времени и Просвещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия.: Познание – 2013. – № 7 – 8 (22 – 23). – С. 21 – 24 [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_20459237_39245278.pdf (дата обращения: 24.02.2017).
  4. Пятилетова Л.В., Забродина Н.А. XIX век: новые концепции общественного устройства // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия.: Познание – 2013. – № 7 – 8 (22 – 23). – С. 25 – 28 [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_20459238_80446755.pdf (дата обращения: 24.02.2017).
  5. Пятилетова Л.В., Хабибулина М.С. Современные теории общественного развития // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия.: Познание – 2013. – № 7 – 8 (22 – 23). – С. 29 – 32 [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_20459239_45469033.pdf (дата обращения: 24.02.2017).
  6. Пятилетова Л.В. Развитие взглядов на природу и сущность общества. Учебно-методическое пособие по курсу «Философия». – Екатеринбург, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22631754 ( дата обращения: 24.02.2017).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация