На сегодняшний день риск – свойственная черта деятельности любой компании. Он присутствует на любом этапе деятельности предприятия, оказывая влияние на результаты. Способность воздействовать на риск – сокращать вероятность или возможность минимизации его последствий – является самой необходимой стороной ведения бизнеса. Поэтому владельцы предприятия чаще всего стараются максимально автоматизировать процесс аудита и менеджмента рисков. Именно в этом случае внедрение системы ключевых риск-индикаторов становится наиболее приемлемым способом моментального реагирования на изменения в финансово-хозяйственной деятельности.
Среди наиболее актуальных направлений исследований по обеспечению экономической безопасности и риск-менеджменту все большую популярность набирает разработка ключевых риск-индикаторов. Это явление достаточно давно известно на рынках вторичных ценных бумагах, таких как фьючерсы и форварды, торговля которыми является венчурной деятельностью. Однако только сейчас получает свое развитие в области бизнес-анализа. Изучение этого вопроса способствует оформлению основных проблемных зон и систематизированию методов борьбы с ними. Ключевые риск-индикаторы способствуют выявлению на ранней стадии «заболевания» предприятия и проведению необходимых мероприятий по минимизации губительных последствий. Сегодня мы можем говорить не только о разработке ключевых индикаторов рисков для всех предприятий как малого, так и крупного бизнеса, большое внимание уделяется именно отрасли компании, в отличие от предыдущих единых стандартов, которые опирались на базовые элементы системы.
Ключевые индикаторы рисков (КИР) – показатели, качественные или количественные, источников или факторов риска. С помощью данных показателей оценивается единая карта рисков предприятия и характеризуется уровень концентрации риска на объекте, в том числе и негативные события в соответствующем подразделении компании [3].
Ключевые индикаторы делятся на четыре подгруппы: косвенные, причинно-следственные, индикаторы объема и индикаторы эффективности управления.
- С помощью косвенных индикаторов на предприятии специалисты имеют возможность оценить вероятность появления рискового события в процессе деятельности. Они включают ошибки и погрешности, имеющие сильное влияние на состояние компании;
- Показатели, связанные с непосредственными первопричинами событий, такие как простои на предприятии и повышение стоимости используемого сырья;
- Индикаторы объема позволяют отслеживать измерение ключевых показателей или влиять на повышение или понижение вероятности и влияния определенного рискового события. Индикаторы объема часто связаны с несколькими видами риска в процессе деятельности одной бизнес-единицы;
- Контрольные индикаторы эффективности обеспечивают текущий мониторинг соблюдения установленных нормативов и контроль исполнения регламентов.
Критерии и требования к разработке КИР.
При разработке ключевых риск-индикаторов предприятия чаще всего опираются на перечень критериев, которые помогают оценить целесообразность использования тех или иных КИР [1]. В этом списке находятся:
- Актуальность – принадлежность к исследуемому объекту. По данному критерию КИР делятся на три подтипа: непосредственного для определённого субъекта или определенного риска, для группы рисков и универсальные. Индивидуальные КИР (например, Коэффициент Шарпа – измерение нормы доходности под риском), рассчитанные на один тип риска чаще всего сфокусированы на сферу воздействия. Общие КИР для групприсков чаще всего относятся к определенной сфере деятельности и демонстрируют общую картину воздействия риска на бизнес-процессы на предприятии. Примером может быть показатель количества исправлений бухгалтерской отчетности за предыдущий период. Универсальные КИР используются независимо от сферы деятельности компании и создают общую характеристику, чаще всего применяются для сравнения предприятий на рынке. Яркий пример: показатель удовлетворенности заказчика – он адаптирован на несколько условий, такие как взаимодействие с заказчиками или уровень обслуживания клиента.
- Измеримость – индикаторы должны быть измеримы с минимальным порогом неточности. Для любого индикатора должна быть разработана система количественных измерителей (количество дней, месяцев, процент, коэффициент, денежную величину). Индикаторы должны обладать тремя признаками: форма количественного измерения или процентное содержание, пороговое значение, период времени, за которое используются данные.
- Прогнозируемость – в индикаторах могут быть использованы три вида значений: исторические, прогнозируемые и фактические. Однако чаще всего используются именно исторические данные, например, отчетность за предыдущий период. С помощью их мы можем оценить ошибки ранее произошедших событий и сделать выводы, чтобы не совершить их в настоящем времени.
- Простота контроля – данные, полученные в ходе применения КИР должны быть понятны и просты, чтобы представитель подразделения, в которое было направлено исследование, мог понять, какие цели были поставлены и к каким выводам пришли, какие мероприятия нужно провести. Проводимые исследования должны быть легко контролируемыми, чтобы при необходимости получения информации, владелец или управляющий предприятия не должен столкнуться с барьерами. К тому же должны быть соблюдены сроки предоставления результатов анализа, чтобы компания смогла вовремя среагировать на изменения рынка или успеть провести необходимые мероприятия к наступлению рискового события.
- Проверяемость – для эффективного управления необходимо, чтобы аудит и мониторинг КИР проводились легко и периодически. Эта роль возлагается на систему внутреннего аудита и контроля компании.
- Сопоставимость – для сопоставления данных по компании с конкурентами на рынке, для выявления слабых сторон и преимуществ необходимо, чтобы КИР имел «базовое» или пороговое значение, превышение которого должно сигнализировать о каких-либо нарушениях.
Основные принципы отбора КИР для предприятия.
Также, как и для составления КИР для предприятия, отбор их проводится по определенным критериям. Сфера деятельности накладывает особые требования к свойствам КИР [2].
- Результаты каждого КИР должны фиксироваться документально (требования, данные, источники).
- Набор КИР должны периодически подвергаться обновлению (уточнение расчетов, аудит результативности, проверка алгоритмов).
- Наличие определенной процедуры отбора (ответственное лицо и период назначения).
- Соответствие выбранной политики управления (соответствовать целям компании, роли и обязанности участников механизма управления).
При внесении каких-либо изменений в перечень КИР необходимо рассматривать несколько сторон:
− каждый индикатор имеет свою частоту необходимого изменения;
− кто из представителей компании имеет право изменять перечень, добавлять, убирать индикаторы. Кто несет ответственность за результаты проводимых изменений;
− какие последствия следует ожидать после изменений;
− какова целесообразность изменений;
− как разработать программу безболезненного внедрения;
− каково экспертное мнение топ-менеджмента и руководства на изменение.
Характеристика индикатора.
Основным фактором, определяющим важность индикатора, является его весовой показатель. Перед внедрением того или иного КИР разрабатываются его пороговые значения и лимиты. Красная, зеленая и желтая – зоны, которые регулируют степень значимости риска. В красной зоне находятся наиболее приоритетные для компании на сегодняшний момент, действия к которым нужно применять незамедлительно, в зеленой – риски, вероятность которых не велика, но все же не стоит их упускать из-под контроля, в желтой – риски со средней вероятностью, которые не являются критическими, но их влияние может быть катастрофическим [1].
По весовым показателям составляется карта риска.
Таблица 1. Характеристики зоны риска
Зоны |
Характеристики |
Красные |
Организация подвержена высокому риску. Порог риск-аппетита превышен и требуется срочное вмешательство |
Желтые |
Необходимо определить величину риска и ущерба для проведения мероприятий, но показатель имеет некоторое превышение над уровнем нормы |
Зеленые |
Значение находится в пределах нормы, действий не требуется, но мониторинг необходим |
Исходя из ГОСТ [Ключевые показатели риска] формирование эффективного набора КИР производится с целью выявления показателей, так называемых «красных флажков», которые будут давать реальную информацию о вероятности наступления рискового события и масштабах его результатов [1].
Стоит отметить, что на сегодняшний день отсутствие системы ключевых риск-индикаторов – стандартная ситуация для компании. Автоматического расчета и мониторинга нет. Исключительно раз в год при сдаче отчетности (плановая) или по запросу контрагентов или собственника финансовым отделом проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при котором и выявляются слабые стороны и подсчет убытков. Чаще всего на основе таких вариативных моментов, как изменения курса валюты или изменение условий кредитования проводится кредитование, покрывающее часть убытков. Данные таблиц подтверждают слабость проработанности системы экономической безопасности. Независимо от того, что для компаний, которые ведут международную торговлю, серьезная выручки приходится на иностранных контрагентов, нет установленного механизма взаимодействия и проверки. Факт зависимости от заемных средств обеспечен только в рамках внутреннего контроля, отсутствует функция регламентации взаимоотношений с банками по поводу заключения контрактов на предоставление кредитных услуг. Маркетинговый отдел в компании не имеет место быть, специалисты работают на аутсорсинге, из-за этого руководство не может быть полностью уверено, что проведенные ими исследования рынка в действительности отражают ситуацию на рынке, следовательно, ставится под сомнение механизм выбора ценовой стратегии.
На ранней стадии развития компании необходимо проводить мониторинг базовых характеристик, касающихся многих предприятий на рынке, чтобы иметь существенное преимущество перед конкурентами: валютные риски и риски, связанные с зависимостью от заемных средств. Данные риски являются высоковероятными из-за:
- нестабильности рынка в плане постоянных колебаний курсов валют и относительности положения рубля на мировой арене,
- высокой зависимости от внешних источников капитала.
Рассмотрим, как пример, составление ключевого риск-индикатора для валютного риска.
Таблица 2. Методика минимизации валютных рисков предприятия на основе VaR метода [4]
Дата | Валютный курс, евро/рубль | Натуральный логарифм отношения курсов |
01.01.2015 | 68,3681 | - |
01.02.2015 | 78,1105 | 0,133218149 |
01.03.2015 | 68,6857 | -0,128583465 |
01.04.2015 | 62,0487 | -0,101621466 |
01.05.2015 | 57,1578 | -0,082103697 |
01.06.2015 | 58,0145 | 0,014877115 |
01.07.2015 | 62,3803 | 0,072556541 |
01.08.2015 | 66,002 | 0,056435524 |
01.09.2015 | 74,8478 | 0,125771674 |
01.10.2015 | 73,7760 | -0,014423243 |
01.11.2015 | 70,7537 | -0,041828643 |
01.12.2015 | 70,6478 | -0,001497863 |
Волатильность месяца | - | 0,009468726 |
VaR (с вероятностью 95%), руб (k=1,65) | - | 1,07% |
Источник: составлено автором.
VAR=k*σ*Y, (1)
где
- k – волатильность
- σ – коэффициент, определенного доверительного интервала
- Y – первоначальное значение
С помощью данного значения мы получаем величину убытков, которая с вероятностью в данном случае 5% не будет превышена. Необходимо определить, какой уровень потерь для компании будет приемлемым (критическим). Чаще всего используется зона допустимого риска, которая не превышает объем ожидаемой прибыли от данных операций.
Из проведенной работы мы можем выявить, что необходимо использовать КИР, который сможет отслеживать VaR на приемлемом уровне при автоматическом обновлении значений курса евро в реальном режиме, следовательно, необходима связь с сайтом ЦБ, где ежедневно публикуется официальный курс валюты. Тем самым, обезопасим предприятие от 1,07% потерь от выручки только из-за колебаний рубля. При более высокой волатильности курса, потери будут превышать данный процент, что сможет серьезно отразиться на деятельности компании.
Вот на примере только одного риска из огромной системы риск-индикаторов экономической безопасности очевидно, что внедрение электронного обновления ключевых риск-индикаторов поможет сохранить определенный процент выручки и способствовать как дальнейшему развитию компании, так и возможному резервированию средств для инвестиций.
Научный руководитель: Смирнов Владимир Михайлович, доктор экономических наук, заместитель декана факультета «Анализ рисков и экономическая безопасность», профессор Департамента экономической теории ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Библиографический список
- ГОСТ Р 50.1.090-2014 «Менеджмент риска. Ключевые индикаторы риска»
- ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»
- Электронный словарь «Академик» [Электронный ресурс]. URL: http://official.academic.ru/9458 (дата обращения: 05.03.2016).
- Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 13.02.2016).
- Презентация компании Deloitte “Key risk indicators” Mr.Peter Matruglio [Электронный ресурс]. URL: https://dttsts.deloitteresources.com (дата обращения: 19.03.2016).
- Профессиональный портал риск-менеджеров «Рисковик» [Электронный ресурс]. URL: http://www.riskovik.com/journal/stat/n2/otrasl/ (дата обращения: 06.03.2016)
- Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission [Электронный ресурс]. URL: http://www.coso.org (дата обращения: 14.04.2016)
- Официальный сайт института внутренних аудиторов [Электронный ресурс]. URL: http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/ (дата обращения: 02.03.2016).
- Авдийский В.И. Управление рисками в деятельности хозяйствующих субъектов // Экономика. Налоги. Право. – 2013. – № 4. – С. 4-12.
- Авдийский В.И., Безденежных В.М. Экономическая безопасность как системообразующий фактор устойчивости сложных социально-экономических систем // Безопасность бизнеса. – 2014. – № 1. – С. 2-5.
- Абдикеев Н. М., Брускин С. Н., Китова О. В. Тенденции развития и особенности разработки и внедрения систем управления корпоративной эффективностью // Вестник Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. 2010. № 4. С. 95-104.
- Витте С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов: в 5 т. – М.: Наука, 2002-2007. – Т.4. – Кн.1.
- Гончаренко Л.И., Архипцева Л.М., Башкирова Н.Н., Борисов О.И. и др. Актуальные проблемы развития налоговой системы России в первом десятилетии XXI века: монография. М.: Изд-во Финансового ун-та, 2011. 315 с.
- Морковкин Д.Е. Применение методов ранговой статистики к оценке экономической эффективности функционирования региональных хозяйственных систем // Совершенствование методологии статистических исследований финансово-экономических процессов: научные записки / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; отв. ред. В.Н. Салин. – М.: Издательская торговая Компания “Наука-Бизнес-Паритет”, 2013. – 168 с. – (Вып. 16; Часть 1). – С. 142-151.
- Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.
- Морковкин Д.Е. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства как условие восстановления экономического роста // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 497-501.
- Незамайкин В.Н, Морковкин Д.Е. Инфраструктурное обеспечение модернизации и инновационного преобразования реального сектора экономики России как фактор национальной экономической безопасности // Актуальные проблемы управления: Сборник статей международной научной конференции. Москва, 31 марта 2015 г. / Отв. ред. Н.И. Архипова. – М.: РГГУ, 2015. – С. 222-228.
- Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансовый менеджмент. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 467 с.
- Осипов Ю.М. Вместо предисловия // Россия державная: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Ю.М. Осипова, М.М. Гузева, Е.С. Зотовой. М.; Волгоград, 2006.
- Романова Ю.А. Направления государственного регулирования сельскохозяйственной кооперации // Аграрная Россия. – 2009. – № 1. – С. 8-11.
- Смирнов В.М. Актуальные вопросы развития внутреннего контроля на базовых предприятиях государственного сектора экономики // Экономика. Налоги. Право. – 2011. – № 2. – С. 41-46.
- Сорокин Д.Е. Экономическая теория, экономическая реальность и экономическая политика // Журнал экономической теории. – 2014. – № 4. – С. 25-39.
- Шманёв С.В., Шманёва Л.В. Системно-синергетический подход к оценке инновационных рисков на предприятиях // Вестник ОрелГИЭТ. – 2011. – № 4 (18). -С. 39-44.
- Шманёв С.В., Паршутина И.Г., Перепечаева Е.С. Менеджмент инновационной деятельности промышленных предприятий в условиях неопределенности и риска // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2013. – № 4. – С. 56-62.
- Шумаев В.А., Коровяковский Д.Г., Илюхина С.С. Таможенные инструменты защиты экономики Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. -2015. – № 8 (87). – С. 117-118.
- Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В., Гончаренко Л.И., Звонова Е.А., Красавина Л.Н., Лаврушин О.И., Ларионова И.В., Рубцов Б.Б., Солянникова С.П., Федотова М.А. Устойчивое развитие российской экономики: совершенствование денежно-кредитной, валютной и бюджетно-налоговой политики // Вестник Финансового университета. – 2016. – № 6 (96). – С. 6-18.