На сегодняшний день развитие личности студента в процессе получения профессионального образования в педагогическом колледже как проблема актуальна в России. Без пяти минут выпускники колледжа как оказывается не готовы применить знания, умения, навыки в практической деятельности. Это объясняется тем, что условия постоянно меняются, но методика профессионального обучения продолжает сохранять традиционные подходы к обучению и воспитанию обучающихся по готовым учебным планам и программам. Традиционный подход делает упор на информационно-иллюстративное построение образовательного процесса и передачу готовых знаний и умений, что сказывается на нехватке самореализации студента в профессиональной деятельности. Для мотивации студентов педагогического колледжа к формированию профессиональных навыков необходимо создать ситуацию успеха чтобы знания преобразовывать в практическую деятельность, таким образом, чтобы решать более успешно любые профессиональные задачи.
Для интенсивной подготовки в процессе обучения студентов педагогического колледжа огромное значение имеет подготовка и решение профессиональных задач через участие в профессиональных конкурсах, форумах, научно – практических конференциях.
Профессиональное обучение в целом является планомерно организованной деятельностью преподавателей и студентов, направленной на овладение обучаемыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, умениями самостоятельно анализировать производственные ситуации и находить решения, а также на всестороннее развитие умственных и физических способностей обучающихся [3].
От методики применяемой преподавателем колледжа на занятиях напрямую зависит качество профессионального обучения. Какие же формы, методы и дидактические средства обучения наиболее эффективны?
Наиболее эффективный метод формирования гражданской зрелости личности достигается через социальное воспитание.
Социальное воспитание – целенаправленное создание (материальных, духовных, организационных) для развития личности.
Главная цель социального воспитания – формирование человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.
Функции воспитания следующие:
- создание условий для взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;
- подготовка «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
- обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, способствование ее преемственности, обновлению;
- адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.
Социальное воспитание личности человека берет начало в семье, далее в образовательном учреждении, позже в трудовой деятельности и после трудовой. Целью является – формирование личностных качеств индивида; группы, коллектива, через средства реализации, а именно содержания, форм, методов: информационных, личностно-ориентированных; инструментально – оперативные, коммуникативно-интерактивные. Формирование социальной зрелости происходит посредством ориентирования, проектной деятельности, планирования, решения стандартных и нестандартных задач, самооценка достижений, результата. А под результатом подразумеваем степень успешности личности в различных сферах общества.
Основная задача преподавателя педагогического колледжа, согласно концепции социального воспитания, заключается в формировании гражданской зрелости студентов: формирование гражданственности личности – это любовь к Отчизне, быть пацифистом, уважение к окружающим и к самому себе, ответственность, патриотизм. [9]
Известно, что образование и воспитание неразделимы, поэтому в процессе обучения студентов педагогического колледжа используется такой метод обучения который сегодня является одним из эффективных способов по формированию устойчивого интереса к выбранной специальности. Формирование личной мотивации каждого студента колледжа напрямую зависит от профессионализма и компетентности педагога. В ситуации не из легких находятся преподаватели колледжа ,так как часто у бывших школьников слабо развита мотивация к знаниям из за традиционного метода преподавания в школе. Традиционный метод проведения занятий не вовлекает обучающихся в продуктивную исследовательскую деятельность, а способствует лишь репродуктивной работе. [4]
В организации учебного процесса необходимо учесть ряд условий :изучить специфику содержания изучаемой дисциплины или профессионального модуля; общие задачи специалиста; общие и профессиональные компетенции; время для преподаватель; состав студентов; наличие современных средств обучения. Целесообразно будет выбрать метод обучения, где студенты проявят себя творчески, продемонстрируют умение принимать решения в нестандартной ситуации; работа в команде, где применят свой жизненный опыт, будут развивать коммуникабельность, и очень важно, их познавательные способности.
Анализируя содержание образовательной программы будущих специалистов необходимо создавать решение проблемных ситуаций и в процессе изучения нового материала и на уроке-практике.
Обобщая труд ученых можно сказать, что гражданская зрелость определяется тем, какое место человек занимает в обществе, какие ценностные ориентиры руководят его действиями, его отношение к социальным институтам и общественным организациям, к трудовой деятельности, к своим обязанностям, к службе в армии.
Таким образом, все эти качества присуще успешному специалисту в будущем, который обречен на карьерный рост и профессиональный успех.
Но по факту социологи, психологи, педагоги говорят об инфантильности обучающихся, потребительское отношение к жизни, а также снижение уровня гражданской зрелости. Точнее, уровень гражданской зрелости обучающихся сегодня не соответствует предъявляемым обществом требованиям: нежелание служить в армии, безответственность, слабая гражданская позиция, низкая мотивация к самосовершенствованию и саморазвитию, нигилизм. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент в обществе глубокое противоречие между необходимостью общества в активных, коммуникабельных, воспитанных, высоконравственных, патриотах Родины, ответственных за свою жизнь и жизнь «своих» людей и недоработкой по формированию гражданской зрелости обучающихся в колледже. Для решения противоречия необходимо решение педагогической задачи по формированию гражданской зрелости обучающихся посредством применения современных методов, технологий и инструментов.
Библиографический список
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методич. Пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 207с.
- Выготский Л.С. Психология. – М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. – 1006с.
- Ельчина Т.В. Активизация познавательной деятельности студентов как фактор успешности процесса обучения/
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 480с.
- Ковтунович М.Г. Стимулирование домашней экспериментально-иссследовательской деятельности учащихся по физике (на материале курса физики VII – VIII классов): Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск: ЧГПУ, 1994. – 218с.
- Колыванова Л. А. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями медицинского колледжа. Казанская наука. 2011. № 4. С. 173–176.
- Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Сов. Педагогика. – 1989. – № 11. – С. 10-17.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 208с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Просвещение, 1977. – 240с.
- Пивоварова Л. А. Гражданское воспитание студентов Кинель-Черкасского медицинского колледжа // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1272-1275.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608с.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в Сузах: Учеб.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1990. – 192с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 208с.