СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Малахова Анна Андреевна1, Архипова Марина Ивановна2
1Сибирский федеральный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Теоретические основы экономики»
2Сибирский федеральный университет, студент группы ЭА 14-11

Аннотация
В статье рассматривается становление и развитие налоговой системы России, подчеркивается ее роль в формировании и распределении финансовых ресурсов государства. Выявлено, что наиболее действенное влияние система налогообложения оказывает на функционирование и деловую активность предприятий, то есть на ту сферу хозяйственной деятельности, где создается потенциал и достигается определенный уровень конкурентоспособности страны на мировом рынке. Рассмотрены проблемы функционирования налоговой системы, снижающие уровень конкурентоспособности государства, и предложены направления ее совершенствования в Российской Федерации для повышения конкурентоспособности страны.

Ключевые слова: инвестиции, индекс глобальной конкурентоспособности, инновации, конкурентоспособность, налоговая политика, налоговая система, налогообложение, экономическое развитие


TAX SYSTEM DEVELOPMENT AS A FACTOR OF NATIONAL ECONOMY COMPETITIVENESS

Malakhovа Anna Andreevna1, Arkhipova Marina Ivanovna2
1Siberian Federal University, PhD, MBA, Associate Professor at Economics Chair
2Siberian Federal University, student

Abstract
In this paper the problems of the formation and of the development of the tax system in Russia are discussed. The role of the tax system in the formation and distribution of the financial resources is considered. The main founding of the paper is the impact of the tax system on the operation and business activities of enterprises and on the level of economic activity as well. Furthermore it results in the economic potential growth and increases the competitiveness of the country in the world market. The problems of the tax system in Russia are revealed, the ways of the development of the tax system to increase the level of the country’s competitiveness are proposed.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Малахова А.А., Архипова М.И. Совершенствование налоговой системы как фактор конкурентоспособности национальной экономики // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78524 (дата обращения: 06.11.2024).

С целью сравнения стран по различным критериям международные организации совместно с научными учреждениями определяют рейтинги конкурентоспособности отдельных стран. Самым распространенным в мире является рейтинг по Индексу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ м. Давос, Швейцария), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний. Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI, The Global Competitiveness Index) – это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности [1, с. 212]. ВЭФ определяет национальную конкурентоспособность как способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста с помощью GCI, который был создан для ВЭФ профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 г. GCI состоит из 113 переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных этапах экономического развития. Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность. По результатам исследования ВЭФ в мировом рейтинге GCI 2015-2016 Россия заняла 95-е место из 140 стран. Количественные значения показателей GCI, что получила Россия в 2015 г., приведены в табл. 1.

Таблица 1 – Рейтинг Российской Федерации за показателями GCI 2015-2016гг.

Показатели GCI

Ранг

Показатели GCI

Ранг

1. Качество институтов

130

7. Эффективность рынка труда

56

2. Инфраструктура

69

8. Развитость финансового рынка

121

3. Макроэкономическая стабильность

134

9. Уровень технологического развития

86

4. Здоровье и начальное образование

45

10. Размер внутреннего рынка

45

5. Высшее образование и профессиональная подготовка

34

11. Конкурентоспособность компаний

91

6. Эффективность рынка товаров и услуг

106

12. Инновационный потенциал

54

Важную роль в формировании потенциала конкурентоспособности национальной экономики играет налоговая политика, что создает стимулы повышения производительности национального производства и труда, формирование экономической среды, благоприятной для развития конкурентных преимуществ национальной экономики [2]. Поэтому в структуру всех выше указанных рейтингов входят налоговые критерии и индикаторы, позволяющие оценить налоговую систему и работу налоговых органов отдельных стран.

Основными индикаторами оценки конкурентоспособности налоговой системы в GCI является: общее количество налогов и сборов в стране, ставки налога на доходы (прибыль) физических и юридических лиц, уровень налоговой нагрузки, эффективность деятельности налоговых органов, стабильность налогового законодательства. По результатам анализа показателей GCI, исследователи ВЭФ отмечают следующие наиболее проблематичные факторы, которые сдерживают развитие России [3, с. 81]:

1)                ограниченный доступ к финансированию;

2)                коррупция;

3)                регулирование и реформирование системы налогообложения;

4)                ставки налогообложения;

5)                неэффективная государственная бюрократия.

Оценки, приведенные ВЭФ, доказывают, что налоговая политика государства имеет прямое воздействие на устойчивый уровень конкурентоспособности предприятий и государства на глобальном рынке. Но государство вместе с отдельными предприятиями являются элементами единой сложнейшей социально-экономической системы национальной экономики, поэтому целесообразно исследовать взаимосвязь налоговой политики государства и налоговой политики предприятия с целью сравнения целей и средств их достижения [4, с. 283].

На сегодня налоговая нагрузка на промышленные предприятия включает косвенные налоги, часть которых входит в цену продукции, и прямые налоги, которые уплачиваются с прибыли. Косвенные налоги имеют значительно меньшую способность регулировать процессы производства и воспроизводства на предприятии, чем налоги, относимые на финансовые результаты, поскольку они включаются в цену продукции, таким образом, оплачиваются потребителями.

Самым влиятельным налогом, с точки зрения стимулирующей роли, является налог на прибыль. Прибыль, полученная предприятием, является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих его развитие. Именно налог на прибыль является прямым налогом, что позволяет налогоплательщику применять все методы налогового планирования и менеджмента с целью оптимизации налоговой нагрузки. А также именно налог на прибыль может стать инструментом регулирования со стороны государства. Получения оптимального соотношения ставок налогов (в частности налога на прибыль), условий налогообложения и возможностей применения льгот, которое станет приемлемым как для плательщиков, так и для общества в целом, является сложным комплексным процессом.

Если ставки налога на прибыль являются завышенными, это может уменьшить заинтересованность предприятия в получении прибыли, или приведет к попыткам скрыть прибыль незаконными способами, любыми средствами увеличить фонд оплаты труда и другие расходы, фактически или по «серым схемам» уменьшить масштабы деятельности.

Одним из основных способов налогового регулирования деятельности предприятий реального сектора являются налоговые льготы.

Один из вариантов применения налоговых льгот – это налоговый кредит – уменьшение суммы налога на прибыль на величину законодательно утвержденных льгот. В опыте налогообложения развитые страны используют несколько видов налоговых кредитов, наиболее распространенным из них является инвестиционный кредит [5, с. 11].

Еще одна налоговая льгота – уменьшение ставки налога на прибыль для определенных групп предпринимателей. Сегодня предоставление льгот предполагается не только налоговыми законами, но и другими неналоговыми законами, а также постановлениями Правительства. Поэтому рационально было бы систематизировать налоговое законодательство в отношении льгот в отдельном законе, в котором необходимо четко определить перечень льгот, предоставляемых юридическим и физическим лицам на территории Российской Федерации по всем видам налогов, критерии предоставления льгот, порядок и условия их установления и контроля за целевым назначением, сроки действия.

Как временная мера с целью снижения налогового давления на предприятия целесообразно было бы освободить предприятия от налогообложения прибыли, направляемой на инвестиции в производство [6], то есть прибыль, направляемую на капиталовложения производственного назначения, облагать налогом по нулевой ставке. Это позволит ослабить налоговое давление на производителей и увеличить инвестиции в реальный сектор экономики, что особенно актуально для предприятий инновационного сектора экономики, испытывающих дефицит инвестиционных ресурсов [7].

В результате проведенного анализа авторы данного исследования  предлагают следующие направления стимулирования экономического развития предприятий с помощью инструментов налогового регулирования. Во-первых, следует рассмотреть вопрос снижения удельного веса косвенных налогов в системе налогообложения. Во-вторых, дифференциация налога на прибыль в зависимости от вида деятельности и размера полученного дохода сможет обеспечить справедливость и эффективность налогообложения. Также целесообразно было бы рассмотреть проблему систематизации налогового законодательства относительно льгот в одном нормативно-правовом акте. Учитывая кризисное состояние экономики и растущий уровень нестабильности, с момента введения изменений в налоговое законодательство минимум три года не менять ставки, льготы и правила налогообложения. Льготы должны иметь сугубо целевое назначение использования денежных средств с определенным сроком действия, на который они вводятся.

Таким образом, налоговая система играет ключевую роль в формировании и распределении финансовых ресурсов государства. Наиболее действенное влияние система налогообложения оказывает на функционирование и деловую активность предприятий, то есть на ту сферу хозяйственной деятельности, где создается потенциал и достигается определенный уровень конкурентоспособности страны на мировом рынке.

Но нестабильность условий хозяйствования, стремление к пополнению бюджета, несоблюдение принципов экономической обоснованности налоговых реформ и социальной справедливости налогообложения привели к чрезмерной налоговой нагрузке на производителей. Следствием этого является тот факт, что национальные предприятия не в состоянии получать тот уровень дохода, который должен обеспечить устойчивое развитие производства, а также тот уровень конкурентоспособности, что позволит товаропроизводителям эффективно работать на мировых рынках, что вызывает такие проблемы, как снижение инвестиционной привлекательности и отток капитала из страны [8]. Так, неконкурентоспособные предприятия создают общий низкий уровень конкурентоспособности страны, что не позволяет России стать в один ряд с ведущими государствами Европы и мира. С целью достижения результативности и эффективности налогового регулирования и стимулирования экономики необходимо постоянно корректировать и совершенствовать налоговую систему с учетом конкретной экономической ситуации в стране.


Библиографический список
  1. Путренкова Т.А., Романова И.Б.Налоговая система как важная составляющая государственной системы // В сборнике: Молодой ученый: вызовы и перспективы сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 209-215.
  2. Данелян Т.Я. Концептуальная модель налоговой системы и налоговой информационной системы // Экономические науки. 2016. № 135. С. 103-108.
  3. Евстафьева А.Х. Соотношение налоговых дефиниций: система налогов, налоговая система, налоговое администрирование // Вопросы региональной экономики. 2016. Т. 26. № 1. С. 79-82.
  4. Толкачева О.П.Рациональное управление налоговой системой – залог экономической безопасности страны // В сборнике: Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции: в двух томах. Санкт-Петербургский университет МВД России; Составитель Ю.А. Кудрявцев. 2016. С. 282-285.
  5. Малкина М.Ю., Балакин Р.В.Оценка риска и эффективности налоговых систем российских регионов на разных уровнях бюджетной системы // Финансы и кредит. 2016. № 36 (708). С. 2-18.
  6. Мулява С.В., Сочнева Е.Н. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ/ Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2013. № 4 (40). С. 184-188
  7. Malakhova A.A. INNOVATION POLICY OF THE KRASNOYARSK REGION AS THE SOURCE OF ITS SUSTAINED GROWTH// В сборнике: Восточный вектор: социально-экономическое развитие Красноярского края Сибирский федеральный университет, Институт управления бизнес-процессами и экономики. 2015. – С. 171-176.
  8. Мелькова И.И., Юсупова В.А., Малахова А.А. БЕГСТВО КАПИТАЛА. ДИНАМИКА И МАСШТАБЫ, СПОСОБЫ БОРЬБЫ/ Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2016. № 11 (40). С. 504-509.


Все статьи автора «Малахова Анна Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: