Система бюджетного управления предприятием является важной частью в процессе планирования. В зависимости от специфики предприятия система бюджетного управления выражена в разнообразных формах и применяется частично (опосредованно). Корректный бюджет предприятия обеспечивает грамотную и слаженную работу подразделений, способен выявить проблемы и найти выход из ситуаций, путем обеспечения системного подхода к управлению. Уровень информационного обеспечения подразделений предприятия влияет на эффективное управление деятельностью компаний, чем больше предприятие, тем сильнее оно нуждается в экономической и финансовой информации, существующей на рынке. Опираясь на актуальную информацию, можно принять обоснованные управленческие решения, оптимизировать финансовые результаты, затраты предприятия. Сегодня немногие организации ведут управленческий учет надлежащим образом, которой бы содержал информацию пригодную для проведения финансового анализа предприятия и оперативного управления. Наличие бюджета дает возможность руководителю четко представлять свои цели на будущий год, иметь возможность корректировать бюджеты для их дальнейшего исполнения.
Что же такое бюджетирование? Бюджетирование это название, которое объединяет в себе несколько методик финансового планирования, а именно: бюджетный процесс и бюджетное планирование. С одной стороны его можно рассматривать как процесс составления и координации финансовых планов и смет, а с другой как технологию управления предприятием, предназначенную для повышения обоснованности управленческих решений с финансовой точки зрения.
Бюджетирование на предприятии – инструмент управления организацией на основе планирования, организации, контроля и оценки выполнения экономических показателей. Используется для управления финансовыми ресурсами и принятия эффективных решений, направленных на выполнение финансовых задач компании [1].
Бюджетный процесс представляет собой методику определения финансовых показателей по определенной схеме в соответствие с установленными границам.
Бюджетное управление (бюджетное планирование) представляет собой методику управления ресурсами организации, которая в свою очередь включает в себя: определение плана (бюджета), фактических показателей и отклонений, анализ причин, повлекших отклонения, принятия обоснованных решений на основе результатов анализа.
Главной целью бюджетирования является повышение экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем скоординированной работы всего предприятия в целом на достижение результата [2].
Наличие системы бюджетирования на предприятии позволяет:
− составлять реальные прогнозы финансово-хозяйственной деятельности;
− повышать качество управляемости компании, учитывая отклонения факта от плана, и принятия решений;
− координировать работу подразделений предприятия, направленную на достижение поставленной цели;
− вовремя отметить и скоординировать возникающие проблемы в управлении предприятием, применив инструменты многовариантного анализа;
− производить контроль по достижению поставленных целей через своевременное сопоставление фактических и плановых показателей;
− анализировать причины, которые вызвали отклонения;
− корректировать планы.
Классический управленческий цикл заложен в основе механизма бюджетного управления.
Механизм бюджетного управления предприятием в себя включает:
-
целеполагание;
-
планировнаие;
-
учет;
-
анализ;
-
контроль;
-
корректировку.
Можно выделить основные направления бюджетирования:
-
планирования и принятия управленческих решений;
-
оценка всех аспектов финансовой состоятельности предприятия;
-
укрепления финансовой дисциплины [3].
Таблица 1 ̶ Два типа ключевых результатов [4,5].
Финансовые цели |
Стратегические цели |
Быстрый рост доходов; |
Увеличение доли рынка; |
Быстрый рост денежных поступлений; |
Более высокое и надежное положение в отрасли; |
Более широкие пределы получения прибыли; |
Повышение качества выполняемых работ, предоставляемых услуг; |
Увеличение прибыли на вложенный капитал; |
Расширение и улучшение номенклатуры услуг, работ; |
Признание прочного финансового положения фирмы; |
Повышение конкурентоспособности; |
Более диверсифицированная база для получения прибыли. |
Увеличение возможностей роста |
Стратегические цели направлены на создании сильных конкурентных сторон предприятия. Приемлемый уровень финансовых показателей является основой поддержания и улучшения положения предприятия на рынке в долгосрочной перспективе. Финансовые и стратегические цели имеют высокий приоритет, их достижение является ключевым результатом. Компаниям, находящимся в неустойчивом финансовом положение, необходимо сделать выбор, т.е. либо повысить краткосрочные финансовые показатели, либо усилить положение предприятия в долгосрочной перспективе, так как внимание чаще всего уделяется краткосрочным финансовым показателям нежели долгосрочным, рассчитанным на перспективу.
Поиск решения вопросов учета, анализа и управлению себестоимости продукции в пищевой отрасли актуален на сегодняшний день, так как снижение объемов продаж, производства пищевой продукции в период сложной экономической ситуации поставило многие предприятия в критическое положение. Выход из сложившейся экономической ситуации возврат к стабильности возможен при использование комплексных мер.
Предприятиям, занимающимся пищевой промышленностью, необходимо уделять особое внимание системе бюджетирования и управленческого учета.
Необходимо учитывать следующие аспекты при формировании бюджета на предприятиях пищевой промышленности:
-
наличие широкой линейки готовой продукции;
-
низкий срок хранения продукции;
-
строгий контроль качества продукции;
-
значение упаковки готовой продукции;
-
наличие нормированного технологического процесса;
-
наличие и контроль снабженческо-сбытового процесса;
-
наличие сложностей при расчете себестоимости единицы продукции, в соответствии с особенностями отрасли;
-
высокий уровень накладных расходов.
Библиографический список
- Наумова, Н.В., Жарикова Л.А. Бюджетирование в деятельности предприятия : учебное пособие., 2009. – C.63.
- Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы., 2008. – C.53.
- Неудачин В.В. Инструменты управления стоимостью компании: система бюджетного управления предприятием, управление затратами, финансовое планирование и анализ – М., 2007. – Ч. 1. – C.10.
- Бадокина Е.А. Бюджетирование / М-во образования Рос. Федерации, СГУ., 2011.- C.67-88.
- Аманжолова Б.А. Бюджетирование как система оперативного планирования и контроля. СибУПК., 2009.- 143 с.