На развитие экономики страны влияет ее отраслевая структура. Одной из отраслей, что стремительно развивается как в мире, так и в Крыму, туристическая отрасль, которая имеет непосредственную связь между прогрессом и благосостоянием общества. Постоянно возникают новые виды туризма, которые формируют экономические преимущества во внутренней экономики и содействуют развитию социально-экономических и политических отношений с другими странами, благодаря расширению внутреннего и внешнего туризма. Как экономическое явление туризм связан с предпринимательской деятельностью, предоставлением услуг; как социальное явление – туризм является неотделимым от спроса на туристические услуги и их потребления в соответствии с потребностями потребителей, их доходами, качеством жизни, благосостоянием.
Туризм трансформировался в глобальное явление как в социальном аспекте, который подтверждается количеством потребителей туристических услуг, их направленностью, расходами на получение, так и в экономическом аспекте – относительно стимулирования развития отраслей, которые комплементарны по отношению к туристической отрасли экономики. По статистическим данным, популярными видами туризма, которые являются важными для развития экономики, является – въездной и выездной VIP- туризм.
Исследованию этого явления посвящали свои работы ученые, как Н. Кабушкин [1], С. Нездойми [2], Т. Ткаченко [9], Л. Шульгина [14] и другие, однако бурное развитие туристической отрасли, изменения в структуре и направленности спроса потребителей туристических услуг требуют дальнейшего развития. Понимания многофункционального явления туризма вообще и такого его перспективного вида, как VIP- туризм, непосредственно, а также определение перспектив его развития.
В этой связи целью статьи является выявление основных тенденций развития туристической отрасли в Крыму, и определения перспектив развития VIP-туризма в контексте общеэкономической направленности экономики страны.
По данным официальной статистики [12], в Крыму существует постоянно растущая заинтересованность граждан – потребителей туристических услуг – в осуществлении туристических путешествий за границу (табл. 1). Удельный вес граждан, которые выезжали за границу в численности постоянно проживающего населения, постоянно растет: с 27,38% в 2014 г. до 40,83% в 2015 г. Туристические въездные потоки в Крым иностранных граждан также увеличивается и превышают интенсивность потоков выезда, что подтверждают результаты исследований по данным официальной статистики [12], которые приведены в табл. 2.
Таблица 1. Динамика выезда граждан Крыма за границу
Год | Количество постоянного населения, тыс. человек |
Количество граждан Крыма , которые выезжали за границу, лиц |
Удельный вес граждан Крыма, которые выезжали за границу в численности постоянно проживающего населения, % |
2004 | 49115 | 13422320 | 27,38 |
2005 | 48663,6 | 14849033 | 30,51 |
2006 | 48240,9 | 14729444 | 30,53 |
2007 | 47823,1 | 14794932 | 30,94 |
2008 | 47442,1 | 15487571 | 32,64 |
2009 | 47100,5 | 16453704 | 34,93 |
2010 | 46749,2 | 16875256 | 36,09 |
2011 | 46465,7 | 17334653 | 37,31 |
2012 | 46192,3 | 15498567 | 33,55 |
2013 | 45963,4 | 15333949 | 33,36 |
2014 | 45782,6 | 17180034 | 37,53 |
2015 | 45674,1 | 18651128 | 40,83 |
Таблица 2. Динамика потоков въездного и выездного туризма в Крыму
Год | Количество граждан Крыма, которые выезжали за рубеж, человек |
Количество иностранных граждан, которые посетили Крым, лиц |
Отношение иностранных граждан, которые посетили Крым, к гражданам Крыма, которые выезжали за границу |
2004 | 13422320 | 6430940 | 0,47 |
2005 | 14849033 | 9174166 | 0,618 |
2006 | 14729444 | 10516665 | 0,714 |
2007 | 14794932 | 12513883 | 0,846 |
2008 | 15487571 | 15629213 | 1,009 |
2009 | 16453704 | 17630760 | 1,072 |
2010 | 16875256 | 18935775 | 1,122 |
2011 | 17334653 | 23122157 | 1,334 |
2012 | 15498567 | 25449078 | 1,642 |
2013 | 15333949 | 20798342 | 1,356 |
2014 | 17180034 | 21203327 | 1,234 |
2015 | 19773143 | 21415296 | 1,083 |
Въездные потоки, практически, вдвое превышают выездные, наибольшая их интенсивность наблюдалась в 2012 г. (1,64). В 2015 г. она несколько затормозилась, и составила - 1,083. Такое состояние туристических потоков подтверждает значение въездного туризма для развития экономики Крыма и требует осуществления дальнейших исследований по его активизации.
По официальной статистической отчетности можнопроанализировать тенденцию обслуживания субъектами туристической деятельности в Крыму иностранных граждан, которые посетили Крым, и граждан Крыма, которые выезжали за границу (табл. 3) [12].
Cтатистика подтверждает преобладание внутреннего туризма над въездным, практически, вдвое. Такое положение требует активизации деятельности туристических фирм в обоих направлениях с целью удержания стабильной тенденции внутреннего туризма и рост объемов въездного. Их активность зависит от многих факторов, одним из основных, является, сущность туристических путешествий по учету потребностей потребителей, которые постоянно растут. Разветвленность потребностей и возможностей потребителей отражаются в различных видах туризма, одним из которых с позиций перспективности развития является VIP-туризм. Кроме того, VIP-туризм, как один из наиболее устойчивых видов туризма, является наименее зависимым от колебаний мировой экономики или политической ситуации в странах и регионах.
То есть его развитие – способствует стабилизации прибыли от туризма, независимо от внешних факторов. Под VIP-туризмом, в соответствии с его наиболее широким толкованием [1, 2], понимаются индивидуальные, эксклюзивные туры, а также определенный набор услуг, обеспечивает туристу наивысший комфорт во время путешествия. До этих услуг входит организация перелетов первым и бизнес-классом, трансферы с использованием автомобилей представительского класса и лимузинов, бронирование номеров высшей категории в самых дорогих отелях мира, аренда океанских яхт, частных самолетов, роскошных вилл и даже средневековых замков. Что касается организации отдыха пользователей услуг VIP-туризма, он чаще всего включает в себя престижные виды спорта, например, в современных условиях, это гольф, поло или большой теннис. Туроператор выделяет потребителю такие туристические услуги (VIP-туристу) персонального менеджера на этапе подготовки тура и персональных гидов на время прохождения маршрута. При необходимости клиенту за рубежом может быть предоставлена охрана, все трансферы могут осуществляться на бронированных автомобилях. Все это дает основания рассматривать VIP-туризм, или как его еще идентифицируют – luxury-туризм, как особый вид туризма, для организации которого туроператору необходимые особые ресурсы.
Таблица 3. Динамика тенденции внутреннего туризма по сравнению с въездным туризмом
Год | Количество туристов, которые обслуживались субъектами туристической деятельности Крыма |
Удельный вес иностранных туристов |
Удельный вес туристов – граждан Крыма, которые выезжали за границу |
Удельный вес внутренних туристов |
2004 | 2013998 | 0,188 | 0,142 | 0,671 |
2005 | 2175090 | 0,191 | 0,125 | 0,684 |
2006 | 2265317 | 0,184 | 0,134 | 0,682 |
2007 | 2856983 0 | 0,207 | 0,121 | 0,673 |
2008 | 1890370 | 0,231 | 0,234 | 0,535 |
2009 | 1825649 | 0,179 | 0,311 | 0,511 |
2009 | 2206498 | 0,136 | 0,393 | 0,471 |
2010 | 2863820 | 0,130 | 0,117 | 0,753 |
2011 | 3041655 | 0,123 | 0,421 | 0,456 |
2012 | 2290097 | 0,123 | 0,399 | 0,478 |
2013 | 2280757 | 0,147 | 0,568 | 0,285 |
2014 | 24910689 | 0,153 | 0,612 | 0,321 |
Существует два типа VIP-туризма: групповой и индивидуальный. При их практической реализации каждый из них, обычно, сопровождается гидом или лидером группы. В этом случае туристический гид должен быть компетентным специалистом, который отлично знает особенности туристического маршрута и экскурсионного дела, имеет специальное образование, то есть является дипломированным специалистом в археологии, истории или другой области, связанной с туром, опыт работы в туристической индустрии, он должен быть способен помочь в любой ситуации или ответить на любой вопрос, который может появиться во время тура.
По составу групповой luxury-тур, как правило, должен включать группу туристов, лидера группы и туристического гида или нескольких. Эта группа остается вместе в течение всего тура. Лидер группы отвечает за все контакты с туристскими агентами, работниками гостиницы и тому подобное, то есть главным лицом, ответственным за коммуникации.
Индивидуальный luxury-тур – это тур, который осуществляется одним лицом, семьей или небольшой группой людей по маршруту. Такие туры обычно включают высококлассный транспорт (частный самолет или первый класс международного авиаперевозчика), трансфер с аэропорта и до него на лимузине и личный сервис на протяжении всего тура.
Как отдельный вид VIP-туризма можно считать VIP-круизы, которые могут предоставить тот же уровень услуг и комфорта, что и отели высшего класса, а также сервис на протяжении всего маршрута .
Что касается VIP-туризма выездного , по мнению специалистов [2, 7, 9, 13], наибольшим спросом среди туристов пользуются три направления VIP-туризма: пляжный отдых, активный отдых и экскурсионные туры. Как утверждают специалисты-практики [7 – 9], пляжный отдых снизился менее существенно, по сравнению с другими экзотическими программами.
Наибольшей популярностью у VIP-туристов пользуются пляжи: Индийского океана, в частности отдых на Сейшельских Мальдивских островах Карибского бассейна и Индонезии. Способствует этому и политика отдельных островных государств. Например, на островах Таиланда и Бали отменены визовые сборы, а многие отели осуществляют лояльную ценовую политику.
В борьбе за клиента туркомпании разнообразят свои предложения VIP-туров, например, за 8 – 10 тысяч долларов США турист может принять участие в охоте на дикого зверя на равнинах стран Африканского континента. В стоимость входит 10-дневное проживание, питание туриста, а также организация самой охоты. Отдельно оплачивается перелет. Дополнительно турист должен будет заплатить за трофей от 200 до 15 тысяч долларов США за каждого убитого зверя [5].
В то же время представители туркомпаний отмечают, что за проявление кризисных явлений в мировой экономике они вряд ли будут увеличивать разнообразие турпредложений. Прогнозируется, что на рынке будет иметь место тенденция к специализации туристических компаний о предоставлении услуг за отдельными регионами. «Такой подход даст возможность туроператорам предложить более дешевый отдых в экзотических странах, а значит, привлечь большее количество туристов»,– считает Андрей Легейда [3].
Обычно клиенты luxury-агентств – преуспевающие люди, которые многое успели повидать, они ищут необычных впечатлений и хороший заряд адреналина. Мировая практика организации VIP-туров показывает, что любое нетипичное желание богатого заказчика можно выполнить. Например, специалисты компании «Люкс Тур» отправляли желающих к «охотникам за головами» в Папуа-Новую Гвинею, организовывали путешествия в джунгли Амазонки, а также восхождения в Алтайские горы.
Другим примером совсем нетрадиционных заказов можно считать так называемые «бомж-туры». Идея таких туров заключается в том, что состоятельные люди на некоторое время становятся чернорабочими, бомжами или играют роль асоциальных элементов общества, не переступая закон. Причем, часто такого рода развлечения организовываются за рубежом, например, в Париже или Амстердаме [5].
Поскольку круг VIP-туристов является достаточно узким, в этой среде лучшим инструментом коммуникаций являются личные встречи с потенциальными клиентами, что следует учитывать при проведении маркетинговых кампаний. Также наиболее эффективно на целевую аудиторию luxury-туризма влияет реклама на телевидении и в интернете.
По развитию VIP-туризма, целесообразно выделить несколько тенденций, которые будут наиболее существенными в 2016 г. и нескольких годах подряд [15].
Во-первых, в 2016 г., как продолжение тенденции 2015 г., все большую популярность среди VIP-туристов будут путешествия с максимальным погружением в жизнь местного населения. Туристы желают ощутить, как на самом деле живут люди в тех странах, которые они посещают, и в 2016 г. эта тенденция будет развиваться еще больше. Сайты с предоставление зданий в аренду, такие как Airbnb и PlusOneBerlin или Nectar&PulseandValet пользуются большим спросом среди туристов, что доказывает устойчивое желание туристов жить не в уединенных отелях, а где-то в городе, наряду с местными жителями, которые помогут почувствовать специфику каждой местности, быт коренного населения. Считается, что причиной этого является то, что люди, которые пользуются услугами luxury туристических агентств, уже достаточно путешествовали и многие жили в гостиницах наивысшего уровня комфорта. Поэтому со временем на первое место, получается , также любопытство относительно познания особенностей жизни населения определенной местности (но, как и раньше, вместе с комфортными условиями проживания ).
Во-вторых, в последнее время все активнее прослеживается тенденция к «простому проживанию». VIP-туpисты, которым всегда не хватает времени на полноценный отдых, благодаря значительной загруженности на работе, и в бизнесе, желают простейшей организации проживания с максимальным комплексом услуг, к которым они привыкли в повседневной жизни. Например, отель OvoloHotel в Мельбурне включает в стандартных тарифах доступ к Wi-Fi, наполнения мини-бара, завтрак в дорогу и другие услуги, как, например, Apple TV. Это несущественные изменения, но, по прогнозам ближайшего будущего, может стать нормой. Также в Мельбурне в отеле TheCullen впервые применили новые правила выселения из отеля. Гостям предоставляется возможность бесплатно остаться в отеле еще на одну ночь, если на номер, который они занимали, не претендуют другие гости. Такой подход назвали «самый поздний чекаут в мире» [4].
В-третьих, что касается внешнего вида отелей, новейшим и самым модным трендом является миксование стилей их оформления с использованием элементов культурного наследия прошлых лет и современных ярких и просторных дизайнерских решений. Наиболее удачными примерами такого смешения могут быть отеле TheSiam на набережной Бангкоке, TheNoMadHotel в Нью-Йорке, HotelVestibulPalace в Сплит на территории Хорватии, который был перестроен из трех римских дворцов, и другие. Эти отели украшают мебель ручной работы, предметы антиквариата, старинные аксессуары (чемоданы, граммофоны и др.) [4].
В-четвертых, популярной тенденцией является включение оригинальной или модной еды в концепт путешествия. Например, в отелях Сан-Хосе и Южной Австралии в последнее время популярным стало дизайнерское оформление еды, которое туристы часто фотографируют, а фото выкладывают в социальных сетях, что является дополнительным, абсолютно бесплатным для туристических агентств и туров PR-ходом в сфере VIP-туризма. Относительно еды, достаточно новым является использование усовершенствованного типа питание на основе шведского стола, где туристы выбирают ингредиенты, которые затем моментально используются для приготовления в их присутствии блюд из мяса, морепродуктов или органических салатов [14].
В-пятых, популярной тенденцией VIP-туров становится их экологическая направленность. Так, например, эко-отель FincaRosaBlanca в Коста-Рике предлагает гостям туры кофейными плантациями, курсы приготовления кофе, косметические препараты, изготовленные с применением кофе. Отель ThePuliHotel&Spa в Шанхае оказывает дополнительные услуги с использованием успокаивающих свойств чая для вращений, скрабов и косметических процедур. СolonialCeylonTeaTrails в Шри-Ланке предлагает кухню с использованием чайных листьев во всех блюдах, дегустации разных сортов чая, туры в фабрики по изготовлению чая и общения с чайными плантаторами [12].
В-шестых, популярными среди VIP-туристов есть заказ услуг, направленных на поддержку и обретение здорового образа жизни с использованием старых технологий, например, слежение за состоянием здоровья мужчин, которые не имеют достаточно времени для этого в повседневной жизни, но все равно должны держать себя в форме. В новом отеле QT Sydney мужчины могут насладиться классическим «мокрым бритьем», или уходом за лицом от парикмахеров старой школы, в отеле TheBalé на Бали предлагается 90-минутный кофейный ритуал для мужчин. Туры также становятся все более спортивными, например TerraceSuite в OvoloHotel в Мельбурне имеет собственную боксерскую грушу, а TheSiam в Бангкоке имеет первый в мире кикбоксерский ринг прямо в отеле. MotuTeta во Французской Полинезии предоставляет гостям возможность попробовать себя в outriggercanoeing, или в подводной охоте. Другие отели дают гостям волнолеты, поля для гольфа, крикета, и тому подобное. Что касается женщин, операторы, которые организовывают VIP-путешествия, , пытаются сделать все возможное, для того, чтобы они могли путешествовать безопасно и стильно , даже в одиночку. Некоторые компании, как например, Cox&Rings, предоставляют женщинам, которые путешествуют в одиночестве, гида, который поможет понять и привыкнуть к местным традициям, мер безопасности, что позволит женщинам путешествовать самостоятельно не только Европой, а также Азией и Африкой [1].
В-седьмых, тенденцией, свойственной VIP-туризма, использование современных информационных технологий. Так, туристы в отеле QT Sydney могут скачать программу QT Concierge на телефон, как только они зарегистрировались в гостинице. Программа расскажет все возможности и услуги отеля, а также подскажет, где можно покушать, поиграть в боулинг, и тому подобное, что помогает всегда иметь доступ к любой информации и уменьшает вероятность недовольство сервисом в отеле. TheIslingtonHotelв Хобарте предоставляет айпеды с установленной программой гида и описанием, доступной в отеле коллекции предметов искусства. Все большая часть бронирований отелей осуществляется через разнообразные мобильные программы, как, например, TripAdvisor, Bookin.com и другие [4].
В-восьмых, тенденцией VIP-туризма является использование новых архитектурных решений. HôtelAmericano в Нью-Йорке устроил бассейн и бар на крыше отеля. HotelMuse в Бангкоке предлагает бар на крыше небоскреба Speakeasy, где можно наслаждаться заходом солнца. Отель london’sRoughLuxe обустроил на своей крыше ульи, откуда берут мед к завтраку гостей.
В-девятых, VIP-туризм имеет тенденцию, что характеризуется оказания услуг на обслуживание не только одиноких, то есть самостоятельных туристов, путешествующих отдельно, но и для семей. Поэтому еще одной тенденцией является создание идеальных условий для проведения времени с малышами без ущерба для условий проживания и услуг. Так, туристический бутик-бренд Mr&Mrs.Smithв начале 2013 г. предложил услугу мониторинга инновационных мест для проживания семей с детьми.
В-десятых, сформировалась тенденция изменения направлений путешествий. По мнению специалистов, наиболее популярными локациями среди VIP-туристов в 2013 p. будут Бирма, как таинственная, изолированная от всего мира страна, которая периодически появляется на мировой арене; Бангкок, благодаря свежему дизайну большинства прибрежных отелей; прибрежный Вьетнам, что становится все более люксовым направлением и позиционирует себя как «новый Тайланд». Рио-де-Жанейро и Марсель – Прованс будут популярными благодаря запланированным спортивным и культурным по ходам. Дубай выиграет за счет нового глобального партнерства авиаперевозчиков Азии и Тихого океана. Что касается европейских городов, прогнозируется, что большую популярность приобретет Стамбул, а в Америке наибольшей популярностью среди VIP-туристов будут пользоваться природа Коста-Рики и изысканная кухня южных штатов. Также популярными будут страны БРИК. Эксперты считают, что каждая из этих стран имеет свой оригинальный шарм. Также популярными станут города проведения глобальных спортивных мероприятий – зимних Олимпийских Игр 2014 г. в Сочи, летних Олимпийских игр 2016 г. в Бразилии, что делает их еще более интересными для туристов [13].
В целом в следующем году и в грядущие годы ожидается существенный прирост объемов VIP-туризма, чему будет способствовать постепенный рост экономики развитых рыночных стран, активные рекламные компании глобальных туристических брендов, которые будут иметь существенные влияния на потенциальных клиентов.
Библиографический список
- Кабушкин Н. Менеджмент туризма / Н. Кабушкин. М. : Новое знание, 2002. – 340 с.
- Нездойминов С. Г. Туризм как фактор регионального развития: методологический аспект и практический опыт : монография / Сек. Г. Нездойминов – Одесса : Астропринт, 2009. – 304 с.
- Портал Amadeus [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.amadeus.com
- Портал LondonHotelsInsight [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: //londonhotelsinsight.com/
- Портал новостей CNN [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://edition.cnn. com/
- Сайт Международного Совета по деловому туризму и подороже [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.wttc.org
- Сайт компании Марко Поло [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: //www.marcopolotravel.co.uk
- Сайт туристической компании Cox&Kings [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.coxandkings.co.uk/
- Сайт компании TheBostonConsultingGroup [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: //www.bcg.com/
- Ткаченко Т. И. Устойчивое развитие туризма: теория, методология, реалии бизнеса : монография / Т. И. Ткаченко. – К. :Киев. нац. торг.-экон. ун-т, 2009. – 463 с.
- Туристическая библиотека «Все о туризме» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://tourlib.net
- Туристические потоки [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.ukrstat.gov.ua
- Туристический портал «Abercrombie&Kent» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.abercrombiekent.com/
- Шульгина Л. М. Маркетинговое управление туристическими предприятиями : монография / Л. М. Шульгина, Н. Л. Ткэшелашвілі. – К.; Тернопіль : Видавництво Астон, 2011. – 296 с.
- VIP-tourism. ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.VIP-tourism.ru
Количество просмотров публикации: Please wait