В последнее время в нашей стране стал необычайно актуален вопрос туризма и VIP-туризма. Связано это с улучшением благосостояния граждан, открытыми границами и стремительным развитием российских курортов. В любой момент человек может обратиться в соответствующую фирму или компанию и заказать тур для поездки в далекие экзотические страны, либо же на курорты России.
Важным и прибыльным направлением в современной индустрии туризма является работа с VIP-клиентами. VIP-клиент (Very Important Person — в пер. с англ. яз. — «очень важная персона», «начальство», «высокопоставленное лицо», «большая шишка») – это человек, имеющий персональные привилегии, льготы из-за своего высокого статуса, популярности или капитала [2].
VIP-персона – это успешный состоявшийся и вполне состоятельный человек, относящийся к числу руководителей, публичных людей. Эти люди финансово-состоятельны, заняты, самодостаточны. При организации собственных путешествий они предпочитают индивидуальные поездки и качественный сервис. Следует отметить и то, что во многих туристских фирмах VIP-клиентами называют постоянных клиентов и предоставляют для них эксклюзивные дисконты и интересные договоры [5].
В научной литературе и средствах массовой информации на данный момент уделяют большое внимание формированию общественного туризма, что дает возможность заинтересовать наиболее незащищенные слои населения. Поэтому утверждение об актуальности развития элитного туризма в стране, где уровень бедности представляет собой 24,1%, может показаться парадоксальной [7].Но это действительно так.
Лакшери-сегмент (Luxury в пер. с англ. яз. — роскошь) рынка услуг, в том числе и туристических, в Крыму практически неразвит. Свои потребности в VІР-услугах состоятельные люди удовлетворяют за рубежом не только потому, что это модно, престижно, но и потому, что в Крыму этого почти невозможно сделать. Количество очень обеспеченных людей в Крыму незначительно. Но, даже основываясь на тех данных, которые ежегодно публикует журнал «Форбс», оцениваем, что суммарные состояния 400 самых богатых людей в России лишь в 3-4 раза меньше доходов государственного бюджета. Но количество пользователей VІР-услугами не ограничивается этим списком: их намного больше. К ним можно отнести представителей политической, административной, религиозной, экономической, военной, культурной, спортивной и научной элиты. [6].
Об актуальности развития в Крыму элитного туризма свидетельствуют следующие общественно значимые функции, которые он способен выполнять:
Политическая. Заключается в укреплении престижа государства, налаживанию добрососедских отношений, связей между представителями политической элиты [1].
Экономическая. Элита принадлежит к наиболее обеспеченным слоям населения и концентрирует в своих руках значительные состояния. Каждая из стран стремится развивать элитный туризм, чтобы увеличить доходы от туристической деятельности, которая, как известно, осуществляет мультипликативный эффект на другие отрасли и сферы экономики, повышает общий уровень благосостояния населения. Крым должен стремиться развивать внутренний элитный туризм. Это поможет сокращению вывоза валюты за границу и будет способствовать наполнению бюджета и использованию потраченных средств на благо российского народа. Понятно, что в связи с этим должна быть заинтересованность у развития и въездного элитного туризма. Кроме того, значительную часть поездок экономической и бизнесовой элиты представляют деловые поездки, которые имеют целью налаживание бизнес-контактов, заключения договоров, презентацию продукции фирмы за рубежом и тому подобное, что тоже способствует росту благосостояния, как личного, так и страны, в которой данный бизнес развивается.
Индуктивная. Развитие элитного туризма способно способствовать развитию других отраслей и сфер экономики. Он может дать импульс развития депрессивных и неперспективных территорий. Дает жизнь новым видам и формам туризма. Привлекает к рекреационно-туристическому ресурсу, в свое время неожиданные объекты естественного и антропогенного происхождения [4].
Развивающая. С одной стороны, эта функция является продолжением экономической и индуктивной функций, поскольку влияет на развитие сферы обслуживания, рекреационно-туристической инфраструктуры, новых видов туризма и тому подобное. С другой стороны, она связана со значением туризма для самих путешествующих. Путешествуя по разным странам, избирая разнообразные способы и средства удовлетворения своих потребностей в отдыхе, общении, самосовершенствовании и самовыражении. Туристы развиваются как личности, расширяют свое мировоззрение, углубляют образование, приобретают новые знания и впечатления. [3].
Совершенствующая. Обслуживание VІР-персон требует отработки профессионального мастерства обслуживающего персонала, передачи опыта молодым поколениям, повышение качества услуг, которое распространяется и на массовый туризм. Много находок, сделанных с целью усовершенствования обслуживания, стали с успехом использоваться и относительно удовлетворения потребностей других слоев населения. Например, в курортных гостиницах безумным успехом пользуется система «all inclusive», которая напоминает клубное обслуживание, спрос имеют услуги индустрии красоты и тому подобное [2].
Коммуникативная. География поездок элиты является шире, чем в массовом туризме. Это способствует установлению контактов между представителями разных наций, возникновению интереса к другим народам и их культурам, делает страны известнее в мире. Поэтому коммуникативная функция, какая присущая туризму вообще, в элитном туризме проявляется более глубоко
Репрезентативная. Эта функция тесно связана с предыдущей функцией. Путешествуя в другие страны, VІР-туристы в большей мере, чем обычные представляют свою страну, ее культуру, ценности. Способ и место отдыха служат представительским целям, свидетельствуют о статусе, положении лица, ее престиже [6].
Просветительская. Путешествуя, представители элиты могут читать лекции, давать концерты, представления, организовывать мастер-классы, творческие встречи, неся культуру в массы. Общения с людьми, которые получили элитарное образование и воспитание, являются чрезвычайно полезными в воспитательном плане.
Трендоформирующая. Вкусы представителей элиты характеризуются совершенством, многообразием. Они имеют доступ к лучшим ресурсам. Они всегда на виду, к ним прикованы взгляды многих людей, которые стремятся им следовать. Поэтому представители элиты являются законодателями мод во многих отраслях общественного существования. Это касается и туризма. Много из видов отдыха, основанных VІР-персонами, стали модными среди широких слоев населения [1].
Патриотическая. Касается как внутреннего, так и выездного туризма. Отдыхая в родной стране, представители элиты учатся любить и ценить ее и свой народ, видят проблемы его существования и стремятся помочь их решить. Отдыхая за рубежом, чувствуют себя представителями своего народа, наблюдают за разными сторонами жизнь иностранных государств, приобретают новый опыт, стремятся
В целом, в будущем ожидается существенный прирост объемов VIP-туризма, чему будет способствовать постепенный рост экономики развитых рыночных стран, активные рекламные компании глобальных туристических брендов, которые будут иметь существенные влияния на потенциальных клиентов.
Библиографический список
- ГОСТ Р 50681-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристской услуги.
- Мюллер, В.К. Англо-русский словарь: 53000. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1981. – 888 с.
- Tench Ralph, Yeomans Liz. Exploring Public Relations / Ralph Tench, Liz Yeomans // Pearson Education, 2009.
- «Организация персонифицированного элитного VIP-обслуживания в гостинице»: [Электронный ресурс]. М., 2000-2013. URL: http://otherreferats.allbest.ru/sport/00015843_0.html. (Дата обращения: 16.11.2014).
- Работа с VIP-клиентами, продажи и обслуживание: [Электронный ресурс]. М., 1997-2014. URL: http://www.triumph-academy.ru/rabota-s-vip-klientami.html. (Дата обращения: 17.11.2014).
- Словари и энциклопедии на Академике: [Электронный ресурс]. М., 2000-2014. URL: http://touristas.academic.ru. (Дата обращения: 16.11.2014).
- Технология приема VIP-туристов: [Электронный ресурс]. М., 2009. URL: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-71140. (Дата обращения: 17.11.2014).
Количество просмотров публикации: Please wait