Ключевыми отраслями хозяйственного комплекса Чеченской Республики выступают промышленность, сельское хозяйство, строительство и сфера услуг.
С учетом существующих проблем и современных особенностей развития экономики республики, основными макроэкономическими ориентирами на период до 2020 года являются:
- Сокращение отставания среднедушевого производства ВРП от общероссийского уровня и приближение его к параметрам соседних республик Северного Кавказа.
- Ориентация отраслевой структуры на опережающее развитие трудоемких отраслей материального производства и сферы услуг.
Опережающий рост ВРП Чеченской Республики по сравнению с его среднероссийской динамикой должен стать экономической основой для решения ее важнейших народнохозяйственных и социальных задач.
Перспективы и характер роста экономики Чеченской Республики в существенной мере связаны со сценарными вариантами ее развития. Среди отраслей хозяйства республики ведущая роль сохранится за топливной промышленностью. Потенциальные возможности ее роста оцениваются в зависимости от сценариев развития в 2,0-3,3 раза по отношению к уровню производства базисного 2003 года. При этом указанные наибольшие темпы роста будут обусловлены выходом нефтедобывающей отрасли республики на максимальные параметры загрузки производственных мощностей, а также строительством и достижением проектной мощности газо-нефтеперерабатывающего комплекса. На этом фоне резко возрастет суммарный объем производства других отраслей промышленности с увеличением их доли в ее структуре до 12-15%. Общий объем промышленного производства в рассматриваемый период может возрасти в 3,8-4,8 раза.
Благоприятные в целом потенциальные возможности роста имеют отрасли агропромышленного комплекса.
Заметную роль в повышении уровня занятости среди женской части населения может сыграть также опережающее развитие легкой (преимущественно швейной) промышленности.
При любом варианте развития экономики республики ключевое значение имеет рост производства в отраслях строительного комплекса.
Оценка структурных сдвигов в отраслевой структуре экономики республики отражает вероятный сценарий развития, характеризующийся максимально возможными масштабами федерального финансирования и наивысшими темпами роста ВРП.
Принципиальных изменений в структуре сферы производства товаров не произойдет. По-прежнему, ведущие позиции сохранятся за нефтегазовым комплексом. Основными резервами его развития являются увеличение добычи нефти на месторождениях республики и восстановление промышленной нефтепереработки в пределах собственного потребления.
Среди других отраслей реальные возможности укрепить свои позиции и повысить удельный вес в структуре промышленного производства имеют пищевая и легкая (швейная) промышленность, а также промышленность строительных материалов. В то же время сохранят свои позиции в промышленной структуре республики машиностроение и металлообработка, а также лесная и деревообрабатывающая промышленность.
В отраслевой структуре ВРП к концу рассматриваемого периода существенно возрастет роль сферы услуг. Ее опережающий рост (в 4,2 раза) позволит увеличить удельный вес этого сектора экономики с 43,7 до 49,9%. при этом рост объемов рыночных услуг составит 3,9 раза, что увеличит их удельный вес в ВРП с 19,1 до 20,0%. Доля нерыночных услуг за счет их опережающего роста повысится с 24,6 до 29,9%.
Среди отдельных отраслей сферы услуг особенно резко возрастет роль ее социально-значимых отраслей, включая жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение, а также транспорта.
Доля ненаблюдаемой экономики к 2020 г. сократится на 7-12 процентных пунктов, приблизившись к среднероссийскому уровню, что будет обусловлено:
а) уменьшением масштабов теневой деятельности в нефтяном бизнесе;
б) ростом в сельскохозяйственном производстве доли официально зарегистрированных индивидуальных и кооперативных хозяйств;
в) созданием нормальных законодательно-оформленных условий для развития малого предпринимательства.
Для достижения отмеченных макроэкономических ориентиров и реализации воспроизводственных структурных сдвигов в хозяйственном комплексе Чеченской Республики необходимо выполнение ряда важнейших внутренних и внешних условий. Выполнение этих условий становится одним из важнейших приоритетов развития.
Внутренние условия:
- Обеспечение безопасности и политической стабильности в республике, что потребует принятия и реализации комплекса политических мер, включая сферу деятельности армейского контингента и правоохранительных органов.
- Активное вовлечение незанятого трудоспособного населения в экономическую деятельность. Необходимо широкое и своевременное информирование населения Республики по различным каналам о создаваемых новых рабочих местах и требованиях по квалификации работ на восстанавливаемых и вновь сооружаемых народнохозяйственных объектах, использование практики общественных работ по благоустройству территории, активное привлечение населения к сезонным работам в аграрном секторе экономики.
- Всемерное развитие малого предпринимательства во всех сферах хозяйственной деятельности. Важное значение для этого имеет принятие нормативных актов по поддержке малого бизнеса, как на федеральном, так и на республиканском уровнях, включая формирование специального целевого фонда.
- Приоритетное внимание образованию молодежи и подготовке квалифицированных кадров. Необходима резкая активизация политики в сфере высшего и среднего специального образования, имея в виду создание условий для наиболее полного охвата дневной, вечерней и заочной формами обучения молодежи и лиц среднего возраста, включая возрастные контингенты от 17 до 40 лет. Это потребует скорректировать приоритеты в направлениях федерального финансирования социально-экономического развития республики.
Внешние условия:
- Восстановление экономического роста в России и соответствующее расширение финансовых возможностей поддержки регионального развития.
- Формирование благоприятной внешней конъюнктуры на мировых рынках для продукции нефтедобывающей промышленности.
- Значительное усиление роли федерального центра в привлечении инвестиций в экономику и социальную сферу республики.
Основными мерами стимулирования частных инвестиций в наиболее рентабельные отрасли материального производства (промышленности) и сферы услуг может стать использование федеральных финансовых ресурсов на: предоставление инвестиционных субсидий под реализацию инвестиционных проектов на долевой основе; компенсацию части процентной ставки по долгосрочным кредитам коммерческих банков; предоставление государственных гарантий и т.д.
Отсутствие отмеченных внешних условий вызовет соответствующее сокращение масштабов федеральной финансовой поддержки Чеченской Республики, что предопределит развитие ее экономики по «минимальному» сценарному варианту.
Доля инвестиций из федерального бюджета и других федеральных источников, оцениваемая в настоящий период на уровне около 60%, к концу прогнозного периода возрастет до 72% по минимальному I варианту и 68% при реализации II (максимального) варианта.
Нормализация внутриполитической и социально-экономической ситуации в республике позволит существенно улучшить ее инвестиционную привлекательность, что даст необходимый толчок росту рыночных инвестиций.
Для управления денежными средствами, выделяемыми из федерального бюджета для обеспечения указанных страховых гарантий возмещения потерь, причиненных некоммерческими рисками, целесообразно создать (возможно, при Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству) специализированную управленческую компанию с функциями фирмы – страховщика. Возможны и другие организационные варианты решения данной проблемы.
Важную роль в активизации частного инвестирования должны сыграть:
- разграничение федеральной и республиканской собственности;
- разработка для Чеченской Республики программы ускоренной приватизации активов, которые могут быть эффективно использованы частным бизнесом;
- создание в республике бюджета развития, формируемого из средств федерального бюджета и бюджета Чеченской Республики, для льготного конкурсного кредитования инвесторов при наличии у них установленной доли собственных средств, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
- создание Фонда гарантий (поручительств) Правительства Чеченской Республики для облегчения получения инвесторами целевых кредитов коммерческих банков под осуществление инвестиционных проектов на ее территории.
Целесообразно ввести для всех вновь создаваемых предприятий вне нефтегазового комплекса полное освобождение от налогов прибыли, направляемой на инвестиции в основной капитал, в части сумм, зачисляемых в бюджет Чеченской Республики,
В целях усиления финансового контроля за деятельностью средних и крупных предприятий, выведения финансовых потоков из теневого оборота и расширения на этой основе внутренних источников финансирования частных инвестиций, необходимо активное содействие переходу максимально широкого круга юридических лиц данной категории на Международные стандарты финансовой отчетности.
Проекты стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года, ориентированы на создание сбалансированной и конкурентоспособной экономики, обеспечивающей высокий уровень доходов населения, качества жизни, безопасности.
Реализация этой основной цели возможна при условии достижения следующих конкретных стратегических целей:
- обеспечение доступа к капиталу;
- обеспечение внутреннего (потребительского) спроса;
- обеспечение достаточного уровня подготовки кадров;
- обеспечение доступа к сырью.
Эти цели представляют собой и факторы экономической сбалансированности.
Библиографический список
- Липина С.А. Приоритеты развития республик Северного Кавказа / Региональная экономика: теория и практика. — 2008. – № 17 (74).
- Экономическое развитие России: Региональный и отраслевой аспекты: сб. науч. тр. / Под ред. Е.А. Коломак, Л.В. Машкино. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. – Вып.6. – 2005. – 256с.