Увеличение объема производства предприятия осуществляется при увеличении спроса на продукцию данного предприятия. То есть, если продукция пользуется спросом, значит она является конкурентоспособной.
Конкурентоспособность продукции является важной частью обеспечения конкурентоспособности предприятия. Предприятие не может быть конкурентоспособным, если оно выпускает неконкурентную продукцию.
Чтобы оценить конкурентоспособность продукции сначала необходимо определить – что такое «конкурентоспособность». По мнению различных исследователей, конкурентоспособность продукции трактуется по-разному. Так, Бухалков М.И. даёт определение конкурентоспособности «как комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара определяющих его успех на рынке, т.е. преимущества этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурентных товаров аналогов» [1]. Конкурентоспособность продукции так же можно описать как преимущество на рынке, которое обеспечивает успешный сбыт в условиях конкуренции [2].
Главной составляющей конкурентоспособности является качество продукции. Для проведения анализа качества продукции и выработки успешной товарной политики необходимо оценить уровень конкурентоспособности.
Изучение конкурентоспособности должно вестись систематически и непрерывно, что будет давать возможность увидеть, когда данный показатель начнет снижаться. В результате можно своевременно принять то или иное оптимальное решение: модернизировать его, снять изделие с производства, перевести на другой рынок.
Оценка конкурентоспособности продукции базируется на выявлении потребностей потребителя и требований рынка.
На конкурентоспособность продукции влияют как внутренние, так и внешние факторы. Под внутренними факторами понимается внутренняя среда предприятия, а под внешними все что находится за пределами предприятия.
Эффективное применение внутренних факторов позволяет продукции предприятия получить конкурентные преимущества, а воздействие внешних факторов позволяет говорить о конкурентоспособности продукции.
Основным фактором внешней среды является деятельность конкурентов и в основном непосредственное окружения предприятия.
Оценка конкурентоспособности продукции должна проводиться на основе сравнения показателей продукции выпускающего предприятия с показателями конкурентов.
С целью проведения сравнительного анализа нескольких образцов продукции необходимо получить комплексную оценку их качества [3].
Обобщенный показатель качества[4] вычисляется по следующей формуле:
где j – группы потребителей,
n – количество показателей качества, учитывающих при расчете уровня качества продукции,
Mij– коэффициент весомости каждого i-го показателя качества j-й группы потребителей,
Кij– относительный показатель качества продукции, вычисляемый по следующим формулам:
если увеличение показателя Рj приводит к повышению уровня качества продукции,
если уменьшение показателя Рj приводит к повышению уровня качества продукции.
Потребительская полезность (конкурентоспособность продукции) вычисляется по следующей формуле:
Рассмотрим обеспечение конкурентоспособности продукции на примере силикатного кирпича (далее – СК), выпускаемого предприятием 1. Основой обеспечения конкурентоспособности СК является формирование и обеспечение ее конкурентных преимуществ.
В качестве основных конкурентов рассмотрены предприятия, выпускающие СК на территории Пензенской области – предприятие 2 и предприятие 3.
Абсолютные показатели качества силикатного кирпича, используемые для сравнительного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Абсолютные показатели
Показатели качества |
Силикатный кирпич Предприятие 1 |
Силикатный кирпич Предприятие 2 |
Силикатный кирпич Предприятие 3 |
Предел прочности при сжатии, МПа |
20,1 |
20,0 |
19,9 |
Предел прочности при изгибе, МПа |
2,65 |
2,50 |
2,55 |
Морозостойкость, цикл |
37 |
37 |
35 |
Средняя цена, руб |
9 |
9 |
8,50 |
Для расчета комплексного показателя качества силикатного кирпича рассмотрено мнение нескольких групп потребителей со своими коэффициентами весомости, полученными экспертным методом [5,6]. Полученные данные экспертного опроса представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Данные экспертного опроса
Показатели качества |
Население с низким доходом |
Население со средним доходом |
Обеспеченные слои населения |
Крупные застройщики |
Предел прочности при сжатии |
0,05 |
0,25 |
0,48 |
0,33 |
Предел прочности при изгибе |
0,05 |
0,25 |
0,37 |
0,33 |
Морозостойкость |
0,05 |
0,12 |
0,15 |
0,01 |
Средняя цена |
0,85 |
0,38 |
0 |
0,33 |
Для проведения расчетов необходимо учитывать, что увеличение абсолютных показателей предела прочности при сжатии, предела прочности при изгибе и морозостойкости приводит к повышению уровня качества, а такой показатель как средняя цена должен, по возможности, иметь минимальное значение.
Результаты расчета представлены в виде сводной таблицы 3.
Таблица 3 – Результаты расчета
Показатели качества |
Силикатный кирпич Предприятие 1 |
Силикатный кирпич Предприятие 2 |
Силикатный кирпич Предприятие 3 |
Население с низким доходом |
|||
Комплексный показатель качества |
0,95 |
0,95 |
1 |
Потребительская полезность, % |
95 |
95 |
100 |
Население со средним доходом |
|||
Комплексный показатель качества |
0,98 |
0,97 |
0,98 |
Потребительская полезность, % |
100 |
98,9 |
100 |
Обеспеченные слои населения |
|||
Комплексный показатель качества |
1 |
0,98 |
0,98 |
Потребительская полезность, % |
100 |
98 |
98 |
Крупные застройщики |
|||
Комплексный показатель качества |
0,98 |
0,96 |
0,99 |
Потребительская полезность, % |
98,9 |
96,9 |
100 |
Анализ таблицы 3 выявил, что среди рассмотренных групп потребителей, исходя из средних значений потребительской полезности, наиболее конкурентоспособной является силикатный кирпич, производимый на заводе предприятия 3, так как при прочих примерно равных показателях, он имеет наиболее низкую цену среди конкурентов.
Установлено, что для обеспечения конкурентоспособности силикатного кирпича, выпускаемого на предприятии 1 необходимо повысить уровень его качества, а так же, по возможности, снизить значение показателя «средняя цена».
Библиографический список
- Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. М., 2000.
- Тарасов Р.В., Макарова Л.В., Акжигитова О.Ф. К вопросу применения экспертных методов в прогнозировании процессов, оценке уровня качества и принятии управленческих решений // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 4.
- Логанина В.И. Квалиметрия и управление качеством / В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Учебное пособие. Пенза: ПГУАС, 2014. 304 с.
- Макарова Л.В. Квалиметрический подход к оценке конкурентоспособности строительной продукции / Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов, О.Ф. Акжигитова // Научно-технический журнал «Вестник гражданских инженеров». – Санкт-Петербург, раздел: Строительные материалы и изделия. – №3(44). – 2014. – С. 203-208.
- Конкурентоспособность товара [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/
- Логанина В.И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях [Текст]: учебное пособие / В.И. Логанина, О.В. Карпова, Р.В. Тарасов. М., 2008. 148 с.
Количество просмотров публикации: Please wait