Каждый день люди общаются, высказывают свое личное мнение, но не всегда сходятся в своих интересах, что и вызывает в последствие конфликт.
Что же такое конфликт? Конфликт-это ситуация или спор, в котором каждая из двух противоположных во взглядах сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Для изучения разного рода конфликтов существует наука конфликтология, она появилась относительно недавно в ХХ веке. Первый раз упоминалась в книге Льюис Козера «Функции социального конфликта»
Конфликтология – дисциплина, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня. Она представляет собой науку изучающую конфликты как личностные, когда конфликт происходит между двумя людьми, так и групповые, где участников конфликтов может быть несколько, включая конфликт, группа против личности . Многие конфликты основываются на противоречии, разногласие идей, мыслей и соображений. Постепенно противоречивость двух идей переходит в противостояние личностей и групп, распространяющих интересы своих идеалов и ценностей.
Все люди абсолютно разные, неудивительно, что между ними возникают конфликты. Многие сферы жизни, такие как экономическая, социальная, политическая, подталкивают нас на разногласия и споры, причем конфликты можно решать правовыми мерами. Можно сделать вывод, что конфликтология связана с многими другими гуманитарными науками.
Главная задача конфликтологии, свести к минимуму последствия разногласий, изучить все стороны конфликта, понять его истинное происхождение и конечно, предотвращение, предупреждение последующих споров.
Сама по себе наука конфликтология занимается рассмотрением проявления, составом, развитием , также поиском путей решения для разных типов конфликтов.
Для того, чтобы предотвратить конфликты, разработаны несколько методов. Существует четыре общепринятых метода по разрешению конфликтов:
- метод, основанный на анализе личности (выявляется при помощи тестирования);
- метод, изучающий явления в группах, такие как оценка и социально-психологическое проявление (опрос, наблюдение);
- методы исследования и тестирование конфликтов (оценка результатов деятельности, экспертная беседа, опрос и наблюдение);
- методы по урегулированию конфликтных ситуаций.
Цель конфликтологии, помочь людям разобраться со своими конфликтами, помочь их избежать в будущем, в связи с этим нельзя сказать, что эта наука носит исключительно теоретический характер, ведь существует и утилитарно-практическая сторона, помогающая справится с уже имеющимися конфликтами.
В центре всех проблем и задач конфликтологии стоит метод по исследованию модели поведения человека в конфликтной ситуации, поведение всех его участников. Смыл этого, чтобы применять все возможные результаты исследований, на помощь во избежание и предотвращение конфликтов.
Суть интересов современной науки конфликтологии обозначена четко вопросами и их определением и решением. Самые главные из них предостережение и решение конфликтов при минимальных потерях, анализ конфликта и его значение материалов в распространении конфликтной ситуации. Например, если рассматривать конфликты в коллективе, существует большой спектр проблем в этой области.
Для начала выясним характер конфликта. Существуют понятия, такие как вертикальный и горизонтальный конфликт. Первый представляет собой конфликт между людьми разных социальных статусов, например начальник-подчиненный. Ко второму же относят понятие конфликта людей, находящихся в одинаковых условиях, не подчиняясь друг другу.
Проводя ряд исследований, было выявлено ряд основных видов конфликтов и их причины и ошибки.
Путем решения конфликтов является выведение социально-психологической типологии конфликта в коллективе. Данная типология является результатом исследованием, анализом и опросами с различных предприятий.
Первое, взаимосвязи, обусловленные общей трудовой деятельностью.
Второе, взаимосвязи, следующие из принадлежности сотрудников к одному первичному производственному коллективу.
Третье, взаимосвязи, основанные на интересе психологического общения.
Имеется четыре типа конфликтов, которые препятствуют нормальному существованию исходных взаимосвязей.
- Конфликты, основанные на реакции во время выполнения деловой задачи, при возникновении трудностей.
- Конфликты, формирующиеся на распределение рабочих задач разного характера и типа «сложные» и «простые».
- Конфликты, представляющие собой разногласия на основе более лояльного отношения к работе одного из сотрудников.
- Личностные конфликты, обусловленные лишь неприязнью друг к другу из-за сильного расхождения интересов, потребностей и разным уровнем культуры.
Все эти конфликты могут привести к потерям. Наиболее значимые из них:
- Потеря рабочего времени
- Ухудшению черт принятых решений
- Потеря квалифицированных работников
- Саботаж
- Потеря прибыли
В заключении, чтобы предотвратить конфликты управляющий персонал должен следить за отношениями в коллективе и прерывать любые разногласия, еще до такого как они успеют перерасти в конфликт. В качестве профилактики, изучения своих подчиненных рекомендуется проводить тесты на конфликтность, выявлять сугубо личностные неприязни между коллегами и стараться не ставить их в один небольшой коллектив. При выполнении всех правил можно легко добиться успеха, ведь с постоянно конфликтующим коллективом, вряд ли удастся получать желаемую прибыль.
Библиографический список
- Тишков В.А., Степанов В.В. Измерение конфликта. Методика и результаты этноконфессионального мониторинга Сети EAWARN в 2003 году. – М., 2004
- Дмитриев А. В. Конфликтология: учебник по напр. «Конфликтология»; рек. УМО [Текст] / А. В. Дмитриев. – 3-е изд., перераб. – М. : Альфа-М ; М. : Инфра-М, 2013. – 336 с.
- Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Учебное пособие/Под научн. ред. проф. А.В. Карпова М-Ярославль Ремдер, 2003.-183 с.