В данное время в России идет активное развитие рыночной экономики. Посредством проведения реформ, российские специалисты выявили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, а в особенности предприятий малого и среднего бизнеса. Такой вывод оказался экономически выгоден для страны, так как подразумевает под собой появление новых рабочих мест. Помимо этого малым бизнесом легче управлять в условиях нестабильного курса национальной волюты, и он приносит реальный доход в бюджет регионов Российской Федерации. Также развитие малого бизнеса положительно скажется на старые крупномасштабные предприятия. Мы считаем, что развитие малого и среднего бизнеса позволит России сделать переход к полноценным рыночным отношениям и развить свою экономику. Так что же с собой представляет малый бизнес? В Российской Федерации к малому бизнесу принято относить предприятия с ограниченным числом работников. Во многих других странах малым бизнесом считается деятельность, которая осуществляется при определенных условиях, установленных государственными органами. Но основными критериями, по которым в большинстве случаев предприятие относят к малому бизнесу, являются: число персона на предприятие, размер уставного капитала и объем прибыли. Стоить отметить, что критерии, перечисленные выше, пока не устоялись, и потому ведется широкое обсуждение вопросов уточнения критериев. У малого бизнеса немало положительных качеств. Рассмотрим основные из них:
- осуществляет свою деятельность с целью получения прибыли;
- несет в себе инновационный характер;
- гибкость;
- осуществляет реализацию товаров и услуг на рынке;
- обладает экономической свободой;
- обширная сфера деятельности;
Услугами и продукцией малого и среднего бизнеса в частности пользуются жители местного населения и ближайших городов, а также частные фирмы и государственные учреждения. В существующих на данное время условиях рыночных отношений, наиболее перспективной форма хозяйствования для России является малый и средний бизнес. Но следует отметить, что в России малый бизнес не занимает того места, которое он может занимать в западных странах, общее число малых предприятий в которых составляет свыше 80%. Так что же мешает развитию малого и среднего бизнеса в России? Для большинства стран малый и средний бизнес является основой экономики. В таких странах, как США и Япония число занятых в малом бизнесе составляет 50-70% от общего числа экономически активного населения, число инновационных предприятий составляет 40%. В России же, доля малых инновационных компаний составляет 1,5-10%. Последние годы государством РФ было принято множество решений, которые должны были оказать поддержку малому бизнесу, но данные решения были нацелены лишь на конкретные тактические задачи и не оказались способны обеспечить переход к инновационно ориентированной структуре экономики. Достижение Россией показателей развитых стран на данное время является возможным, так как малый и средний бизнес рассматривается отдельно от структурных преобразований. Для увеличения численности занятых в сфере МСБ требуется глобальная перестройка всей экономической парадигмы и главным образом выделить малый бизнес двигателем экономики. Из выше сказанного вытекает, что необходимо создать конкурентную среду и благоприятные условия для предпринимательской деятельности. Также важным является и изменение общественного отношения к предпринимательству. Для этого необходимо в первую очередь снять препятствия для открытия, ведения и развития бизнеса. Также следует провести анализ экономики регионов и выявить их возможности и конкурентоспособность. Эти меры многократно облегчат задачу государства в поддержке малого предпринимательства. Одним из важнейших факторов усовершенствования инновационной системы РФ является поиск высококвалифицированных кадров, чем и занимается большинство развитых стран. Последние, в частности, используют для привлечения высококвалифицированных работников специальные программы, что следовало бы перенять и правительству России. Для развития и усовершенствования малого и среднего бизнеса в стране существует немало способов и методов. Но главным фактором является государственная поддержка. Ведь именно государство способно масштабно повлиять на данную сферу и оказать поддержку в преодолении препятствий, возникающих перед начинающими предпринимателями.
Библиографический список
- Никитин И. Н. Ветеринарное предпринимательство; КолосС – Москва, 2014. – 336 c.
- Малое предпринимательство. Организация, управление, экономика; Вузовский учебник, Инфра-М – Москва, 2013. – 352 c.
- Лапуста М. Г., Поршнев А. Г., Старостин Ю. Л., Скамай Л. Г. Предпринимательство; Инфра-М – , 2013. – 544 c.
- Малое предпринимательство. Организация, управление, экономика; Вузовский учебник, Инфра-М – Москва, 2013. – 352 c.
- Валдайцев С. В., Молчанов Н. Н., Пецольдт К. Малое инновационное предпринимательство; Проспект – Москва, 2013. – 538 c.