Как социальное явление образование представляет собой совокупность моральных, интеллектуальных, исторических, культурных, нравственных и воспитательных механизмов и инструментов, позволяющих человеку реализовать свои способности, умения и навыки в той или иной области. Для любого современного, развивающегося государства важно и необходимо проводить эффективную, целенаправленную и взвешенную политику в области образования. Оно должно соответствовать актуальным и перспективным потребностям развития личностного потенциала каждого человека и в целом быть стратегической целью для любого развивающегося государства. Для общественного развития и повышения благополучия граждан образование должно быть качественным, бесплатным, доступным, повсеместным и соответствовать общегосударственным и международным стандартам.
Основные принципы образовательной политики России получили свое закрепление в Конституции РФ [1] и в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Данные нормативно-правовые акты направлены на повышение доступности и качественности образования в соответствии с современными потребностями общества. В них происходит переосмысление образовательной теории и практики, уточняются цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в области образования.
Однако по-прежнему многие проблемы остаются нерешенными, социальные обязательства со стороны государства выполняются не в полном объеме, сложно обстоит дело с преемственностью дошкольного, школьного и вузовского образования. С каждым днем уменьшается приток квалифицированных преподавательских кадров, стоимость преподавательского часа падает, что делает преподавательскую работу все менее и менее престижной и заставляет педагогический состав совмещать преподавательскую деятельность с работой в коммерческих организациях.
Так на основании ст.43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование и каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии [1]. Вопрос лишь заключается в том, как можно получить бесплатное высшее образование, если в настоящее время большинство российских вузов сокращают бюджетные места, а в некоторых таковые вообще отсутствуют.
Система образования также непосредственно воздействует на формирование и личностное становление человека, на его воспитание, выбор профессии, тем самым влияет и на его социальную мобильность. Сегодня в нашей стране все также существует проблема «утечки мозгов». Это объясняется тем, что «интеллектуальная элита» России зачастую эмигрирует в зарубежные страны. Происходит это ввиду того, что их умственные способности (идеи, изобретения и открытия) не всегда должным образом финансируются нашим государством и остаются лишь проектами, написанными на бумаге. Следовательно, у людей возникает необходимость переезда в другую страну с целью найти более достойную, интересную и высокооплачиваемую работу. Получается, что Россия готовит за счет своих же бюджетных средств высококвалифицированные кадры для других стран, когда сама же в них и нуждается.
Как показывает практика, сегодня зачастую процесс обучения и сама профессиональная деятельность сотрудника не состыковываются. Проблема непрофильного образования имеется даже в сфере государственного и муниципального управления [3, с. 215]. Такое положение объясняется объективно-субъективным фактором. В данном случае объективным фактором будет являться необходимый перечень требований для определенного вида деятельности и должности, которые связаны с образованием, а субъективным – умение работником применять в своей профессиональной деятельности, полученные в процессе обучения знания и умения, способность решать нестандартные проблемы и задачи. Поэтому очевидно можно сказать, что в целом наша система образования на практике не несет никакой ответственности за конечные результаты своей образовательной деятельности и даже в полной мере не гарантирует трудоустройство людям, получившим среднее профессиональное или высшее образование по выбранным ими специальностям.
Государственная социальная политика в Российской Федерации в области образования также должна быть направлена на создание равной и доступной среды для получения образования и последующего трудоустройства людьми с ограниченными возможностями здоровья. В Российской Федерации по состоянию на 2016 год проживает более 12 млн. инвалидов. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья дает им шанс включиться в трудовую деятельность, быть социально значимыми гражданами, обеспечить свое благосостояние, духовный и творческий рост. К настоящему времени лишь 15% из числа всех трудоспособных инвалидов России имеет работу. Но даже эта работа в большинстве своем не является постоянной и достойной усилий людей с ограниченными возможностями здоровья: она, как правило, не престижная и низкооплачиваемая [4, с. 67].
По мнению экспертов, именно эта, внутренне-сложная и многообразная категория людей служит своего рода социальным индикатором истинной доступности образования для населения в целом [5, с. 6]. Данная статистика также показывает, что в настоящее время имеется проблема малого привлечения людей с ограниченными способностями в фактическую сферу образования и трудоустройства. Таким образом, их человеческий потенциал раскрывается не полностью, а значит, они не могут в полной мере реализовывать свои социальные и экономические потребности.
Также наблюдается не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебных пособий и методических рекомендаций, как правило, низкого качества. В то же время практически не издается учебная и научная литература на языках коренных народов РФ. В связи с этим необходимо на государственном уровне проводить серию экспертиз учебников: научную, историко-культурную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную. Каждая экспертная комиссия должна рассматривать учебник со своей точки зрения и по ее итогам давать экспертное заключение. Учебники должны обладать научно-теоритической значимостью, быть понятными, интересными, актуальными и содержать только достоверные факты.
Система образовательных отношений в РФ на сегодняшний день нуждается в модернизации в соответствии с требованиями геополитической конкурентоспособности России на международной арене. Проводимые органами государственной власти реформы в сфере образования должны иметь свое закрепление не только в теории (в нормативно-правовых актах, рекомендациях, методических пособиях), но и действительно реализовывать на практике, при этом, не нарушая их первоначального смысла, а также быть своевременными и соответствовать потребностям общества.
Необходимо разработать на государственном уровне программы, направленные на социальную и профессиональную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями. Выходом также может казаться дистанционное образование, объективно актуальное именно для данной категории обучающихся [6, с. 96]. Тем более, что развитие техники и общества позволяет применять информационно-коммуникационные технологии в самых разных сферах, вплоть до предложений о введении института голосования через Интернет на выборах [7, с. 15; 8, с.120-135]. Однако эффективнее получение образования в «социальной среде», сформировав наиболее гибкий и удобный график учебных занятий, и, конечно же, обеспечить учебные заведения необходимой для этого инфраструктурой.
Кроме того, следует активно внедрять практику менторинга – уникального и эффективного средства, помогающего раскрывать потенциал работников и осуществлять их поддержку. Ментор – это опытный педагог, который делится имеющимися знаниями, своим опытом со своими подопечными (менее опытными сотрудниками и новичками) на протяжении определенного периода времени с целью помочь им развить критическое мышление, более качественно выполнять возложенную на них работу, развивать свои профессиональные навыки, грамотно применять полученные знания и строить карьеру. Менторинг также помогает культурному взаимодействию сотрудников разных национальностей и народностей.
Подводя итог, необходимо сказать, что проводимые в нашей стране реформы образования должны быть направлены на удовлетворение потребностей всех слоев населения в качественном и по возможности бесплатном образовании, что, несомненно, будет способствовать развитию личностного потенциала каждого человека, и позволит решить проблему подготовки высококвалифицированных кадров и их последующего трудоустройства. Сегодня за счет бюджетных средств важно развивать социально-культурную инфраструктуру, заниматься строительством новых учебных корпусов, общежитий, библиотек и т.д. Только тогда наше государство сможет сохранить лидирующие позиции среди стран мира, обладающих высоким уровнем культуры, науки, образования.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 21 июня 2014 г.) // Рос. Газета. 1993. 25 дек.
- Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 № 312-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
- Щукина Т.В. Модернизация системы органов исполнительной власти при проведении административной реформы // Альманах современной науки и образования. 2007. № 4. С. 212-216.
- Худоренко Е.А. Лица с ограниченными возможностями здоровья проблемы образования и инклюзии // Социологические исследования. 2010. № 9. С.65-70.
- Андреев Л.В., Бойков Д.И., Войлокова Е.Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте Программы Юнеско «Образование для всех»: опыт России. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. 80 с.
- Шауро И.Г. Особенности дистанционного образования в России // Актуальные проблемы современной науки: Секция «Право и правоприменение»: сборник материалов международной научно-практической конференции, 8 мая 2015 г. / С. Л. Никонович – науч. ред. Тамбов- Липецк: Издательство Першина Р.В., 2015. С. 94-96.
- Забайкалов А.П. Реализация конституционного права на участие в выборах и референдумах посредством голосования по почте: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2009. 21 с.
- Забайкалов А.П. Процедуры голосования в избирательном процессе: современное состояние и перспективы развития: монография. – Воронеж: НАУКА‐ЮНИПРЕСС, 2016. – 248 с.