В настоящее время социальная ответственность рассматривается и в качестве целенаправленной деятельности бизнес-структур, направленной на создание и поддержание благоприятных социально-психологических условий в обществе, и как свойство личности, которое предоставляет ей способность действовать согласно социальным нормам и правилам, осознавая социальные последствия своих действий [1].
Социальная ответственность выполняет ряд функций, важнейшая из которых – регулятивная, так как именно благодаря ей формируются те ценности, идеи и стереотипы, которыми личность руководствуется в своем поведении. Существенной функцией является ценностно-ориентирующая, благодаря которой формируется система критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают принципы. Следовательно, социальная ответственность – важнейшая категория регулирования общества, так как именно благодаря ей выстраиваются и формируются мировоззрение и идеи, в соответствии с которыми действует личность [2].
В тоже время проблема личной социальной ответственности субъекта бизнеса не достаточно разработана.
Можно отметить различные подходы к пониманию личной социальной ответственности [3]. Например, А.В. Белов выделяет субъектный, личностный (психологический) и практический уровни социальной ответственности [4]. Л.А. Барановской выделены безответственный; утилитарно-прагматический, нормативно-функциональный и созидательно-альтруистический уровни социальной ответственности. В исследованиях Н.В. Анненковой различаются уровни ЛСО: по отношению к «другому», к компании и к обществу [5].
Прокрастинация, рассматриваемая и как черта личности, и как ситуативная характеристика индивида, определяется как добровольное, иррациональное откладывание намеченных действий, не смотря на то, что это будет иметь отрицательный эффект для субъекта[6; 7; 8; 9]. Процесс прокрастинации рассматривается и как механизм, запускающий деструктивные явления в как физиологическом (состояние стресса, тревоги, апатии и др.), так и в психологическом плане (ощущение вины, чувство неуспешности, низкой самоэффективности и др.), и в качестве последствия негармоничного социального самочувствия [10].
Целью исследования стало выявление взаимосвязи уровня проявления прокрастинации и личностной социальной ответственности студентов.
В исследовании приняли участие 96 студентов первого курса. Для диагностики социальной ответственности применялась методика «Методика оценки личной социальной ответственности» Н.В. Анненковой. Для определения степени выраженности прокрастинации – опросник «Шкала студентов С. Лэя».
Корреляционный анализ результатов исследования показал, что показатели прокрастинации студентов имеют значимую взаимосвязь с их личной социальной ответственностью (r=0,464, p≤0,01), личным социальным отношением к обществу (r=0,292, p≤0,05) и личной социальной ответственностью, проявляемой по отношению к «другому» (r=0,398, p≤0,01).
Таким образом, чем выше уровень личной социальной ответственности, тем выше показатель характерологической склонности к прокрастинации у студентов. Возможно, это связано с тем, что студенты в учебном процессе приходится часто сталкиваться с нарушением интеграции объективных (заданных учебными планами) и субъективных (личностных оценок интервалов времени) временных отношений в выполнении учебных заданий, которые на уровне поведения будут проявляться в откладывании до последнего решения актуальных учебных задач [11; 12]. Формируется напряженный тип прокрастинации, связанный с общей перегрузкой человека, когда теряется ощущение времени, удовлетворенность своими достижениями, решительность и уверенность в себе. Высокий уровень личной социальной ответственности порождает страх перед будущим, боязнь не справиться с поставленными перед ним задачами.
Библиографический список
- Анненкова Н.В., Камнева Е.В., Буянова С.М. Личная социальная ответственность представителей российского бизнеса // Человек в экономических и социальных отношениях Материалы Всероссийской научной конференции. НОУ ВПО Институт мировой экономики и информатизации; Ответственные редакторы: А.Б. Купрейченко, Л.Н. Широкова. 2012. С. 30-31.
- Психолого-экономические механизмы социальной ответственности российского бизнеса: Монография / Н.В. Анненкова, И.Н. Белогруд, С.М. Буянова, М.А. Гагарина, Е.В. Камнева, Ж.В. Коробанова, А.Ю. Крылов, А.Н. Лебедев, Ю.Е. Мужичкова, М.В. Полевая. – М.: СВИВТ, 2015.
- Анненкова Н.В., Мужичкова Ю.Е., Камнева Е.В. Психологические компоненты личной социальной ответственности// Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика. Сборник научных статей. Выпуск второй. – М.: «Спутник+», 2014. С. 4-11.
- Белов А.В. Социальная ответственность: содержание и механизм реализации: автореф. дисс. … канд. филосф. наук. – Волгоград, 2011.
- Анненкова Н.В., Камнева Е.В., Буянова С.М. Личностные характеристики индивидуальной социальной ответственности // Акмеология. 2012. № S2 (42). – С. 23.
- Киселева М.А. Особенности прокрастинации личности // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. Cборник научных статей. Саратов, 2015. C. 31-34.
- Анненкова Н.В. Особенности профессиональных предпочтений студентов в контексте проблемы прокрастинации // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. Cборник научных статей. Саратов, 2015. С. 75-79.
- Камнева Е.В. Взаимосвязь личностных особенностей и прокрастинации в студенческом возрасте // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. Cборник научных статей. Саратов, 2015. С. 79-82.
- Полевая М.В. Социальная ответственность и прокрастинация личности // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. Cборник научных статей. Саратов, 2015. С. 40-43.
- Киселева М.А., Карина О.В., Шустова Н.Е. Социальное самочувствие личности в контексте проблемы прокрастинации // Научный вестник МГИИТ. 2015. № 3. С. 30-33.
- Мохова С.Б., Неврюеев А.Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов // Вопросы психологии. 2013. №1. С. 24-35.
- Киселева М.А., Шустова Н.Е., Карина О.В. Проблема влияния прокрастинации на процесс самоопределения личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 20. С. 22-27.