В последние десятилетия во всем мире возрастает внимание к среднему предпринимательству благодаря открытию феномена быстрорастущих фирм в США в 1980-х гг. и получению аналогичных результатов во многих странах мира. Результаты проведенных исследований показали следующую картину. На общем фоне медленного роста большинства крупных и малых компаний, показывающих медленный рост и вносящих скромный вклад в прирост ВВП и увеличение занятости, заметно выделялся сектор предпринимательских фирм среднего бизнеса, отличающихся высокой динамичностью и способных поддерживать значительные темпы роста в течение продолжительного времени. Весомый прирост ВВП и занятости (от 50 до 80%) в развитых экономиках обеспечивается сектором быстрорастущих предпринимательских фирм. Как правило, предпринимательские фирмы среднего бизнеса являются «нишевыми» игроками или имеют узконаправленную специализацию. Поскольку компаниям приходится работать над удовлетворением потребностей конкретных групп клиентов и тонко вникать в многочисленные нюансы при выполнении заказа, особую роль в таких компаниях имеет процесс подготовки специалистов. Предпринимательские фирмы среднего бизнеса целенаправленно осуществляют инвестирование в своих сотрудников, проводят тщательный их подбор, непрерывно организуют повышение квалификации и переобучение работников, стремясь сохранить «костяк» высокоспециализированных кадров даже в периоды неблагоприятной рыночной конъюнктуры и снижения спроса на производимые товары. В связи с этим средний бизнес принято считать одним из важнейших факторов стабильности национальной экономики. Средние предпринимательские фирмы являются проводниками модернизации и инновационных процессов в экономике, поскольку именно научные разработки в таких компаниях позволяют сформировать и поддерживать в дальнейшем неоспоримое конкурентное преимущество. Позицию предпринимательских компаний среднего бизнеса выгодно отличает инновационная направленность их деятельности.[1] Известный специалист по изучению деятельности быстрорастущих предпринимательских фирм в Германии Г. Саймон, сравнивая усилия, предпринимаемые средним бизнесом, с деятельностью крупных компаний в области инноваций, отмечает неоспоримые преимущества среднего предпринимательства. Средние компании больше тратят на R&D — 3,6% выручки против 3%, производимых крупными игроками рынка. Средние фирмы имеют большее количество патентов, приходящихся на одного работающего. Так, в крупных компаниях приходится 6 патентов на одного занятого, тогда как у средних предпринимательских компаний — 31. Средний предпринимательский бизнес выгодно отличает большая экономичность при разработке патентов в сравнении с крупными игроками. У крупнейших ТНК затраты на один патент составляют 2,5 млн долл. США, в среднем бизнесе — 0,5 млн долл. США. Для российских предпринимательских фирм среднего бизнеса также характерным является высокий уровень затрат на R&D, поскольку именно инновации выступают неотъемлемым механизмом функционирования этих фирм, позволяющим не только выжить в условиях жесткой конкурентной борьбы, но и обеспечить успешное развитие бизнеса в дальнейшем. В результате создания инновационных продуктов возникает ситуация инновационной монополии по причине уникальности товара и отсутствия аналогов у конкурентов, что позволяет иметь значительные доходы. Стремление к получению высоких доходов в дальнейшем, когда новацией утрачивается свойство оригинальности и она активно используется конкурентами, вынуждает предпринимательские фирмы среднего бизнеса постоянно работать над усовершенствованием новинок и заниматься поиском последующих инноваций. Предпринимательскими фирмами среднего бизнеса применяются технологические, и нетехнологические инновации. Отечественные предприятия среднего бизнеса демонстрируют высокий уровень затрат на R&D, варьирующий от 1,5% (в секторе производства потребительских товаров) до 10—15% (в сфере машиностроения и индустрии информационных технологий). Высокая инновационная активность предпринимательских фирм среднего бизнеса подтверждается данными Национального рейтинга быстроразвивающихся высокотехнологичных компаний России «ТехУспех-2014». Наряду с определением лидеров среди успешных компаний среднего бизнеса организаторы рейтинга.
Согласно классификации, предложенной ОЭСР, технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового (усовершенствованного) продукта (услуги), а также внедренного на рынке нового процесса производства (передачи) услуг, используемого в практической деятельности. В состав нетехнологических инноваций входят организационные, маркетинговые и экологические инновации. В Российской венчурной компании (РВК) и Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) проводили детальное интервьюирование руководителей фирм-участников, результатом которого стало составление медианного «портрета» компании-участника рейтинга: годовая выручка от реализации — 1 млрд руб.; количество сотрудников — 322 человека; среднегодовые темпы роста выручки за последние три года — 25%; доля расходов на технологические инновации в выручке — 22%4. Результаты интервьюирования показали, что особое внимание в деятельности средних предпринимательских фирм уделяется развитию научно-технических идей, проведению исследований, разработке инновационных продуктов. В качестве основополагающего фактора успеха руководители этих компаний назвали наличие компетенций по разработке новых технологических решений и наличие высокопрофессиональной команды разработчиков, и инженеров-конструкторов. Одно из первых мест в рейтинге ” ТехУспех-2014 ” компания ” Интерскол “( 1991) захватила благодаря неизменному применению инноваций. Сегодня любой пятый аппарат, рождаемый в нашей стране, выпускается под маркой ” Интерскол “. Использование передовых технологий ” Интерскол ” позволяет фирмам удачно соперничать с глобальными игроками рынка, таковыми как bosch, hitachi, black&decker. Работая над исполнением установленной дерзкой цели — зайти в пятерку глобальных игроков на мировом базаре — ” Интерскол ” тщательно работает над творением нужных для потребителей инновационных товаров. Фирма является инициатором формирования инновационно – производственного кластера в нашей стране, надобность которого связана с чертами функционирования машиностроительного комплекса, служба в котором подразумевает эффективную кооперацию меж производителями отдельных узлов. Непосредственная зависимость от удачной работы смежников приводит к необходимости сотворения инновационно-производственного кластера, в состав которого вступают учебные заведения, производители узлов, опытно-конструкторские бюро. Ряд экспертов считает, что фирма ” Интерскол ” полностью может претендовать на выполнение роли центра российского станкостроения в нашей стране в недалеком будущем. Результатом организационных инноваций стало творение компанией ” Интерскол ” альянса с крупнейшим китайским производителем электроинструмента компанией Crown power-tool manufacturing. Использование китайской производственной базы в совокупности с технологическим управлением фирмы ” Интерскол ” позволяет выпускать большие партии прибора с низкой себестоимостью. Благодаря покупке в 2009 г. итальянской компании Felisatti — мирового лидера в области приборов для отделки бревна, демонтажу оснащения, компания ” Интерскол ” получила цельный комплекс инновационных элементов: сверхсовременное производственное оснащение, конструкторскую документацию на новейшие модели машин, патенты, договоры и, наиболее принципиальное, непосредственный доступ к европейскому рынку. Покупка испанской компании Casals позволила российскому производителю овладеть новейшим сектором — высокотехнологическое оснащение. Благодаря проделанной работе фирма ” Интерскол ” стала единым русским производителем электроинструмента, получившим международное признание. Основной производственной площадкой для освоения новейших современных решений компании ” Интерскол ” является построенный и начавший работу в октябре 2014 г. самый нынешний в России завод по производству профприбора ( ОЭЗ ” Алабуга “, Республика Татарстан). После вступления третьей очереди завода в Алабуге фирма ” Интерскол ” будет крупнейшим поставщиком электроинструмента в Европе. Анализ удачной деятельности предпринимательских компаний среднего бизнеса позволяет утверждать, что в современной отечественной экономике проистекает создание сектора передовых компаний среднего бизнеса, способных производить долговременный рост благодаря использованию инновационных технологических решений.[4] Полагаем, что конкретно эти фирмы имеют все шансы стать типичными «драйверами» роста российской экономики и в недалеком будущем превратиться в важных государственных игроков, удачно работающих на отечественном и зарубежном рынках. Избранная предпринимательскими фирмами среднего бизнеса стратегия позволяет выйти от лобового столкновения с большими компаниями, специализирующимися на массовом производстве обычного продукта. Однако нужно учесть и появляющиеся опасности, связанные с ограниченностью ниши, в которой работает деятель. Снизить опасности, связанные с ограниченностью спроса на государственном рынке, позволяет глобализация, подразумевающая вывод компаний на зарубежные рынки. Известно, что вывод на зарубежные рынки подразумевает потребление значимых денежных ресурсов, связанных с сертификацией изготовления и продаж. Почти для всех российских производителей барьеры, появляющиеся при выходе на зарубежные рынки, преобразуются в значительные препятствия, посодействовать в том, чтобы справиться с ними, на наш взгляд, может правительство. Имеющиеся наработки государственной поддержки компаний среднего бизнеса в ряде зарубежных государств показывают значимость проводимой политики и направление ее на процесс выявления государственных лидеров. В большинстве государств решетка программы по помощи предпринимательским компаниям среднего бизнеса являются составной частью экономической политики и ориентирована на повышение характеристик эффективности данных компаний с тем, чтобы адаптировать условия их работы, облегчить функцию выхода на интернациональный базар, аннулировать барьеры, препятствующие росту. Полагаем, что принятие в нашей стране государственной программы по помощи государственным лидерам в лице сектора удачно функционирующих предпринимательских компаний среднего бизнеса сумеет развить специфичную площадку для «выращивания» передовых производителей. В деятельности сектора предпринимательских компаний среднего бизнеса заложен потенциал роста, открыться которому поможет муниципальная программа по помощи этим компаниям.
Библиографический список
- Алексеева Ю.В. Малый и средний бизнес. 2014 с [124-128].
- Савельева В.В. Малые предприятия России. 2015 с [25-28]
- Перспективы развития малого и среднего предпринимательства. Гаврилов А.А. 2014 г.
- Исследование быстрорастущих высокотехнологичных компаний России. — М.: РВК, октябрь 2014. URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analitics (дата обращения: 12.02.2016).
- КиберЛенинка /Электронный режим: http://cyberleninka.ru/
- Андреев В.М. Малое предпринимательство в РФ. 2015 г. с[20]