Факультативы, кружки, олимпиады и прочие виды внеклассной работы проводятся в большинстве школ. Многолетняя история педагогических исследований целей, содержания, форм, средств и методов организации внеклассной работы не делает менее актуальными современные работы об организации внеклассной работы по информатике [1-6].
Предметные «Недели» позволяют совмещать несколько видов внеклассной работы. Однако проведение «Недели информатики» оказывается довольно трудоемким, так как вся работа, чаще всего, ложится на плечи одного-двух педагогов. Расскажем о нашем опыте проведения «Недели информатики».
Так как информационные технологии широко применяются в современной жизни, в «Неделе» были задействованы учащиеся 1-11 классов.
За несколько дней до начала было вывешено красочное объявление о мероприятиях, проводимых в рамках «Недели», и времени их проведения.
План «Недели информатики»:
Понедельник:
- Открытие недели информатики 1-11 кл.
- Фотоконкурс «С компьютером по жизни» 8-11 кл.
- Конкурс ребусов 5-6 кл.
Вторник:
- Конкурс компьютерного рисунка 5-6 кл.
- Конкурс презентаций «Компьютер в профессии» 10-11 кл.
Среда:
- Конкурс стенгазет «Юный информатик» 1-11 кл.
- Марафон «Правильно и быстро» 6-9 кл.
Четверг:
- Конкурс поделок из CD-дисков 1-4 кл.
- Конкурс проектов «Компьютер будущего» 1-11 кл.
Пятница:
- Заключительное мероприятие. Интеллектуальный конкурс по информатике между учениками и учителями «Знатоки информатики».
- Объявление победителей, награждение призеров.
К началу «Недели» в школе был оформлен информационный стенд, собраны неиспользуемые CD-диски с учащихся школы для конкурса проектов.
«Неделя информатики» началась с проведения фотоконкурса «С компьютером по жизни», в котором учащимся предлагалось сделать интересные фотографии с компьютером или с одной из его составляющих. Каждый учащийся мог предоставить до 5 фотографий, для которых должно было быть описание того, что учащийся хотел донести до окружающих, сделав этот снимок.
На следующий день были вывешены результаты проведенного конкурса, который оценивался по следующим критериям:
Оригинальность фотографий до 5 баллов
Оригинальность описания до 5 баллов.
Большой интерес и активность вызвал у учащихся конкурс ребусов. Учащиеся были предупреждены о том, что ребусы будут оцениваться по количеству, сложности, правильности составления, скорости отгадывания ребусов противника и правильности ответа.
Ребятам заранее предлагалось изучить правила составления ребусов и за 20 минут они должны были сами составить как можно больше ребусов, связанных с информатикой.
Очень оригинальные и красочные изображения дети придумали в конкурсе компьютерного рисунка. Для этого конкурса им предлагался файл с заготовкой, используя которую надо было создать компьютерный рисунок. Ученику необходимо было придумать название и составить краткое описание того, что он попытался изобразить.
В конкурсе презентаций «Компьютер в профессии» принимали участие учащиеся 10-11 классов. Желающие поучаствовать в конкурсе заранее подготовили презентации о применении компьютера представителями различных профессий. Оценивалась глубина раскрытия темы и художественное оформление презентации.
В марафоне «Правильно и быстро» учащиеся соревновались в скорости набора текста, который был выдан им в печатном виде. Около каждого печатающего находился ученик старших классов, фиксирующий время.
Конкурс поделок из CD-дисков был предназначен для учащихся начальной школы. Для этого конкурса заранее были собраны CD-диски у учащихся школы. Участники приносили с собой ножницы, клей, цветную бумагу и другие материалы для украшения. В ходе конкурса за ограниченное количество времени (1 час) были созданы необыкновенные поделки.
Такие конкурсы развивают у учащихся мелкую моторику рук и фантазию. Также конкурс был нацелен на использование вторичного сырья, чем очень полезен для экологии.
В конкурсе проектов «Компьютер будущего» принимали учащиеся всех классов школы. Им было необходимо подготовить проект компьютера будущего. Для того, чтобы придумать модель компьютера, которого пока не существует в реальном мире, дети проявляли смекалку и фантазию. Проекты представляли собой поделки из различных материалов, сочинения на тему «Компьютер будущего», рисунки компьютеров и т.д.
В заключение «Недели» был проведен интеллектуальный конкурс по информатике между учениками и учителями, а также прошло награждение победителей и призеров различных конкурсов.
В понедельник следующей недели итоги проведенных мероприятий также были вывешены на стенде, причем были названы не только победители, но и самые активные и пассивные классы. Кроме того, был вывешен чистый лист ватмана с заголовком «Ваше мнение о неделе информатики», на котором каждый желающий мог написать свои замечания, отклики и пожелания на будущее.
Таким образом, проведение «Недели информатики» позволяет повысить интерес к предмету, расширить и углубить знания и представления учащихся о практическом значении информатики и ее ведущей роли в современной науке, развивать навыки самостоятельной и творческой работы, организовывать досуг учащихся.
Библиографический список
- Казеева Г.Г. Из опыта проведения недели информатики в БГПУ // Краеведение Приамурья. 2015. № 2 (30). С. 26-28.
- Козлов С.В. Анализ результатов участия учащихся в дне науки по информатике в контексте организации профильного обучения // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4. URL:http://human.snauka.ru/2014/04/6373.
- Лавский С.А., Баженов Р.И. Дидактическая игра по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» // Современная педагогика. 2014. № 11 (24). С. 64-70.
- Субботников Д.Ю., Черепанова А.Е., Шанаева Н.Г., Штепа Ю.П.
Об одной из форм организации внеклассной работы по информатике // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7-5 (51). С. 36-39. - Таженова У.С. Предметная неделя математики и информатики как форма активизации познавательной деятельности учащихся в школе // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 6. С. 56-60.
- Шевченко Н.В., Штепа Ю.П. Методические аспекты организации пропедевтической работы по информатике в рамках кружка по робототехнике // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 64-68.