Гостиничная цепь — это объединение гостиниц под одной торговой маркой, в соответствии с едиными стандартами и наборами, оказываемых услуг. Все члены гостиничной цепи платят взносы в общий фонд, который в дальнейшем расходуют на общую рекламу, маркетинг и продвижение продукта.
В мировой индустрии туризма насчитывается несколько крупных международных гостиничных корпораций, которые задают высокие стандарты качества в сфере гостеприимства. Одной из старейших гостиничных цепей является «Sheraton Hotels & Resorts», основанная в 1937 году в Соединенных Штатах Америки. В настоящее время насчитывает 532 отеля в 85 странах мира остается одним из лидеров в своей области.
Гостиничная цепь «Sheraton Hotels & Resorts» в настоящий момент является уполномоченным представителем международной корпорации «Starwoord Hotels & Resorts Worldwide, Inc.», которая владеет 11 гостиничными брендами.
Отельную базу Sheraton можно разделить по ценовым сегментам:
- более 500 отелей 5*;
- 30 отелей luxury сегмента;
- и отдельная цепь, состоящая из 210 отелей 4* для деловых людей и туристов среднего ценового сегмента.
Уникальность бренда Sheraton — запатентованная кровать Sweet Sleeper Sheraton c уникальным дизайном, предназначенная для устранения напряжения и улучшения кровообращения [1].
В путеводителе Forbes Travel Guide 2016 г. отель Sheraton Wild Horse Pass Resort & Spa (Пуэрто-Рико) был признан лучшим отелем и рекомендован для посещения. А также лучшими признаны Kai ресторан и Aji спа данного отеля [2].
Гостиничная цепь «Sheraton» охватывает все регионы мира. Согласно Всемирной туристской организации (ВТО) выделяют 6 регионов [3]. Рассмотрим, где присутствие отелей и курортов «Sheraton» значительно, а где нет в таблице 1.
Таблица 1 — Регионы присутствия гостиничной цепи «Sheraton»*
Регион |
Число отелей и курортов |
Число отелей в % к общему итогу |
Номерной фонд |
Номерной фонд в % к общему итогу |
Северная Америка |
210 |
46,9 |
81153 |
50,9 |
Африка |
14 |
3,1 |
5058 |
3,2 |
Азиатско-тихоокеанский регион |
114 |
25,4 |
44123 |
27,6 |
Центральная и Южная Америка |
29 |
6,5 |
7143 |
4,5 |
Европа |
66 |
14,7 |
17450 |
10,9 |
Ближний Восток |
15 |
3,4 |
4635 |
2,9 |
ИТОГО |
448 |
100 |
159562 |
100 |
*Данные таблицы основаны на информации 2016 года [1]
По данным таблицы 1 видно, что основной регион присутствия «Sheraton» – это Северная Америка, что составляет около 47% от общего числа курортов и отелей цепи. Рассмотрим более подробно регион распространения отелей в Северной Америки по странам в таблице 2.
Таблица 2 — Отели и курорты цепи «Sheraton» в Северной Америке*
Регион |
Число отелей и курортов |
Число отелей в % к общему итогу |
Номерной фонд |
Номерной фонд в % к общему итогу |
Доминиканская республика |
1 |
0,5 |
245 |
0,3 |
Мексика |
6 |
2,8 |
2122 |
2,6 |
Канада |
18 |
8,6 |
7964 |
9,8 |
Соединенные Штаты Америки |
185 |
88,1 |
70822 |
87,3 |
ИТОГО |
210 |
100 |
81153 |
100 |
*Данные таблицы основаны на информации 2016 года [1]
В соответствии с таблицей 2 видно, что основная доля отелей и курортов «Sheraton» в Северной Америке находится на территории США — 88% от общего числа отелей и курортов, представленных в данном регионе.
Данный факт объясняется тем, что сеть изначально была основана американцами. И именно в США были созданы первые отели цепи «Sheraton».
На втором месте Азиатско-тихоокеанский регион, 25% от общего числа курортов и отелей. Рассмотрим данный регион по странам в таблице 3.
Таблица 3 — Регион присутствия АТР отелей и курортов цепи «Sheraton»*
Регион |
Число отелей и курортов |
Число отелей в % к общему итогу |
Номерной фонд |
Номерной фонд в % к общему итогу |
Австралия |
4 |
3,5 |
1320 |
3,0 |
Вьетнам |
3 |
2,6 |
1064 |
2,4 |
Гонконг |
1 |
0,9 |
782 |
1,8 |
Индия |
3 |
2,6 |
722 |
1,6 |
Индонезия |
8 |
7,0 |
1735 |
3,9 |
Китай |
69 |
60,5 |
25894 |
58,7 |
Макао |
1 |
0,9 |
4001 |
9,1 |
Малайзия |
1 |
0,9 |
385 |
0,9 |
Мальдивы |
1 |
0,9 |
176 |
0,4 |
Новая Каледония |
1 |
0,9 |
180 |
0,4 |
Самоа |
1 |
0,9 |
133 |
0,3 |
Сингапур |
1 |
0,9 |
420 |
1,0 |
Тайланд |
4 |
3,5 |
1160 |
2,6 |
Тайвань |
2 |
1,8 |
1458 |
3,3 |
Фиджи |
3 |
2,6 |
480 |
1,1 |
Южная Корея |
3 |
2,6 |
1173 |
2,7 |
Япония |
8 |
7,0 |
3040 |
6,8 |
ИТОГО |
114 |
100 |
44123 |
100 |
*Данные таблицы основаны на информации 2016 года [1]
Данные таблицы 3 свидетельствуют, что география азиатско-тихоокеанского региона цепи «Sheraton» очень разнообразна. Цепь представлена во многих странах данного региона. Если рассматривать номерной фонд, то основная доля приходится на Китай — 58,7% от общего итога. На втором месте Макао 9,1% или 4001 номерной фонд представлен всего 1 отелем. Остальные отели и курорты не имеют значительного веса в общем итоге цепи в АТР.
Таким образом, географию гостиничной цепи «Sheraton» можно наглядно продемонстрировать на рисунке 1.
Рисунок 1. Регионы присутствия отелей и курортов «Sheraton» в 2016 году
Уже шестой год, начиная с посткризисного 2010 года количество путешествующих туристов каждый год растет. По данным отчета Всемирной туристской организации (ВТО) за 2015 год количество международных туристских прибытий выросло в 2015 году на 4,4% или на 50 млн. человек, чем в 2014 году и достигло 1,184 млн. чел [4].
Международные туристские прибытия в 2015 году по регионам представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Международные туристские прибытия в 2015 году [4]
Европа является наиболее популярным направлением для путешествий. В 2015 году этот регион посетило на 29 млн. туристов больше, чем в 2014 году. В основном увеличение произошло за счет стран Северной Европы и Южного Средиземноморья. Исторический, культурный, этнический аспект, великолепные пляжи, изучение языков — все это способствуют стабильности развития данного региона для туризма в перспективе.
Второй по популярности регион — это страны Азии и Тихоокеанского региона. Здесь зафиксировано ежегодное укрепление роста международных туристских прибытий [4].
Всемирный экономический форум (ВЭФ) каждые два года составляет рейтинг стран, привлекательных для туризма и путешествий на основе Индекса конкурентоспособности. Индекс рассчитывается по следующим показателям: благоприятная бизнес среда; охрана и безопасность; здоровье и гигиена; человеческие ресурсы; приоритетность туризма и путешествий; международная открытость; ценовая конкурентоспособность; транспортная инфраструктура; туристическая инфраструктура обслуживания; природные и культурные ресурсы и достопримечательности. Всего в рейтинге принимает участие 141 страна мира [5].
Интересно наблюдать по предоставленным данным ВЭФ как изменяется привлекательность стран АТР в сторону усиления данного фактора, повышается их конкурентоспособность. Рассмотрим данные в таблице 4.
Таблица 4 — Привлекательность стран АТР по данным ВЭФ [6,7,8]
Страна |
Место (ранг) в общем рейтинге стран мира 2009 год |
Место (ранг) в общем рейтинге стран мира 2011 год |
Место (ранг) в общем рейтинге стран мира 2013 год |
Место (ранг) в общем рейтинге стран мира 2015 год |
Австралия |
9 |
13 |
11 |
7 |
Япония |
25 |
22 |
14 |
9 |
Сингапур |
10 |
10 |
10 |
11 |
Гонконг |
12 |
12 |
15 |
13 |
Китай |
47 |
39 |
45 |
17 |
*Всего в рейтинге принимает участие 141 страна мира
Китай за прошедшие 6 лет усилил свою привлекательность с 47-го места в рейтинге стран до 17-го места. Япония также уверенно поднимается в рейтинге: с 25-го места в 2009 году до 9-го места в 2015 году. С уверенностью можно сказать, что рост привлекательности Китая и других стран АТР для туризма и путешествий, в ближайшие годы будет продолжать стремительно расти.
По данным ВЭФ значительный рост туристских прибытий в странах АТР происходит благодаря ценовой политике и привлекательности этих стран для среднего класса. Развитие регионального сотрудничества в области визовой политики может способствовать дальнейшему росту туризма в этих странах. Хотя, по-мнению ВЭФ, данному региону требуются инвестиции в защиту богатых, но истощенных природных ресурсов [8].
Важным является также фактор поступлений от туризма в денежном эквиваленте.
Таблица 5 — Динамика поступлений от международного туризма [4]
Регионы мира |
Поступления от туризма |
Рост поступлений в %, 2015 г./2011 г. |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
Европа, млрд. евро |
280 |
334 |
343 |
354 |
399 |
142,5 |
АТР, млрд. ($,US) |
250 |
294 |
323 |
353 |
372 |
148,8 |
Америка, млрд. ($,US) |
215 |
234 |
249 |
264 |
274 |
127,4 |
Африка, млрд. ($,US) |
31 |
33 |
35 |
35 |
36 |
116,1 |
Ближний Восток, млрд. ($,US) |
39 |
33 |
36 |
46 |
51 |
130,8 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что наибольший рост поступлений от международного туризма приходится на страны Азии и Тихоокеанского региона — 148,8%.
Sheraton не оставила без внимания данные факты и спешит захватить рыночную долю гостиниц в регионе АТР. Обратим внимание на данные таблицы 6, где можно увидеть число отелей и курортов цепочки Sheraton, готовящихся к открытию в ближайшие годы.
Таблица 6 — Регионы новых и готовящихся к открытию отелей и курортов цепи «Sheraton» в 2016-2021 гг. [1]
Регион |
Число отелей и курортов |
% к общему итогу |
Северная Америка |
7 |
8,3 |
Африка |
7 |
8,3 |
АТР |
62 |
73,8 |
Центральная и Южная Америка |
3 |
3,6 |
Европа |
3 |
3,6 |
Ближний Восток |
2 |
2,4 |
ИТОГО |
84 |
100 |
Таким образом, 73,8% всех открывающихся отелей и курортов гостиничной цепи Sheraton расположены в странах Азии и Тихоокеанского региона. Это говорит о стратегии гостиничной цепи расширить сферу влияния в данном регионе. Что в будущем значительно увеличит прибыль корпорации.
Гостиничная цепь «Sheraton» в России слабо развита и представлена всего 3-мя отелями:
- Sheraton Moscow Sheremetyevo Airport Hotel;
- Sheraton Palace Hotel – этот отель имеет свою историю. Компания «Marco Polo Hotel & Resorts» в период с 1991 по 1993 гг. открыла 4 отеля в России в том числе: «Палас Отель» в г. Москва. И на тот момент стала самой крупной гостиничной цепочкой в России. Однако удержаться компания на рынке не смогла и постепенно ее предприятия перешли в другие системы. Так, гостиница «Палас Отель» в Москве вошла в систему «Sheraton»;
- Sheraton Ufa Hotel.
Планируется открытие к Чемпионату мира по футболу 2018 года отелей:
- Sheraton Perm Hotel;
- Sheraton Rostov-On-Don Hotel [1].
Гостиничная цепь Sheraton представлена высококлассными и даже luxury отелями и курортами, что не совсем свойственно для внутреннего российского рынка. В нашей стране, а особенно в регионах необходим продукт направленный на средний сегмент рынка. Таким заменителем может стать сеть 4* Four Points by Sheraton, которая бы идеально удовлетворила спрос россиян, а также повысила качество туристического продукта на рынке. Необходимо развитие отелей бренда Four Points by Sheraton в регионах.
Несмотря на темп роста туристских прибытий в нашу страну, экономика РФ не может эффективно использовать данную благоприятную тенденцию и зарабатывает на туризме в несколько раз меньше, чем другие страны при аналогичных темпах роста. Международные событийные мероприятия, привлекающие иностранцев в нашу страну, также не в полной мере выполняют задачу по максимизации экономического эффекта от их проведения. Кроме того, возможность угрозы безопасности туристов в результате действия политических, техногенных и природных факторов внешней среды, а также растущая конкуренция в сфере международного туризма делает туристскую отрасль низкоприбыльной, а внутренний туристский продукт в нашей стране неконкурентоспособным по цене [9].
Подведем итог. География отелей и курортов гостиничной цепи «Sheraton» представлена во всех регионах мира, в настоящее время в более 80-ти странах. Данный бренд основан в США, а значит большую долю отелей и курортов составляет Северная Америка, а именно, Соединенные Штаты Америки. В планах гостиничной цепи «Sheraton» захват и освоение еще более 10 стран мира и открытие там в период с 2016 по 2021 годы 84-х отелей и курортов. В нашей стране цепь мало присутствует. Если провести аналогию с конкурентом Шератона — Хилтоном, то можно заметить большую разницу в развитие этих цепей в России. Хилтон представляет более 20 отелей своих брендов в регионах и столице Российской Федерации. Таким образом, дальнейшее успешное развитие и продвижение гостиничной цепи «Sheraton» в регионы мира, соответствует динамике международных туристских прибытий, привлекательности и популярности стран и курортов у путешественников.
Библиографический список
- Гостиничная цепь «Sheraton». URL: http://www.starwoodhotels.com.
- Путеводитель Forbes Travel Guide 2016. URL: http://www.forbestravelguide.com.
- Всемирная туристская организация (UNWTO). URL: http://www2.unwto.org/en.
- Годовой отчет Всемирной туристской организации (UNWTO) за 2015 год. URL: http://www2.unwto.org/publication/unwto-annual-report-2015.
- Всемирный экономический форум. URL: http://www.weforum.org.
- Отчет Всемирного экономического форума за 2011 год: рейтинг привлекательности (конкурентоспособности) стран для туризма и путешествий. URL:http://www3.weforum.org/docs/WEF_TravelTourismCompetitiveness_Report_2011.pdf
- Отчет Всемирного экономического форума за 2013 год: рейтинг привлекательности (конкурентоспособности) стран для туризма и путешествий. URL: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2013/
- Отчет Всемирного экономического форума за 2015 год: рейтинг привлекательности (конкурентоспособности) стран для туризма и путешествий. URL: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2015/
- Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года».