Семья – это главная ячейка в обществе. Самой главной и значительной она является и для детей, воспитывающихся в какой-либо семье. В семье у ребенка закладываются основные виды деятельности (игровая, трудовая, общественно полезная, учебная, творческая и т.д.), формируется личность ребенка, формируются нравственные установки и суждения, ребенок учится смотреть на мир глазами его семьи, накапливается опыт и представление о семье для дальнейшего её создания [1].
Каждая семья выполняет ряд определенных функций и одной из них является воспитательная. Ни школа, ни детский сад не заменят того воспитания, которое получает ребенок в семье. С самого рождения ребенок получает много заботы, внимания, ласки, поддержки со стороны родителей и ближайших родственников. Именно родители закладывают фундамент формирования личности ребенка. То, как родители будут воспитывать свое чадо, какой метод они изберут, будет зависеть от: их целей и задач в воспитании; жизненного опыта; количества детей в семье; личностных качеств родителей; от их культуры и опыта в психолого-педагогической деятельности.
Семейное воспитание является довольно сложной системой, на которую влияет ряд факторов: генетика, природное здоровье детей, размеры семьи, отношение к ребенку в семье, материально-экономическое положение и место проживания.
Воспитание в сельских семьях проходит иначе, нежели в городских. В виду того, что заработок в сельских семьях гораздо меньше, страдает материально-экономическое положение семьи. Детям в таких семьях во многом отказывают, на образование выделяют минимум средств, не давая возможность многим детям полностью раскрыться. В сельской местности отсутствует многообразие досуговой и трудовой деятельности, а так же практически отсутствуют учреждения культуры, что пагубно влияет на социализацию и развитие подрастающего поколения. Для сельской местности так же характерна маленькая плотность населения и тесные связи между жителями, каждый поступок ребенка как «на ладони», что негативно сказывается на самооценке личности [2].
Наше исследование проведено на учениках старшего подросткового возраста из сельских семей, поэтому анализ результатов будет выведен с учетом особенностей воспитания в сельских семьях.
Старший подростковый возраст характеризуется определенными трудностями, это и проблемы во взаимоотношениях в семье и со сверстниками, и перестройка личных взглядов на мир, и попытка приобщиться и влиться в новое общество, и, конечно же, множество изменений в личности самого подростка [3].
Момент воспитания ребенка подросткового возраста один из наиболее сложных. Родителям сложно понять своего ребенка, принять его «нового» и поддержать процесс социализации ребенком в новом для него мире.
Ввиду новообразований этого возраста родителям порой трудно подобрать правильный метод воспитания своего ребенка, многие совершают множество ошибок, родители не хотят подстраиваться под изменения в личности ребенка, тем самым образуя конфликтные ситуации. Не стоит отрицать того, что родители знают достаточно методов воспитания, но сложным для них является правильное практическое применение этих методов.
В своем исследовании с помощью опросника Л.И. Вассермана и Е.Е.Ромицыной «Подростки о родителях» мы решили выяснить, какими методами воспитывают родители своих детей, старшего подросткового возраста, какие установки применяют и каково отношение родителей к детям по наиболее общим показателям: доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность родителя [4].
Экспериментальной базой нашего исследования послужила МБОУ Виткуловская СОШ Сосновского района Нижегородской области. Нами были выбраны ученики 9-х и 10-х классов в составе 15 человек, где 9 мальчиков и 6 девочек.
Исследуемые ученики 9,10 классов из полных семей, но не все из благополучных. В основном ребята из маленьких деревень. Многие родители с низким культурным уровнем. У многих исследуемых детей один из родителей имеет пристрастие к алкоголю.
Из опросника Л.И. Вассерман, Е.Е. Ромицына «Подростки о родителях» в экспериментальной группе подростков мы получили следующие результаты.
Для удобства название шкал было сокращено: POZ – позитивный интерес, DIR – директивное отношение, AUT – автономность, HOS – враждебное отношение, NED – непоследовательность в воспитании.
Рисунок 1. Результаты исследования отношения матери и отца к мальчикам-подросткам.
Рисунок 2. Результаты исследования отношения матери и отца к девочкам-подросткам.
По мнению исследуемых девочек-подростков матери не проявляют к ним положительного отношения. Как правило, такие матери не учитывают желания детей, не всегда помогают им, и предоставляют им большую волю. Лишь у одной исследуемой был выявлен позитивный интерес отца к дочери, что составило 17%. Такие низкие показатели говорят о том, что отцы не стремятся участвовать в воспитании дочерей, потому что считают это прямой женской обязанностью (взваливая такой груз ответственности на жену) или же не находят время на воспитание детей из-за алкогольной зависимости.
В отношении мальчиков-подростков, только у одного был замечен позитивный интерес со стороны матери, что составило 11%. Строгость в воспитании со стороны матери является последствием попытки заменить отца, вырастить «правильного, покладистого, без пагубных привычек» сына. Со стороны отцов, в отношении мальчиков, так же был выявлен позитивный интерес только у одного. Такие результаты говорят, о попытке отца установить авторитет над сыном, путем применения грубой силы.
По шкале директивности были выявлены следующие результаты: половина девочек-подростков считают, что матери не предоставляют им право выбора и слишком строги в наказании, как и в воспитании в целом. По этой же шкале в отношении отцов был выявлен самый высокий показатель (32%), что говорит о представлении ребенком отца в роли главы семьи, избирающего и наставляющего на жизненный путь.
Мальчики-подростки (33%) так же считают, что мать проявляет директивное поведение к ним, диктуя правила и полностью контролируя поведение сына. Несмотря на попытки отца установить авторитет, большинство (89%) мальчиков считают, что отец не является для них авторитетом, глава семьи – мать.
По шкале враждебного отношения матерей к сыновьям и дочерям были выявлены низкие показатели, что говорит о теплых и доброжелательных отношениях в семьях большинства исследуемых. И лишь у двух мальчиков был выявлен высокий показатель. Отцы с враждебным отношением в воспитании опираются на общественное мнение и пытаются «впихнуть» в своего ребенка все возможные знания и развить различные способности, что непосильно для этого возраста.
Многие мальчики считают, что родители не воспринимают их как личностей, не хотят интересоваться их увлечениями и прикладывать усилий к воспитанию, тем не менее, проявляя власть в отношении своих детей. Такие результаты были выявлены по шкале автономности родителей (матери – 33%, отца – 22%). В отношении же девочек были выявлены только низкие показатели, что говорит об умеренной требовательности, заботе и опеке со стороны родителей.
Результаты исследования показали, что некоторые подростки считают своих родителей непоследовательными в воспитании, прибегая то к одному методу воспитания, то к другому совершенно противоположному, а так же непредсказуемости действий и реакции некоторых родителей на ту или иную ситуацию. У мальчиков в отношении матери/отца – 11% и 34% соответственно, а у девочек 33% и 17% соответственно.
В целом, было выявлено, что в большей степени по отношению к мальчикам матери проявляют директивное и автономное отношение. Это можно объяснить тем, что во многих сельских семьях отцы проявляют безразличие к воспитанию детей, многие из них алкоголезависимы, поэтому воспитанием детей занимается мать, проявляя некую власть и контроль над ними, стараясь заменить им отца.
Непоследовательность по отношению отцов к сыновьям можно объяснить незнанием как правильно воспитать своего ребенка, как найти к нему подход в этот трудный период или возможно нежеланием участвовать в воспитании детей вообще.
По мнению же девочек-подростков, родители слишком директивны по отношению к ним. Считают, что родители слишком строги с ними и относятся к ним как к «детям».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подростки считают методы своих родителей слишком жестокими. Хотя, как мы уже говорили выше, чаще эта «жестокость» проявляется из-за недопонимания между детьми и их родителями, не способности найти «общий язык», понять и принять своего ребенка с его новыми потребностями, чертами и убеждениями.
На основе этого вывода мы разработали рекомендации для родителей, по улучшению взаимоотношения с детьми подросткового возраста.
- Не воспитывайте своего ребенка в плохом настроении. И обратно, если у вашего ребенка беспричинно нет настроения, не стоит сейчас выяснять проблемы другого характера, отложите это на потом.
- Помните, что криками и грубым отношением ничего хорошего вы не добьетесь. Разговаривайте в спокойном тоне и спокойной обстановке.
- Поддерживайте своего ребенка, радуйтесь вместе с ним его успехами и достижениями.
- Старайтесь заранее поговорить о серьезных жизненных проблемах, которые ему предстоят. Но не «рубите с плеча», начните разговор постепенно, издалека.
- Прислушивайтесь к мнению вашего ребенка, он часть вашей семьи, часть вашей жизни, и он тоже человек, со своими взглядами и убеждениями.
- Старайтесь максимально вникать в жизнь вашего ребенка. Теперь он подросток и большую часть времени он уделяет сверстникам и возможно противоположному полу. Проблемы в отношениях есть всегда, но одному ему не справится. Будьте искренними с ребенком и честными, расскажите что-то из своей жизни, доверьтесь ему, тогда он доверится вам.
- Станьте для своего ребенка примером, идеалом, пусть ориентируется на вас.
Библиографический список
- Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание – М.: Просвещение.- 1990. – 179 стр.
- Мустаева Ф.А. Журнал: «APRIORI». Выпуск № 25-1 / 2012
- Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. — М.: Знание.- 1979. — 40 стр.
- Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. – Родители глазами подростка. Психологическая диагностика в медико-педагогической практике (Практикум по психодиагностике). – М.: Речь.- 2004. – 256 стр.