АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Головина Елена Ивановна
Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
магистрант кафедры финансов, денежного обращения и кредита

Аннотация
Статья посвящена анализу деятельности территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края. В результате проведенного исследования выявлен дефицит бюджета ТФОМС Пермского края, указаны проблемы в финансовом покрытии территориальной программы ОМС Пермского края, названы причины увеличения финансовых средств, направленных на оплату медицинской помощи в 2016 году.

Ключевые слова: бюджет ТФОМС, обязательное медицинское страхование, оплата медицинской помощи, страховые взносы, структура расходов медицинской организации, территориальная программа, финансирование обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение


THE ANALYSIS OF ACTIVITY OF TERRITORIAL FUND OF COMPULSORY MEDICAL INSURANCE OF THE PERM REGION

Golovina Elena Ivanovna
Ural Federal University n. a. the first President of Russia B.N. Yeltsin
graduate student of the department of finance, circulation of money and credit

Abstract
The article touches upon with the analysis of activity of territorial fund of compulsory medical insurance of the Perm region. The result of the study revealed a shortage of budget of territorial fund of compulsory medical insurance of the Perm region, problems in the financial coverage of the territorial programs of compulsory medical insurance of the Perm region, the causes of increasing the financial means to pay for health care in 2016.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Головина Е.И. Анализ деятельности территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70405 (дата обращения: 20.04.2024).

Основными функциями территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС) являются аккумулирование средств ОМС и управление ими, осуществление финансового обеспечения реализации территориальных программ ОМС в субъектах Российской Федерации, формирование и использование резервов для обеспечения финансовой устойчивости ОМС [1]. Реализация данных задач предусматривает выполнение регулярной аналитической работы, предполагающей тщательное изучение результатов деятельности всех участников системы ОМС по реализации территориальной программы ОМС, контроль за рациональным и эффективным расходованием средств ОМС и выполнением показателей, определенных основными нормативными документами сферы ОМС.

Анализ выполнения территориальной программы ОМС и нормативов, установленных тарифным соглашением, основан на мониторинге выполнения объемных и финансовых показателей деятельности отдельных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе ОМС.

Стоимость территориальной программы ОМС в течение последних нескольких лет остается примерно на одном уровне: в 2014 году – 25 123 026,6 тыс. руб., в 2015 году – 25 418 484, 9 тыс. руб., в 2016 году – 25 119 635, 3 тыс. руб. [2]. Финансовое обеспечение ее реализации осуществляется ТФОМС Пермского края, поэтому стоит дать оценку его бюджета. Динамика показателей формирования и расходования средств бюджета ТФОМС Пермского края в 2014-2016 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Параметры бюджета ТФОМС Пермского края в 2014-2016 гг. [3]

Период

Доходы

Исполнение доходов бюджета, %

Темп прироста доходов, %

Расходы

Исполнение расходов бюджета, %

Темп прироста расходов, %

Дефицит/

профицит

2014

(Исполнено)

23 156 766,1

100,1

11,0

24 660 505,1

102,5

17,7

-1 503 739,0

2015 (Исполнено)

24 787 850,4

101,6

7,04

25 598 984,2

100,6

3,8

- 811 133,8

2016 (Закон)

25 075 021,8

-

1,2

25 320 156,3

-

-1,1

- 245 134,5

Результаты аналитических расчетов, систематизированные в представленной таблице, позволяют идентифицировать негативную тенденцию в динамике показателей деятельности ТФОМС Пермского края. Это выражено в сокращении темпов прироста доходов с 11,0% в 2014 году до 1,2 % в 2016 году и расходов с 17,7 % до – 1,1% в аналогичные сравниваемые периоды. Наличие дефицита бюджета свидетельствует об имеющихся проблемах в финансовом покрытии территориальной программы ОМС Пермского края.

Рассмотрим итоговые финансовые показатели деятельности медицинских организаций в 2015 году и первом полугодии 2016 года, представленные в таблице 2.

Таблица 2 – Сведения о финансовых средствах, направленных на оплату медицинской помощи, оказанной в период с 01.01.2015 по 30.06.2016 года лицам, застрахованным на территории Пермского края [4], млн. руб.

Наименование показателя

Условия оказания медицинской помощи

Амбулаторная помощь

Стационарная помощь

Помощь, оказанная в дневных стационарах всех типов

Скорая медицинская помощь

Итого

Объем финансовых средств, распределенный на 2015 год

9 064,8

11 850,2

2 203,4

1 929,0

25 047,4

Фактически исполнено в 2015 г.

10 674,9

12 396,4

1 915,3

1 921,1

26 907,7

Выполнение плана 2015 года, %

117,8

104,6

86,9

99,6

107,4

Объем финансовых средств, распределенный на 2016 г.

9 215,6

11 839,7

2 045,3

1 779,2

24 879,8

Объем финансовых средств, распределенный на 1 полугодие 2016 г.

4 630,7

5 950,8

984,0

903,4

12 468,9

Фактически исполнено в 1 полугодии 2016 г.

4 558,1

6 104,6

1 056,2

875,6

12 594,5

Выполнение плана 1 полугодия 2016 г., %

98,4

102,6

107,3

96,9

101,0

Фактически исполнено в 1 полугодии 2015 г.

4 034,5

5 518,2

797,0

847,9

11 197,6

Темп роста финансовых средств, направленных на оплату медицинской помощи в 1 полугодии, 2016 г./2015 г., %

113,0

110,6

132,5

103,3

112,5

Представленные показатели позволяют сформировать следующие выводы. Средства, направленные на оплату медицинской помощи, оказанной в 2015 году в амбулаторных и стационарных условиях, превышают плановые значения на 4,6% и 17,8%. Следует отметить, что финансовые средства, направленные в течение 2015 года на оплату медицинской помощи, оказанной в дневных стационарах, не достигли плановых значений (86,9%). Отсюда наблюдается снижение объемов финансовых средств на дневные стационары, распределенных на 2016 год, на 7,17%, что в абсолютном выражении составляет 158 081,1 тыс. руб. Также видим увеличение средств, направленных на оплату медицинской помощи в первом полугодии 2016 г. в сравнении с аналогичным периодом 2015 г.

Причинами такой динамики являются:

1) увеличение объемов предоставления медицинской помощи на 2016 год;

2) изменение методики расчета стоимости случая оказания медицинской помощи в условиях дневного и круглосуточного стационаров в части корректировки коэффициентов, применяемых для расчета стоимости случая лечения заболевания, включенного в клинико-статистическую группу;

3) изменение методики определения дифференцированных подушевых нормативов и их применения для расчета финансирования медицинских организаций при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях.

Стоит отметить, что финансовые средства, направленные на оплату оказанной медицинской помощи, распределяются медицинской организацией на следующие основные виды расходов: оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда – 64,1 %, медикаменты и перевязочные средства, медицинский инструментарий – 20,0%, содержание имущества – 13,1%.

Особого внимания требует анализ суммы взносов, уплаченных на ОМС работающего и неработающего населения. Размер страхового взноса для страхователей работающих граждан с 1 января 2012 года составляет 5,1% [5] от фонда оплаты труда. На 2015 год было спрогнозировано поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения, поступающих в ФОМС, на уровне 14,6 млрд. руб. Фактически в ФОМС поступило 13,2 млрд. руб. (90,4%).  В первом полугодии 2016 года на ОМС работающего населения страхователями перечислено 6,9 млрд руб., что на 11,6 % больше, чем в аналогичный период 2015 года. На ОМС неработающего населения за первое полугодие 2016 года перечислено 5,9 млрд руб. В целом, страхователями на ОМС работающего и неработающего населения в первом полугодии 2016 года уплачено страховых взносов 12,8 млрд руб., а медицинской помощи застрахованным лицам Пермского края в этот же период оказано на 12,6 млрд руб. Разницу около 200 млн. руб. компенсируют субвенции Федерального фонда ОМС.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Показатели расходов бюджета ТФОМС Пермского края имеют отрицательный темп прироста, что свидетельствует об имеющихся проблемах в финансовом покрытии территориальной программы ОМС Пермского края. Тем не менее, за счет изменения методики расчета стоимости случая оказания медицинской помощи в условиях дневного и круглосуточного стационаров и определения дифференцированных подушевых нормативов наблюдается рост финансовых средств, направленных на оплату медицинской помощи в первом полугодии 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года.


Библиографический список
  1. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (дата обращения: 04.08.2016).
  2. Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов: постановление Правительства Пермского края от 24.12.2015 № 1139-п (ред. от 28.04.2016) (дата обращения: 04.08.2016).
  3. Об утверждении отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края за 2015 год: закон Пермского края от 30.06.2016 № 681-ПК (дата обращения: 04.08.2016).
  4. Официальный сайт территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края [Сайт]. URL: http://www.pkfoms.ru. (дата обращения: 04.08.2016).
  5. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 23.05.2015) (дата обращения: 04.08.2016).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Елена Головина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация