Под регионом понимается часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов страны. Ученые вкладывают в это понятие несколько иной смысл: регион, – это некое социально-культурное пространство, объединенное историко-культурными, экономическими, географическими и иными особенностями.
Как справедливо отмечает И.Я. Мурзина, когда говорят о регионалистике, как о научной отрасли, различают два направления исследования – это регионалистика зарубежных стран [См., например, 2,3,4] и внутренняя регионалистика. Изучение зарубежных стран ведется с учетом территориально-природных, политико-экономических, культурно-исторических реалий, при изучении ситуации в России преобладает политико-экономическая составляющая. То есть отечественная регионалистика, это поле прикладной политологии [5]
И действительно, сегодня все более насущной становится необходимость в методологическом осмыслении проблем культурной региональной политики, обусловленная, с одной стороны, возможностью повышения ее эффективности, а, с другой, обострением проблем этнокультурного характера.
Региональная политика, наряду с общими чертами (обусловленными единой концепцией государственной региональной политики – организация национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития страны), имеет и свои специфические черты, зависящие от уникальности конкретного региона, его особенностей. И хотя проблема региональной, в том числе и культурной, политики не обойдена вниманием ученых (философов, социологов, культурологов, политологов и др.), фундаментальных работ, посвященных её анализу крайне недостаточно (в свое работе под культурной политикой мы будем понимать совокупность действий направленных на достижение культурных целей). Поэтому, сегодня всё более насущной становится необходимость в методологическом осмыслении проблем культурной региональной политики. С одной стороны, это даёт возможность повышения её эффективности, а, с другой, своевременно решать проблемы этнокультурного характера.
Региональная культура складывается в процессе тесного и постоянного взаимодействия культур различных общностей, проживающих в пределах одной территории. Вместе с тем, усиление этнокультурных проблем, таких, как: кризис этнокультурной идентичности; рост этнического самосознания; воскрешение этнических архетипов и символов; возрождение религиозных традиций, обрядов и обычаев, норм права; образование националистических и религиозных движений, организаций; проявление элементов этноцентризма, этнофобии; этнокультурные конфликты и др., негативно сказывается на устойчивом развитии не только региона, но и общества в целом.
Таким образом, становится очевидной острая потребность в разработке концептуальных основ планирования развития региональной культуры, поскольку такая разработка позволла бы учесть как многообразные социальные, политические и этнокультурные последствия принимаемых решений, так и выработать стратегию развития номенклатуры специальностей подготовки кадров в различных областях и, прежде всего, в области культуры на долговременную перспективу.
Региональная культура играет важнейшую роль в функционировании и становлении социально-экономической системы региона и является его духовным фундаментом. Уровень региональной культуры в значительной степени зависит от состояния и характера общей культуры государства. Но в России, где социальные и другие различия достаточно глубоки, можно и нужно говорить о субкультурах – региональных культурах.
Культура, состоящая из субкультур – это культура, образуемая совокупностью данных автономных образований. Можно ввести такое понятие, как «территориально-культурная общность». Она характеризуется как устойчивая пространственно-культурная система, к формированию которой при определенных условиях (прежде всего развитом региональном самосознании и существовании региональной культуры) приводит развитие местной культурной среды.
Территориальные культурные общности являются активными субъектами деятельности. Они обладают следующими признаками:
-способностью к действию в защиту своих культурных интересов;
-наличием возможностей для осуществления своих целей и преодоления сопротивления других общностей;
-саморегуляцией культурной деятельности и др.
На активность территориальных культурных общностей влияют, как институциональные факторы:
-наличие форм прямой демократии в регионах, функционирование различных горизонтальных структур гражданского общества, гражданских инициатив и т. д.
А также, и факторы, относящиеся к разряду субъективных:
-деятельность территориальных политических элит, социальный состав населения, различие политических культур и т. д.
Наличие определенной территориальной системной целостности (региона) и существование носителя культуры (территориальной общности) являются одним из основных условий формирования и развития региональной культуры.
Основная функция региональной культуры – воспроизводство культурной жизни региона, обеспечение непрерывности регионального культурного процесса.
В целом, следует отметить, что региональная культура выполняет функции во многом свойственные общенациональной культуре, но воспроизводит культурный опыт определенной территориальной общности.
Региональная культура – явление с большим числом элементов, связей и отношений, что может служить предпосылкой для отнесения ее к сложным системам.
Во-первых, региональная культура представляет собой определенную устойчивую целостность, находящуюся во взаимосвязи с обществом, его духовной жизнью и материальным производством. Своеобразие региональной духовной жизни и материального производства, а также тех связей, которые складываются между элементами внутри самой региональной культуры, обусловливает специфический характер ее развития, обладающий известной самостоятельностью в отношении материального производства.
Во-вторых, как динамическая система, региональная культура имеют целевой характер, отвечающий ее внутренней потребности в самосохранении, устойчивости и развитии.
В-третьих, она обладают определенной структурной организацией. А это значит, что региональную культуру можно рассматривать как систему, представляющую собой совокупность взаимосвязанных подсистем, каждая из которых, в свою очередь, состоит из ряда элементов. Известно, что связи подсистем и их элементов могут быть различного типа: генетические, функциональные, информационные, семиотические и др. При анализе каждого из типов связей структура региональной культуры может рассматриваться в соответствующем аспекте – историко-генетическом, информационном и т. д.
В-четвертых, функционирование и развитие региональной культуры связано с определенными способами ее регулирования и саморегулирования и означает, что она обладают соответствующей формой управления, наличие которой также характеризует ее как целостную систему.
Перечисленные системообразующие признаки позволяют рассматривать региональную культуру как целостную сложносоставную систему.
Исходными подсистемами в региональной культуре являются:
-духовное производство;
-и духовное потребление (духовные потребности).
Не нужно говорить, что эти две подсистемы находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Изменение одной подсистемы влечет за собой изменение другой. Закономерности взаимозависимости этих двух составляющих региональной культуры, как и культуры вообще изучены достаточно основательно.
В реальной жизни взаимодействие этих подсистем осуществляется в рамках другой подсистемы – социального института региональной культуры, который объединяет в себе те взаимосвязи производства и потребления, которые определяют характер функционирования региональной культуры в обществе.
Вместе с тем, функционирование региональной культуры сталкивается с рядом экономических и социально-политических проблем, препятствующих ее наиболее полному развитию.
Это:
- неравенство регионов страны по социально-экономическим условиям проживания из-за недостатков территориальной организации общества, в связи с которыми созданные гражданами богатства распределяются по районам страны без соответствия размещению самих граждан. Последнее обусловлено разнообразием физико-географических и историко-культурных условий в различных частях страны;
-недостаточно эффективное использование выгод от разнообразия условий в регионах страны. Один из основных тезисов при подходах к региональной проблеме состоит в том, что многообразие российских регионов и многонациональный состав Российского государства – это не слабость России, а ее потенциальное могущество. Реальная федерация использует разнообразие своих субъектов как мощный социокультурный резерв развития страны в целом и каждого региона в отдельности;
-становление федерализма как политической и территориальной организации общества;
-национально-политические факторы, обусловливающие процесс дезинтеграции[6].
В этой связи, учет названных проблем является необходимым условием осуществления культурной региональной политики. И здесь следует сказать о видах региональной, в том числе и культурной, политики.
Различают следующие виды:
-по целям: выравнивание уровней развития регионов, расширение спектра социальных ролей в регионах, рационализация использования местных ресурсов, рационализация межрайонного сотрудничества;
-по механизму: автоматическая (распределение по формуле), проблемная (по спецпрограммам), целевая (по конкретным регионам);
-по средствам: финансовая (помощь, льготы, штрафы), административная (разрешения и запреты), инфраструктурная (строительство дорог и другое);
-по объекту: борьба с чрезмерной специализацией хозяйства, улаживание конкуренции регионов, снижение остроты противоречия “регион – страна”, сглаживание контрастов “бедные – богатые регионы”;
-по адресату: региональные власти, предприятия и организации, граждане [7].
Для нашей страны с ее территорией, разнообразными социально-экономическими и культурными особенностями, сложной административной организацией развитие региональной культуры является необходимым условием преодоления экономического кризиса и упрочения целостности государства.
Проблемы изучения и функционирования региональной культуры напрямую зависят от всего комплекса внутренних и внешних факторов обуславливающих существование региона, как социокультурной структурной единицы являющейся составной частью общества в целом.
Современную региональную культуру следует ориентировать на выравнивание межрегиональных различий населения в социальной инфраструктуре, коммуникациях, состоянии окружающей среды, в доступе к культутурным ценностям, возможности удовлетворении культурных потребностей.
Библиографический список
- Аванесова Г.А.Аавнесова Г.А. Некоторые проблемы анализа социокультурной сферы российских регионов/ Г.А. Аванесова, О.Н. Астафьева // Панорама культ. жизни РФ: Информ. сб./РГБ; НИО Информкультура. – 2001. – N 2. – С.2 – 31.
- Белова В.Л. Регионоведение. Регионообразующие факторы // Социально-гуманитарные знания. – 1999. – № 2. – С. 57 – 67.
- Бродель Ф. Что такое Франция? Кн. 1. Пространство и история. М., 1994.
- Бусыгина И.М. Регионы Германии. – М., 2000.
- Сергунин А.А. Проблемы и возможности регионалистики // Полис: Политические исследования. – 1994. – № 5. – С. 149 – 151.
- Линник Т.Г. Регулирование регионального развития // Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2002. – № 3. – С. 33.
- Лившиц А.Я., Новиков А.В., Смирнягин Л.В. Региональная стратегия России // Регион: экономика и социология. – 1994. – №3. – С. 38.
- Маевский Г.С.Маевский, Георгий Станиславович Культурная политика современной России: институты и тенденции // Вестник Московского университета: Научный журнал. – 2002. – N 2. -(Политические науки; 12). – С.77.
- Мамедова Е.В.Мамедова Е.В. Культурная политика // Философ. науки. – 2000. – № 1.- С.163 – 171.
- Петров И. Ф. Дифференцированный подход к удовлетворению культурных потребностей личности. – Тула: Приокское книжное издательство, 1990. – 142с.
- Петров И. Ф. Дифференциация культурных потребностей личности: социологический подход . – Кемерово: КемГУКИ, 2006. – 152с.
- Петров И. Ф., Петров Л. И. Личность в контексте культурных потребностей. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. – 150 с.
- Петров Л. И. Общество и потребности. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. – 171 с.
- Петрова С. И. Социальные потребности и культурные процессы. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. – 151 с.