К ВОПРОСУ ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Кулакова Анна Борисовна
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук
младший научный сотрудник

Аннотация
Данная статья посвящена актуальной проблеме современности – изучению лидерского потенциала школьников в образовательном процессе через диагностику коммуникативных и организаторских склонностей. Автором раскрыта специфика коммуникативных и организаторских склонностей, проанализированы научные подходы к их пониманию, обоснована значимость формирования и развития лидерских качеств для подрастающего поколения. Представлены результаты диагностики коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся на примере Научно-образовательного центра.

Ключевые слова: диагностика, коммуникативные склонности, лидерские качества, Научно-образовательный центр, организаторские склонности


ON THE QUESTION OF DIAGNOSTICS OF COMMUNICATIVE AND ORGANIZATIONAL APTITUDES OF STUDENTS

Kulakova Anna Borisovna
Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences
Junior Researcher

Abstract
This article is devoted to the urgent problem of our time – the study of leadership potential of students in the educational process through a diagnosis of communication and organizational tendencies. The author revealed the specifics of communication and managerial aptitudes, analyzed scientific approaches to understanding them, proved the importance of the formation and development of leadership skills for the younger generation. It presents the results of the diagnostic communication and organizational aptitudes of students on an example of the Research and Education Center.

Keywords: communication addiction organizational tendency, diagnostics, leadership, Research and Education Center


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кулакова А.Б. К вопросу диагностики коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/07/69397 (дата обращения: 15.03.2024).

В условиях острой конкуренции и нарастания кризисных явлений в современной экономической ситуации подготовка людей, способных взять на себя роль лидера, стала одной из самых важных задач для бизнеса. В связи с этим особую значимость приобретает изучение лидерского потенциала школьников, так как именно в этом возрасте закладываются основы лидерских качеств, которые впоследствии проявляются во взрослой жизни.

Коммуникативные и организаторские способности являются основой лидерского потенциала и выражаются в умении взаимодействовать с членами группы и регулировать межличностные отношения, а также в способности оказывать влияние на окружающих для достижения максимального эффекта в групповой деятельности.

Вопросами понимания коммуникативных склонностей в современной психологической теории в разное время занимались отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Г.С. Васильев, А.А. Кидрон, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Э.А. Голубева, М.К. Кабардов, В.В. Бурлаков, Н.И. Карасева, Е.А. Кукуев, Т.П. Абакирова, Н.А. Воробьева и другие. Различные аспекты вопроса организаторских способностей находят свое отражение в работах отечественных и зарубежных психологов Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева и А.Г. Ковалева, Л.И. Божович, А.А. Деркача, В.А. Крутецкого, Н.Н. Обозова, Л.П. Калининского, Н.Д. Левитова, Р.М. Стогдилла, Е. Гизелли и других [1].

Проанализировав теоретические подходы к пониманию сущности коммуникативных склонностей можно выделить два основополагающих подхода (табл. 1).

Таблица 1 – Теоретические подходы по проблеме коммуникативных склонностей

Подход

Авторы

Содержание

1. Личностно-деятельностный Э.А. Голубева, В.В. Печенков,
Е.П. Гусева,
С.А. Изюмова, И.В. Тихомирова, М.К. Кабардов и др.
– коммуникативные способности имеют общественно-историческое происхождение;
– они формируются и совершенствуются в практическом общении;
– коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности освоения или выполнения коммуникативной деятельности [2];
– структура и предметное содержание коммуникативной деятельности опосредованно отражает структуру и содержание коммуникативных способностей [3, 4];
– коммуникативные способности обнаруживают себя в коммуникативных навыках и умениях и особенно ярко – в быстроте и успешности приобретения соответствующих навыков, умений, знаний [3].
2. Предметно-деятельностный Н.И. Карасевой,
Ю.М. Жукова,
Н.М. Мельниковой,
Л.А. Петровской и др.
– коммуникативные способности – это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного взаимодействия (умение ориентироваться в
социальных ситуациях, умение выбирать и реализовывать адекватные способы общения) [5].

Таким образом, под коммуникативными склонностями подразумевается способность личности устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми.

Наряду с пониманием коммуникативных склонностей обратимся к проблеме организаторских склонностей. По мнению Л.И. Уманского, организаторские склонности – это набор таких качеств личности как психологическая избирательность, практический психологический ум, психологический такт, общественная энергичность, требовательность, критичность, способность к организаторской деятельности [6].

Краткий обзор подходов к пониманию содержания коммуникативных и организаторских способностей позволяет говорить об актуальности данного вопроса и необходимости его дальнейшего изучения.
В современном веке цифровых технологий и больших объемов информации стоит проблема повышения эффективности общения и коммуникаций. Именно поэтому практическое изучение вопросов формирования, развития коммуникативной компетентности и организаторских склонностей значимы и востребованы.

Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий, который является структурным подразделением Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук (НОЦ ИСЭРТ РАН), представляет собой систему непрерывного образования, где создаются условия для выявления и развития способностей талантливой молодежи, осуществляется комплексное обучение школьников, студентов, магистрантов и аспирантов [7].

Первой ступенью образовательной программы НОЦ является дополнительное школьное образование. Оно ориентировано на экономический и научно-исследовательский интерес в области экономики региона у школьников, на развитие их лидерских качеств и реализацию творческого потенциала. В связи с этим, одним из аспектов подготовки будущего научного деятеля, способного быть лидером, становится развитие его коммуникативных и организаторских умений по следующим направлениям деятельности (рис. 1).


Рисунок 1. Направления деятельности с обучающимися Научно-образовательного центра

по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей

Особенностью реализации всех представленных направлений является использование разноплановых методик, активных форм и методов обучения школьников. Образовательный процесс выстроен таким образом, что педагог учитывает уровень знаний и предыдущий опыт обучающихся, использует на уроке элементы проблемного и деятельностного подхода в обучении, ориентируется на вовлечение и активизацию личностного потенциала каждого ученика. Вместе с тем, следует отметить, что необходимо не только развивать коммуникативные и организаторские склонности обучающихся, но и проводить ежегодный мониторинг исследуемых качеств. В связи с этим, в рамках диагностического направления работы группой психолого-педагогического сопровождения Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН с 2008/09 уч. г. проводится исследование, направленное на изучение коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся.

В качестве инструментария используется методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (далее «КОС») В.В. Синявского и Б.А. Федоришина, которая позволяет, учитывая индивидуально-личностные особенности школьников, определить уровень выраженности исследуемых склонностей (в баллах) [8].

Результаты исследования определяют обучающихся по уровням коммуникативных и организаторских склонностей, краткая характеристика которых представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Характеристика уровней коммуникативных и организаторских склонностей

Уровни КОС

Баллы

Характеристика уровней КОС

Очень низкий

1 – 4

Сфера коммуникативных и организаторских способностей неразвита. Испытуемые стремятся избегать контактов, мало общаются даже в узком кругу, испытывают дискомфорт в ситуации вынужденного взаимодействия с малознакомыми людьми. В организаторской деятельности не проявляют инициативы, скованны, часто им сложно принимать решения самостоятельно.
Низкий

5 – 8

Испытуемые не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
Средний

9 – 12

Испытуемые стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.
Высокий

13 – 16

Потребность в коммуникативной и организаторской деятельности сформирована в достаточной мере. Испытуемые не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
Высший

17 – 20

Потребность в коммуникативной и организаторской деятельности сформирована полностью. Испытуемые быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия, настойчивы и одержимы в деятельности

Рассмотрим динамику показателей по шкалам «коммуникативные склонности» и «организаторские склонности» школьников за три года обучения в Научно-образовательном центре на примере одного класса.

Анализ результатов двух срезов, сделанных в 2013/14 (8 класс) и 2015/16 (10 класс) уч. гг., выявил положительную тенденцию в развитии коммуникативных способностей обучающихся НОЦ (рис. 2). Так, к 10 классу количество школьников, находящихся на высшем уровне, увеличилось на 25% и составило 50%, а количество обучающихся на среднем и высоком уровнях не изменилось и составило 25%. К 2015/16 уч. г. школьников с очень низким и низким уровнем развития коммуникативных склонностей выявлено не было.


Рисунок 2. Динамика результатов по шкале «Коммуникативные склонности»

в период 2013/14 – 2015/16 уч. гг. обучающихся 10 класса (в % от количества опрошенных)

Динамика результатов в период 2013/14 – 2015/16 уч. гг. по шкале «Организаторские склонности» также имеет положительную тенденцию (рис. 3). Так, к 10 классу количество обучающихся, находящихся на высшем уровне, составило 25%, в то время как в 8 классе на данном уровне не было выявлено ни одного ученика. Следует отметить, что за три года обучения 25% школьников перешли со среднего уровня на высокий по развитию организаторских склонностей. Соответственно доля обучающихся со средним уровнем исследуемых качеств уменьшилась в два раза и составила 25%.


Рисунок 3. Динамика результатов по шкале «Организаторские склонности»

в период 2013/14 – 2015/16 уч. гг. обучающихся 10 класса (в % от количества опрошенных)

Подобное распределение динамики результатов свидетельствует о том, что коммуникативные и организаторские склонности школьников постепенно совершенствуются в процессе обучения в Научно-образовательном центре и к концу обучения достигают качественных показателей. Школьники увеличивают круг общения, планируют свою деятельность, активно участвуют в конкурсах, олимпиадах, конференциях и т. д.

Для того, чтобы понять какие склонности преобладают у школьников в процессе их развития, проведем сравнительный анализ коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся 8 – 11 классов (рис. 4).

Так, на высшем уровне коммуникативные и организаторские склонности выявлены у равного количества школьников и составляют 24%. На высоком уровне преобладают дети, обладающие коммуникативными склонностями (40%) в сравнении с организаторскими (33%). На среднем уровне ситуация складывается противоположная и организаторскими склонностями обладает 40% школьников, в то время как коммуникативными только 24%.


Рисунок 4. Результаты по шкалам «Коммуникативные склонности» и «Организаторские склонности» обучающихся 8 – 11 классов (в % от количества опрошенных)

Таким образом, на среднем, высоком и высшем уровнях организаторскими склонностями обладают 97% школьников, коммуникативными – 88%.

По результатам динамики показателей по шкалам «коммуникативные склонности» и «организаторские склонности» школьников за три года обучения в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН и диагностики 8 – 11 классов можно сделать вывод, что уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей большинства обучающихся является высоким для эффективной самореализации в личностном и профессиональном становлении. Это свидетельствует о гармоничном развитии личности школьников в условиях учебной и внеучебной деятельности Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН, а также доказывает
необходимость изучения этих склонностей и формирования коммуникативных и организаторских умений у обучающихся с раннего возраста. Именно от степени их развития будет зависеть будущее российского общества, которому в условиях нестабильной социально-экономической ситуации, необходимы энергичные, инициативные, обладающие лидерским потенциалом профессионалы.


Библиографический список
  1. Бабудоржиева, Э.Д. Исследование проблемы коммуникативных и организаторских способностей в психологии [Текст] / Э.Д. Бабудоржиева // Вестник бурятского государственного университета.– 2012. – № 5. – С. 41-45.
  2. Способности и склонности: комплексные исследования / под ред. Э.А. Голубевой. – М.: Педагогика, 1989.
  3. Васильев, Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно- воспитательных коллективов: дис. … канд. психол. наук. – М., 1977.
  4. Капустина, Е.А. Взаимосвязь социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности: дис. … канд. психол. наук. – Барнаул, 2004.
  5. Карасева, Н.И. Психологические особенности развития коммуникативных способностей у подростков, оставшихся без попечения родителей: дис. … канд. психол. наук. – Киев, 1991.
  6. Уманский, Л.И. Организатор и организаторская деятельность. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.
  7. Леонидова, Г.В. Региональный научно-образовательный центр [Текст] / Г.В. Леонидова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2007. – 99 с.
  8. Пейсахов, Н.Н. Методики для изучения особенностей личности школьников [Текст] / Н.Н. Пейсахов, А.П. Кашин, Г.Ш. Габдреева, М. Н. Шевцов. – Казань – 1991. – 35 с.
  9. Дудковская, Е.Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] / Е.Е. Дудовская // Мир науки, культуры и образования. – 2014. – № 4 (47). – С. 161-163.
  10. Кулакова, А.Б. Диагностического направление работы в НОЦ ИСЭРТ РАН [Электронный ресурс] / А.Б. Кулакова, Ж.В. Фомина // Вопросы территориального развития – 2014. – № 8 (18). – Режим доступа: http://vtr.isertran.ru/file.php?module=Articles&action=view&file=article&aid=4281
  11. Розонтова, Д.В. Формирование коммуникативных способностей обучающихся в условиях развивающей среды НОЦ ИСЭРТ РАН [Текст] / Д.В. Розонтова, А.Б. Кулакова // Проблемы развития территории. – 2014. – № 5 (73) – С. 69-77.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кулакова Анна Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация