Отрасль здравоохранения является одной из составляющих частей деятельности государства в целом. Поэтому необходимо регулярно создавать и предоставлять благоприятные условия с целью увеличения эффективности работы, развития медицины, улучшения здоровья населения и прочее.
В качестве основного этапа развития данной отрасли выступает привлечение высококвалифицированных специалистов. Этот шаг позволит повысить уровень качества услуг медицинской организации и сделает их более доступными для всех слоев населения.
Для того, чтобы реализовать мобилизацию специалистов, необходимо проводить политику по повышению мотивации для врачей. В качестве примера может выступать увеличение заработных плат.
Данный показатель напрямую зависит от финансирования отрасли здравоохранения. Анализируя показатели по Курской области, очевидно, что проблемы дефицита финансирования приобретают первостепенное значение - платежеспособность населения увеличивается быстрее, нежели модернизируется система здравоохранения. Это приводит к нарастанию недовольства со стороны пациентов качеством медицинской помощи.
Для того, чтобы обозначить причины такого дефицита, необходимо проанализировать деятельность здравоохранения. В стране реализуется множество национальных проектов и программ, в рамках которых выделяются огромные объемы финансирования. Соответственно, корень проблемы нехватки финансовых средств нужно искать в организации процессов программно-целевого управления финансовыми потоками.
Выделены группы факторов, определяющих неэффективность системы управления:
- организация работы системы управления (недостаточность экономических рычагов воздействия на муниципальные органы; отсутствие координации в вопросах организации медицинского обслуживания и т.д.);
- информационное обеспечение (отсутствие информационного мониторинга состояния здоровья населения);
контроль (отсутствие эффективных механизмов контроля качества медицинской помощи).
Так же в качестве стимулирующего звена для работников здравоохранения могут выступать надбавки.
Они являются основным компонентом заработной платы работников, которую они должны будут заслуженно получить. Из этого следует, что не все специалисты имеют шанс на приобретение надбавок. Такие выплаты осуществляются только в том случае, если медицинский работник добился в своей профессиональной деятельности конкретных результатов.
Следует выделить конкретную классификацию выплат поощрительного характера, к которой относятся: результат работы; непрерывный стаж; качество; квалификационная категория. Благодаря этим показателям, можно определять необходимость выплат, размер, количество надбавок для определенных сотрудников.
Для анализа заработной платы медицинских работников Курской области необходимо рассмотреть данный показатель за определенный промежуток времени, отраженный в таблице 1.
Таблица 1 – Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников Курской области за 2010–2015 г.г. (руб.) [1]
Ср. зарплата | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | А | К.р. | Тр, % | Тпр, % |
в целом по области |
14006,5 |
16240,8 |
18690 |
21231 |
23486 |
25743,3 |
11736,8 |
1,84 |
183,80 |
83,80 |
в здравоохранении |
9173,4 |
11632,3 |
13606 |
17876,3 |
19582 |
21679,4 |
12506 |
2,36 |
236,33 |
136,33 |
За пять лет темп роста заработной платы по Курской области составил 183, 8%, тогда как в здравоохранении – более чем в 2 раза.
Здравоохранение традиционно является затратной отраслью для экономического потенциала страны, изменения которой происходят медленнее, чем в других отраслях народного хозяйства. Отдача от реформ также отложена во времени, что подчеркивает инерционный характер развития. Однако вложения в отрасль, от которой зависит воспроизводство человеческого потенциала, в значительной степени определяет успехи социально-экономического развития региона и непопадание его в депрессивный кластер [2, с. 8].
В соответствии с данными Комитета здравоохранения Курской области, по итогам 2015 года размер среднемесячной заработной платы работников учреждений, находящихся в ведении комитета здравоохранения Курской области, по категориям медицинского персонала составил:
- врачи и работники медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование – 32178,90 руб. или 100,4% плановых значений,
- средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий предоставление медицинских услуг) – 18398,25 руб. или 100,1% плановых значений,
- младший медицинский персонал (персонал, обеспечивающий предоставление медицинских услуг) – 12289,55 руб. или 99,8% плановых значений.
Плановые значения уровня средней заработной платы отдельных категорий работников на 2015 год были установлены исходя из показателей «дорожной карты» и прогнозного значения средней заработной платы по экономике региона (24050,00 руб.) [3, 220].
Можно заметить, что с каждым годом объем финансирования заработной платы работников здравоохранения и области в целом увеличивается, что может быть связано с внедрением новых программ финансирования различных отраслей общества.
Так почему же до сих пор прослеживается проблема дефицита? Ответ заключается в том, что заработная плата врача зависит не только от базового сегмента оплаты труда, но и от:
- выплат за оказание высокотехнологичной медицинской помощи;
- выплат за оказание помощи по программе обязательного медицинского страхования;
- выплат за оказание платных медицинских услуг;
- премиальных выплат за счет экономии ФОТ [4, 134].
Таким образом, проблема недофинансирования остается по-прежнему актуальной. Ее решением является поиск иных источников финансовых средств. Так же необходимо повышать социальные гарантии медицинским и фармацевтическим работникам («социальный пакет»), проводить мероприятия по формированию привлекательных условий труда для специалистов и выпускников ВУЗов и налаживать экономическую ситуацию в регионе. На сегодняшний день проблемы управления ресурсами здравоохранения остаются, и, как следствие, экономический потенциал здравоохранения Курской области развивается недостаточно быстро.
Библиографический список
- Курскстат – http: // kurskstat.gks.ru.
- Развитие региональной системы здравоохранения в оценке качества жизни населения: Монография / М.П. Куркина, С.А. Анохина – Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. медицинский ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», – Курск, 2008.
- Куркина М.П. Проблемы и технологии управления качеством услуг здравоохранения / М.П. Куркина, Л.И. Борисова, М.А. Куркин // В мире научных открытий. 2013. № 11. 9 (47) С.219-224.
- Николаев Н. С. Дифференцированная оплата труда врачей Федерального центра травматологии, ортопедии и эндо протезирования (г. Чебоксары) в рамках системы менеджмента качества / Н. С. Николаев, А. Н. Деверинский, А. В. Орлова // Менеджер здравоохранения. – 2014. – №1. – С. 41-46.