В настоящее время существуют определённые проблемы при определении полезного отпуска коммунальных ресурсов конечным потребителям за отчётный период (месяц) и формировании такого показателя, как коммерческие потери, источником которых служат безучётное и бездоговорное потребление, неточность учёта, недоучёт объёмов и качества поставленных и потребленных коммунальных ресурсов [10, 15].
Ресурсоснабжающие организации (далее – РСО) покрывают свои издержки за счёт повышения тарифов и, тем самым, формируют статистику корректированных данных, на основании которых формируется политика развития отрасли и инвестиционные программы.
Качественное управление тарифами на уровне региона (муниципального образования) невозможно при современных условиях, которые характеризуются разрозненностью информации, несогласованностью действий РСО (разные бизнес-интересы), отсутствием унифицированных и типизированных прикладных решений, обеспечивающих возможность оперативного мониторинга и реагирования [2, 3, 11, 12, 13, 16].
Оператор коммерческого учета – это независимая организация, оказывающая участникам рынка ЖКХ (генерирующие, сетевые, сбытовые компании, исполнители ЖКУ, потребители) услуги:
- по сбору, хранению и обработке показаний приборов учета, необходимых для определения взаимных финансовых обязательств субъектов рынка ЖКХ;
- по учету и обработке данных о нештатных ситуациях при поставке коммунальных услуг;
- прочие сопутствующие услуги по согласованию с заказчиками (техническое обслуживание средств измерений, формирование энергобалансов и т.д.).
Миссия Оператора коммерческого учета – являться гарантом достоверности коммерческой информации и ее соответствия требованиям действующих нормативных документов [4, 5, 6, 8, 22].
Задачи Оператора коммерческого учета:
1. Обеспечение единства измерений между производителями и потребителями коммунальных ресурсов, упорядочивание взаимоотношений между поставщиками коммунальных ресурсов и конечными потребителями – гражданами.
2. Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также организаций бюджетной сферы от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, используемых в сфере энергоснабжения.
3. Организация эффективной системы управления бизнес-процессами предоставления коммунальных услуг:
- внедрение инновационных технологий учета и их постоянное совершенствование;
- обеспечение оперативной обработки нештатных ситуаций при поставке коммунальных ресурсов;
- ведение документооборота между организациями коммунального комплекса и конечными потребителями коммунальных ресурсов, отражающего динамику потребления и представляющего собой массив данных, на основе которого решаются задачи оптимизации энергопотребления.
4. Оптимизация затрат организаций бюджетного сектора на коммунальные ресурсы.
Перечень основных заказчиков услуг, оказываемых оператором коммерческого учета, приведен в таблице. 1.
Таблица 1. Перечень основных Заказчиков услуг, оказываемых Оператором коммерческого учета
Исполнитель услуги |
Наименование услуги |
Заказчики услуг |
Оператор учета потребления коммунальных ресурсов. |
|
Информационные и расчётные центры ЖКХ |
|
Исполнители жилищных и коммунальных услуг. | |
|
Ресурсоснабжающие организации (РСО). | |
|
Сервисные компании. | |
|
Потребители ЖКУ, имеющие прямые договора с РСО. |
Типовая организационная модель и типовая модель информационного взаимодействия приведены на рис. 1 и рис. 2, соответственно [1, 7, 14, 17, 18, 19, 20, 21].
Рис. 1. Типовая организационная модель
Рис. 2. Типовая модель информационного взаимодействия
Деятельность оператора коммерческого учета позволит решить ряд задач в интересах участников рынка:
- обеспечит единство измерений и расчетов для граждан, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, органов местного самоуправления;
- минимизирует издержки на создание и эксплуатацию инфраструктуры сбора, обработки и хранения данных;
- обеспечит информационную поддержку для расчета энергетических балансов и создания энергетических паспортов объектов по каждому виду коммунальных ресурсов;
- обеспечит проведение сравнительного анализа параметров потребления коммунальных ресурсов в домах с одинаковыми техническими характеристиками;
- обеспечит учет данных для применения дифференцированных тарифов;
- сформирует базы знаний для разработки и контроля тарифных планов на поставку коммунальных ресурсов и проведения мероприятий по энергосбережению;
- сократит издержки расчетных центров на обработку данных из разных источников за счет типизации автоматической передачи данных о приборах учета, об объемах и качестве коммунальных ресурсов и услуг.
- минимизирует риски потерь энергоресурсов и несанкционированного подключения к инженерно-коммунальным сетям при транспортировке, распределении и потреблении;
- минимизирует рисков предоставления искаженных данных:
- исполнителями коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям об объемах потребления коммунальных ресурсов;
- организациями ЖКХ при предоставлении статистических и финансовых отчетов в государственные органы, органы местного самоуправления и органы статистики (в том числе для расчета нормативов и тарифов);
- снизит текущие ежемесячные затраты управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций на содержание контролеров, устранение рисков, связанных с ручным сбором показаний с приборов учета;
минимизирует стоимости коммунальных ресурсов, подлежащих распределению между потребителями многоквартирного дома (потери в доме, содержание мест общего пользования и др.).
Библиографический список
- Димов Э.М., Маслов О.Н., Скворцов А.Б., Чаадаев В.К. Имитационное моделирование сложных экономических систем // Электросвязь. 2002. № 8. С. 44.
- Чаадаев В.К. Инновационные и инвестиционные технологии реинжиниринга предприятий связи и информатизации // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Ижевский государственный технический университет. Ижевск, 2007.
- Чаадаев В.К. Как правильно выбрать ERP-систему // Управление компанией. 2004. Т. 07. № 38. С. 67.
- Чаадаев В.К. Коммерческий учет – гарантия защиты от недостоверных результатов измерений // Социальные науки. 2016. Т. 1. № 1-1(11). С. 61-70.
- Чаадаев В.К. Методологические подходы к созданию оператора коммерческого учета энергоресурсов // Актуальные вопросы современной науки, 2015. № 3(7). С. 99 – 103.
- Чаадаев В.К. Оператор коммерческого учета – организация процессов управления потреблением энергоресурсов // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 1-1 (59). С. 192-194.
- Чаадаев В.К. Организация современных подходов к мониторингу и управлению коммунальным хозяйством // Реформа ЖКХ. 2008. № 10. С. 14.
- Чаадаев В.К. Проблемные зоны взаимодействия между участниками рынка коммунальных услуг при отсутствии оператора коммерческого учета // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 С. 92-96.
- Чаадаев В.К. Проектирование экспертных систем для реинжиниринга бизнес-процессов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. № 48-2. С. 230-237.
- Чаадаев В.К. Разработка стратегии сокращения потерь и неучтенных расходов воды // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4-1 (46). С. 140-142.
- Чаадаев В.К. Реинжиниринг бизнес-процессов на предприятиях связи // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. № 48-3. С. 115-121.
- Чаадаев В.К. Реинжиниринг, развитие и управление бизнес-процессами связи // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2008. № 3. С. 126.
- Чаадаев В.К. Экономическая сущность и классификация бизнес-процессов организаций коммунального комплекса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-2. С. 99-102.
- Чаадаева В.В. Информационные технологии как базовый инструмент устойчивого развития коммунального сектора экономики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2015. № 11-12. С. 79-81.
- Чаадаева В.В. Коммунальный сектор экономики как вид экономической деятельности // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7 (60). С. 831-835.
- Чаадаева В.В. Методология организационного развития и реинжиниринга // В сборнике: Управление экономикой: методы, модели, технологии тринадцатая Международная научная конференция: сборник научных трудов. 2013. С. 89-92.
- Чаадаева В.В. Применение экономических моделей и информационных технологий при создании системы управления бизнес-процессами в сфере ЖКХ // В сборнике: Современная наука: проблемы и пути их решения Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский научный центр; Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева. 2015. С. 286-290.
- Чаадаева В.В. Принципы разработки целевой модели устойчивого развития предприятия коммунального сектора экономики // Экономика: теория и практика. 2016. № 1 (41). С. 112-117.
- Чаадаева В.В. Устойчивой развитие экономики на основе инновационных преобразований // Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 16. С. 387-397.
- Чаадаева В.В. Целевая модель предприятий коммунального сектора как инструментарий разработки и управления бизнес-процессами // Вопросы региональной экономики. 2016. Т. 26. № 1. С. 60-65.
- Чаадаева В.В. Целевая модель предприятия коммунального сектора экономики: разработка и управление бизнес-процессами // Экономические и гуманитарные науки. 2016. № 2 (289). С. 106-113.
- Чаадаева В.В. Особенности процессов производства и потребления коммунальных ресурсов и услуг // В сборнике: Новейшие исследования в современной науке: опыт, традиции, инновации Научно-издательский центр «Открытие». 2015. С. 121-124.